Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа
Система внутреннего контроля (СВК) представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками экономического субъекта, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности экономического субъекта нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.
Глава 1. Теоретические основы внутреннего контроля………..….…………..2
1.1. Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы, субъект и объект исследования ...………………………………………………………..….2
1.2. Классификация внутреннего контроля………………..………………….…7
1.3. Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля..…………………………….…………………………..…9
1.4. Основные этапы организации системы внутреннего контроля………….12
Глава 2. Учетная политика. ……….……………………………...……………15
2.1. Разработка учетной политики……………………….. ……………………15
Глава 3. Практическая часть……..…………………………………………….35
3.1. Решение задачи…………………………………………….………………..35
Список литературы……………………………………..………………………..39
Содержание
Глава 1. Теоретические основы внутреннего контроля………..….…………..2
1.1. Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы, субъект и объект исследования ...………………………………………………………..….2
1.2. Классификация внутреннего контроля………………..………………….…7
1.3. Принципы эффективности
и основные требования к организации внутреннего
контроля..…………………………….……………………
1.4. Основные этапы организации системы внутреннего контроля………….12
Глава 2. Учетная политика. ……….……………………………...……………15
2.1. Разработка учетной политики……………………….. ……………………15
Глава 3. Практическая часть……..…………………………………………….35
3.1. Решение
задачи…………………………………………….………………
Список литературы…………………………………
1. Теоретические основы внутреннего контроля
1.1. Система внутреннего контроля, ее цели, задачи, предмет, методы, объект и субъект исследования
Система внутреннего контроля (СВК) представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками экономического субъекта, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности экономического субъекта нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.
Внутренний контроль организации в наиболее узком смысле – это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:
а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
г) выявление причин данных отклонений.
Целями организации СВК на предприятии являются:
1)
осуществление упорядоченной и
эффективной деятельности
2)
обеспечение соблюдения
3)
обеспечение сохранности
4) информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений.
Для достижения целей организации СВК необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:
Из перечисленных выше задач руководства предприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.
Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.
Под методом внутреннего контроля организации следует понимать способ достижения его цели. Метод внутреннего контроля организации характеризуется использованием:
а) общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.);
б) собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка сканирование, письменный и устный опросы и др.);
в) специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).
Объект внутреннего контроля организации – это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объектами внутреннего контроля организации являются: человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации; средства и системы информатизации; технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов; управленческие решения; процессы, происходящие в организации, или внешние, если они имеют к ней какое-либо отношение; результаты функционирования организации; аспекты времени. Объекты внутреннего контроля выбираются в соответствии с его целями.
Необходимо разграничивать объект внутреннего контроля и предмет внутреннего контроля. Прежде всего, рассмотрим философское понятие предмета познания. В философской трактовке предмет познания – это определенная сторона, свойство и отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Иными словами, предмет определяет те границы, в пределах которых изучается объект исследования.
Предметом внутреннего контроля является наличие, состояние и (или) действие управляемого звена системы управления организацией.
Например: какие-либо материальные ресурсы
организации – объекты
Субъект внутреннего контроля организации – это работник или участник (владелец) организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основании соответствующих прав.
Необходимо дополнить, что, если член ревизионной комиссии не является ни участником, ни работником данной организации, он также считается субъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей. Итак, всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зрения значимости в совокупном контрольном действии:
1) Субъекты внутреннего контроля 1-го уровня. Это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно, т.е. с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов.
2) Субъекты внутреннего контроля 2-го уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, осуществляющий контроль за качеством работы оборудования).
3) Субъекты внутреннего контроля 3-го уровня. Они выполняют контрольные функции для реализаций тех функций, которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров).
4) Субъекты внутреннего
контроля 4-го уровня. В их обязанности входят как контрольные,
так и другие функции (административно-
5) Субъекты внутреннего контроля 5-го уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля и т.п.).
1.2 Классификация внутреннего контроля
Признак классификации |
Элементы класса внутреннего контроля |
Форма контроля |
|
Уровень автоматизации контроля (признак
типологии внутреннего |
|
Методические приемы контроля |
|
Значимость субъектов |
|
Иерархичность объектов контроля |
|
Стадии проведения контроля |
|
Функциональная направленность контроля |
|
Характер взаимоотношений |
|
Временная направленность контроля |
|
Пространственный аспект |
|
Величина (сложность) объекта контроля |
|
Источники данных контроля |
|
Способ взаимоотношений |
|
Этапы получения информации |
|
Характер отношения к объекту |
|
Характер контрольных |
|
Периодичность проведения контрольных мероприятий |
|
Полнота охвата объекта контроля |
|
Время осуществления контрольных действий |
|
Интенсивность проведения контроля |
|
Фазы воспроизводственного цикла |
|
1.3 Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля
Ключевым условием эффективности функционирования СВК организации, достижения ее цели является соблюдение принципов. Следующие принципы являются краеугольным камнем внутреннего контроля организации, основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом. После наименования каждого принципа раскрывается его содержание.
1. Принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае, субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
2. Принцип сбалансированности. Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.
3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях. Информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
4. Принцип интеграции. Любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. Иными словами, при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.
5. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем. Степень сложности СВК должна быть соответственной степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Естественно, необходимо, чтобы адекватность была достигнута в главном, в принципиальном, чтобы звенья СВК могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.