Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:
- лучше понять результаты прошлой деятельности организации;
- точнее оценить риски и прибыли организации;
- принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.
Введение
Глава 1 Сущность и назначение сегментарной отчетности
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»
1.2 Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему
1.3 Этапы построения системы сегментарной отчетности организации
Глава 2 Состав и методы составления сегментарной отчетности ОАО «Спасское молоко»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Спасское молоко»
2.2 Формирование сегментарной отчетности
2.3 Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Введение
Глава 1 Сущность и
назначение сегментарной отчетности
1.1 Понятие сегмента.
Сфера и порядок применения
ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»
1.2 Выбор отчетного
сегмента и раскрытие
1.3 Этапы построения
системы сегментарной
Глава 2 Состав и методы
составления сегментарной отчетности
ОАО «Спасское молоко»
2.1 Краткая характеристика
ОАО «Спасское молоко»
2.2 Формирование сегментарной
отчетности
2.3 Анализ отчетной
информации в разрезе
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Многие крупные
компании производят разнообразные
товары, оказывают широкий спектр
услуг, которые различаются по своему
техническому уровню, рентабельности
и другим условиям. Кроме того, продажа
товаров, продукции, работ, услуг совершается
в различных географических регионах,
которые также имеют свои особенности
(уровень спроса, доход потребителей,
социально-экономические и
- лучше понять
результаты прошлой
- точнее оценить
риски и прибыли организации;
- принять более
обоснованные решения в
В связи с этим
возникает потребность в
Актуальность темы состоит в том, что изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит вопрос представления сегментарной отчетности.
Цель раскрытия
информации по сегментам в составе
бухгалтерской отчетности - помочь
пользователям составить более
полное представление об организации
путем предоставления дополнительных
данных о производстве различных
видов товаров (работ, услуг), которые
являются предметом деятельности организации,
и различных географических регионах,
в которых организация ведет
свою финансово-хозяйственную
Как правило, в информации
по сегментам заинтересованы, прежде
всего, внешние пользователи. Особую
важность представление информации
по сегментам имеет для
Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу
и порядок применения ПБУ 12/
- формирование информации
по операционным и
- раскрытие информации по отчетному сегменту;
- определить принципы
и условия построения
- отметить правила
построения сегментарной
- перечислить и
охарактеризовать каждый из
Предмет исследования - сегментарная отчетность организации: цели, состав и методы составления.
Источниками для написания данной курсовой были взяты нормативные акты, положение по ведению бухгалтерского учета, а также некоторые научные литературные издания по бухгалтерской финансовой отчетности.
сегмент отчетность информация
Глава 1 Сущность и назначение сегментарной отчетности
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.
Дословный перевод латинского слова segmentum означает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.
К настоящему времени система нормативного регулирования сегментарной отчетности включает множество различных по юридической силе и содержанию документов, основные из которых представлены в Приложении 1. В связи с принятием нового международного стандарта по представлению сегментной информации IFRS 8 "Операционные сегменты" в рамках существующей Концепции бухгалтерского учета в Российской Федерации и Программы его реформирования актуальными сегодня являются сравнительный анализ ПБУ 12/2010 с его требованиями и разработка возможных путей трансформации российского положения.
Представленная в Приложении 2 краткая характеристика основных позиций стандартов позволяет сделать вывод: ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" концептуально отличается от МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" практически по всем исследованным критериям. Это позволяет охарактеризовать существующую на данный момент в России систему нормативного обеспечения процесса формирования и представления сегментарной отчетности как далекую от требуемого для применения в практической деятельности уровня качества и не соответствующую международно признанным стандартам.
Понятие «информация по сегментам» представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.
Приказом Министерства финансов РФ от 08.11.2010 было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Нормы, установленные в ПБУ 12/2010 практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность».
ПБУ 12/2010 "Операционные
сегменты". Положение будет обязательно
для организаций - эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг. Они должны
раскрывать в пояснениях к бухгалтерской
отчетности информацию по сегментам. Другие
организации будут применять
ПБУ 12/2010 только в случае принятия ими
решения о раскрытии
ПБУ 12/2010 используется
также коммерческими
Производство одного
вида продукции (товара), выполнение одного
вида работ или оказание одного вида
услуг в рамках одной организации,
но при наличии различных условий
хозяйствования приводит к разным показателям
рентабельности производства. Рентабельность
производства различных видов продукции
(товаров, работ, услуг) в рамках деятельности
одной организации также
Многие предприятия
производят несколько видов продукции
(товаров), оказывают разнообразные
услуги, выполняют различные виды
работ или ведут свою деятельность
в нескольких географических регионах.
Поэтому они могут иметь
Информация о разных
видах товаров (работ, услуг), а также
о деятельности организации в
различных географических регионах,
полученная в результате оценки соответствующих
рисков и прибылей, называется сегментной
информацией, или информацией по
сегментам. Такая информация является
основой анализа финансово-
Вместе с тем
применение данного Положения позволяет
более полно реализовать
ПБУ 12/2010 ввело в практику российских бухгалтеров такое непривычное для них понятие, как «риск», причем риск получения не только убытка от деятельности организации, но и риск получения прибыли (минимальной, сверхприбыли). Риски бывают самые разнообразные: общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические и др. При выделении информации по сегментам должны приниматься во внимание риски, которым может быть подвержена деятельность организации, но при этом при проведении оценки рисков для выделения информации по сегментам не предполагается их точное количественное измерение и выражение. Оценка рисков предполагает определенную условность, за основу которой могут быть взяты профессиональное суждение, данные за ряд лет, прогнозирование. Например, не вызывает сомнения, что риск получения убытка от продажи товаров организации, расположенной на территории, где идут военные действия, будет очень велик по сравнению с продажей аналогичной партии товаров организации, которая работает в стране с развитой экономикой.
В то же время источник
рисков и прибылей для большинства
организаций определяет то, как организация
организована и управляется. Поэтому
в п. 6 Положения определено, что
перечень сегментов, информация по которым
раскрывается в бухгалтерской отчетности,
устанавливается организацией самостоятельно
в учетной политике исходя из ее
организационной и
Поскольку сегмент -- это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положению сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности. [5]
Выделяют два вида сегментов: операционные и географические.
Операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров. При объединении товаров в группу предполагается сходство по всем или большинству следующих факторов:
- назначению товаров;
- процессу их производства;
- потребителям;
- методам продажи;
- системам управления деятельностью организации.
Географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. [5] При выделении географических сегментов следует исходить:
- из сходства условий,
определяющих экономические и
политические системы
- наличие устойчивых
связей в деятельности в
- сходства характера деятельности;
- рисков, присущих
деятельности организации в
- общности правил валютного контроля;
- валютного риска,
связанного с деятельностью