Система внутреннего контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Система внутреннего контроля (СВК) представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками экономического субъекта, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности экономического субъекта нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы внутреннего контроля………..….…………..2
1.1. Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы, субъект и объект исследования ...………………………………………………………..….2
1.2. Классификация внутреннего контроля………………..………………….…7
1.3. Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля..…………………………….…………………………..…9
1.4. Основные этапы организации системы внутреннего контроля………….12
Глава 2. Учетная политика. ……….……………………………...……………15
2.1. Разработка учетной политики……………………….. ……………………15
Глава 3. Практическая часть……..…………………………………………….35
3.1. Решение задачи…………………………………………….………………..35
Список литературы……………………………………..………………………..39

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 83.89 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Глава 1. Теоретические основы внутреннего контроля………..….…………..2

1.1. Внутренний  контроль, его цели, задачи, предмет,  методы, субъект и объект исследования ...………………………………………………………..….2

1.2. Классификация внутреннего контроля………………..………………….…7

1.3. Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля..…………………………….…………………………..…9

1.4. Основные этапы организации системы внутреннего контроля………….12

Глава 2. Учетная политика. ……….……………………………...……………15

2.1. Разработка  учетной политики……………………….. ……………………15

Глава 3. Практическая часть……..…………………………………………….35

3.1. Решение  задачи…………………………………………….………………..35

Список литературы……………………………………..………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  внутреннего контроля

1.1.  Система внутреннего  контроля, ее цели, задачи, предмет,  методы, объект и субъект исследования

Система внутреннего  контроля (СВК) представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками экономического субъекта, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности экономического субъекта  нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

Внутренний контроль организации в наиболее узком смысле – это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

а) определение фактического состояния  или действия управляемого звена  системы управления организацией (объекта  контроля);

б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для  сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;

в) оценка отклонений, превышающих  предельно допустимый уровень, на предмет  степени их влияния на аспекты  функционирования организации;

г) выявление причин данных отклонений.

Целями организации  СВК на предприятии являются:

1) осуществление упорядоченной и  эффективной деятельности предприятия;

2) обеспечение соблюдения политики  руководства каждым работником предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества  предприятия.

4) информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений.

Для достижения целей организации СВК необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

  • в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
  • компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
  • средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
  • все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
  • внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

Из  перечисленных выше задач руководства  предприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

Первые  три задачи обеспечиваются связью системы  внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

Под методом внутреннего контроля организации следует понимать способ достижения его цели. Метод внутреннего контроля организации характеризуется использованием:

а) общенаучных методических приемов  исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.);

б) собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные  замеры работ, контрольные запуски  оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления  однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка сканирование, письменный и  устный опросы  и др.);

в) специфических приемов смежных  экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Объект внутреннего контроля организации – это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объектами внутреннего контроля организации являются: человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации; средства и системы информатизации; технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов; управленческие решения; процессы, происходящие в организации, или внешние, если они имеют к ней какое-либо отношение; результаты функционирования организации; аспекты времени. Объекты внутреннего контроля выбираются в соответствии с его целями.

Необходимо разграничивать объект внутреннего контроля и предмет  внутреннего контроля. Прежде всего, рассмотрим философское понятие  предмета познания. В философской  трактовке предмет познания –  это определенная сторона, свойство и отношение объекта, исследуемые  с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Иными  словами, предмет определяет те границы, в пределах которых изучается  объект исследования.

Предметом внутреннего контроля является наличие, состояние и (или) действие управляемого звена системы управления организацией.

Например: какие-либо материальные ресурсы  организации – объекты внутреннего  контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования – предметы внутреннего  контроля.

Субъект внутреннего контроля организации – это работник или участник (владелец) организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основании соответствующих прав.

Необходимо дополнить, что, если член ревизионной комиссии не является ни участником, ни работником данной организации, он также считается субъектом  внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей. Итак, всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим  уровням с точки зрения значимости в совокупном контрольном действии:

1) Субъекты внутреннего  контроля 1-го уровня. Это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно, т.е. с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов.

2) Субъекты внутреннего  контроля 2-го уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, осуществляющий контроль за качеством работы оборудования).

3) Субъекты внутреннего  контроля 3-го уровня. Они выполняют контрольные функции для реализаций тех функций, которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров).

4) Субъекты внутреннего  контроля 4-го уровня. В их обязанности входят как контрольные, так и другие функции (административно-управленческий персонал, персонал, обслуживающий компьютерные системы, сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности).

5) Субъекты внутреннего  контроля 5-го уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация внутреннего контроля

Признак классификации

Элементы класса внутреннего контроля

Форма контроля

  1. Внутренний аудит
  2. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля

Уровень автоматизации контроля (признак  типологии внутреннего контроля)

  1. Неавтоматизированный внутренний контроль
  2. Неполностью автоматизированный внутренний контроль
  3. Полностью автоматизированный внутренний контроль

Методические приемы контроля

  1. Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.)
  2. Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.)
  3. Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики)

Значимость субъектов внутреннего  контроля (с точки зрения контрольной  деятельности)

  1. Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней

Иерархичность объектов контроля

  1. Контроль системы объектов в целом (всей коммерческой организации)
  2. Контроль подсистем системы объектов
  3. Контроль отдельных объектов

Стадии проведения контроля

  1. Предварительный контроль
  2. Промежуточный контроль
  3. Конечный контроль

Функциональная направленность контроля

  1. Администраторский контроль
  2. Финансово-экономический контроль
  3. Бухгалтерский контроль
  4. Правовой контроль
  5. Технический контроль
  6. Технологический контроль
  7. Кадровый контроль
  8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации

Характер взаимоотношений контролирующего  контролируемого работников

  1. Контроль, обусловленный отношениями подчиненности
  2. Контроль, не обусловленный отношениями подчиненности

Временная направленность контроля

  1. Стратегический контроль
  2. Тактический контроль
  3. Оперативный контроль

Пространственный аспект

  1. Входной контроль
  2. Процессный контроль
  3. Выходной контроль

Величина (сложность) объекта контроля

  1. Тематический контроль
  2. Комплексный контроль

Источники данных контроля

  1. Документальный контроль
  2. Фактический контроль
  3. Автоматизированный контроль

Способ взаимоотношений работников

  1. Односторонний (функционально-принудительный) контроль
  2. Взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль

Этапы получения информации

  1. Первичный контроль
  2. Сводный контроль

Характер отношения к объекту

  1. Направляющий контроль
  2. Фильтрующий (этапный) контроль

Характер контрольных мероприятий

  1. Плановый контроль
  2. Внезапный контроль

Периодичность проведения контрольных  мероприятий

  1. Систематический контроль
  2. Периодический контроль
  3. Эпизодический контроль

Полнота охвата объекта контроля

  1. Сплошной контроль
  2. Несплошной контроль

Время осуществления контрольных  действий

  1. Предварительный контроль
  2. Текущий контроль
  3. Последующий контроль

Интенсивность проведения контроля

  1. Контроль, осуществляемый в облегченном режиме
  2. Контроль, осуществляемый в нормальном режиме
  3. Контроль, осуществляемый в усиленном режиме

Фазы воспроизводственного цикла

  1. Контроль снабженческо-заготовительной деятельности
  2. Контроль производственной деятельности
  3. Контроль финансово-сбытовой деятельности

 

1.3 Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля

Ключевым условием эффективности  функционирования СВК организации, достижения ее цели является соблюдение принципов. Следующие принципы являются краеугольным камнем внутреннего контроля организации, основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом. После наименования каждого принципа раскрывается его содержание.

1. Принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае, субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

2. Принцип сбалансированности. Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях. Информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.

4. Принцип интеграции. Любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. Иными словами, при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.

5. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем. Степень сложности СВК должна быть соответственной степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Естественно, необходимо, чтобы адекватность была достигнута в главном, в принципиальном, чтобы звенья СВК могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.

Информация о работе Система внутреннего контроля