Система учета затрат и калькулирования «директ-костинг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование системы калькулирования неполной себестоимости и выработка направлений по внедрению данной системы на российских предприятиях.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы учета неполных затрат;
проведен анализ структуры и эффективности деятельности ОАО «Дэмис»;
проанализирована практика применения системы «директ-костинг» на примере продукции ОАО «Дэмис»;ние руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно – постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия [12].
В системе калькуляции себестоимости по переменным издержкам (маржинальной системе калькуляции, директ-костинг) постоянные производственные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли.
Сложность проблемы обуславливает сохранение ряда

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 67.64 Кб (Скачать)

     Аналогичные процессы происходят в последние 12 лет в экономике России, поэтому  вопрос о необходимости освоения западного опыта и адаптации  практики, накопленной в области  управленческого учета, в том  числе использования системы  «директ-костинг», не подвергается сомнению. Более того, уже можно говорить о некотором опыте, накопленном российскими предприятиями в области использования этой системы.

     В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации предусматривает  по крайней мере два варианта организации  учета затрат.

     Первый  из них – традиционный калькуляционный вариант, при котором калькулируется полная фактическая производственная себестоимость.

     Второй  вариант предполагает деление затрат на производственные (обусловленные  ходом производственного процесса) и периодические (связанные более  с длительностью отчетного периода). Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства», косвенные производственные затраты – по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы». В конце отчетного периода косвенные производственные затраты подлежат распределению. Периодические затраты (условно – постоянные) собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», но не включаются в себестоимость произведенной продукции, а списываются в конце отчетного периода на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) записью «Дебет 90 – Кредит 26», что и является признаком использования элементов системы «директ-костинг» на отечественном предприятии. Выбранный предприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике [4].

     Следует отметить, что данный вариант использования  элементов системы «директ-костинг» организован в единой системе счетов, то есть представляет собой вариант интеграции финансового и управленческого учета. Основой его организации можно назвать классификацию затрат на «затраты на продукт» и «затраты периода».

     Впервые разрешение применять такой вариант  учета затрат появилось в Письме Минфина СССР от 2 июля 1991 г. №40 «О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях», где говорилось: «Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.д.) и недлительный цикл производственного процесса, учитывающие общехозяйственные (накладные) расходы обособленно от прямых, могут списывать их ежемесячно полностью на затраты от реализации продукции (работ, услуг)», что и подразумевало запись «Дебет 46 – Кредит 26».

     С 1996 г. возможность этого варианта подтверждена Указаниями по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году (Приложение 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 27 марта 1996 г. №31), где сказано, что «начиная с 1 апреля 1996 г. суммы общехозяйственных расходов, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», могут списываться в полном объеме ежемесячно в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г., подтверждает возможность использования системы «директ-костинг», поскольку п. 9 его содержит следующую формулировку:»… коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видам деятельности» [5]. Данное правило находит отражение и в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. №60н.

     1.4 Аналитические возможности  системы калькулирования  неполной себестоимости

 

     Система «директ-костинг» предоставляет широкие возможности для проведения анализа и принятия на его основе различных управленческих решений. В качестве наиболее важных ее аналитических возможностей можно выделить:

     – планирование объемов деятельности с оптимизацией ассортимента выпускаемой продукции, в том числе при наличии ограничивающего фактора;

     – ценообразование;

     – анализ эффективности закупки комплектующих и альтернативного использования ресурсов, оценки последствий ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);

     – выбор варианта капитальных вложений (инвестиций);

     – оценка эффективности деятельности подразделений предприятия (центров ответственности);

     – оценка эффективности организации собственного производства или приобретения полуфабрикатов [10].

     Рассмотрим  некоторые аналитические возможности  и особенности их использования:

     1. Планирование объемов деятельности  с оптимизацией ассортимента  выпускаемой продукции, в том  числе при наличии ограничивающего  фактора. При планировании используется  метод гибкого бюджетирования, то  есть расчеты проводятся для  различных вариантов загрузки  мощностей. Упор при анализе  делается на выбор ассортимента, обеспечивающего предприятию наибольшую  рентабельность. «Директ-костинг», разделяя затраты на постоянные и переменные, обеспечивает более корректный подход к проведению анализа, поскольку учитывает тот факт, что некоторые изделия, убыточные при анализе их по полной себестоимости, в действительности приносят предприятию положительный маржинальный доход, что выявляется при анализе с использованием данной системы. При полной загрузке мощностей «директ-костинг» позволяет сформировать наиболее рентабельную производственную программу с использованием показателя маржинальной прибыли на единицу ограничивающего фактора.

     2. Ценообразование по системе «директ-костинг» используется в следующих ситуациях:

     – в условиях частичного контроля над ценами метод «переменная себестоимость плюс маржинальная прибыль» позволит рассчитать цену, которая обеспечит желаемую сумму покрытия на единицу продукции, желаемую долю маржинальной прибыли в выручке или целевую маржинальную прибыль на единицу ограниченного фактора;

     – во время экономического спада снижение цен на реализуемую продукцию является средством стимулирования спроса, при этом нижней границей цены будет маржинальная себестоимость – себестоимость, рассчитанная по прямым (переменным) затратам;

     – в условиях острой ценовой конкуренции за рынки сбыта использование для отдельных ассортиментных позиций демпинговых цен, основанных на маржинальной себестоимости, может вести к занятию лидирующих позиций на рынке;

     – при обмене полуфабрикатами и изделиями между различными подразделениями одного предприятия маржинальная себестоимость может быть использована в качестве трансфертной цены (внутренней цены предприятия).

     3. Анализ эффективности закупки  комплектующих и альтернативного  использования ресурсов, оценки  последствий ликвидации неприбыльного  сегмента деятельности (подразделения,  продукта, услуги). Подобный анализ  характерен для предприятий, осуществляющих  сборочные операции. Система «директ-костинг» предоставляет возможность обоснованного выбора – покупать или производить самим. При принятии решения необходимо сравнить предлагаемую цену поставки комплектующих с переменными затратами на их производство (при условии, что высвобожденное оборудование не будет использоваться). В действительности оборудование может применяться для производства других, иногда даже более рентабельных, изделий, сдаваться в аренду или использоваться иным выгодным образом, и эти возможности должны быть учтены при принятии окончательного решения.

     Для оценки последствий ликвидации неприбыльного  сегмента деятельности проводится анализ двух отчетов о прибылях и убытках, составленных с использованием маржинального  подхода, один из которых содержит данные о сегменте, в другом эти данные элиминируются. Однако при анализе  необходимо учесть релевантность постоянных затрат, поскольку при прекращении  деятельности сегмента часть постоянных затрат может сохраниться.

     4. Выбор варианта капитальных вложений. Наряду с другими методами  инвестиционного анализа обеспечивает  возможность принятия обоснованных  решений о целесообразности инвестиций  в новые виды активов или  создания новых видов продукции.

     Таким образом, «директ-костинг» представляет собой с систему калькулирования неполных затрат, основными преимуществами которой являются: простота и объективность, возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам, возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода, позволяет проводить эффективную политику цен, дает возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета [10].

 

      2. ОАО «Дэмис» – экономический субъект исследования

     2.1 Технико-экономическая  характеристика ОАО «Дэмис»

 

     Экономическим объектом исследования курсовой работы выступает ОАО «Дэмис».

     Основной  целью Общества является получение  прибыли.

     Основными видами деятельности акционерного общества являются:

  • снабжение колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и других предприятий как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного профиля, физических лиц продукцией производственно-технического назначения, товарами народного потребления, в том числе, оптовая, комиссионная и розничная торговля названной продукцией и товарами;
  • оптовая и розничная торговля вино – водочными, табачными изделиями, продуктами питания, сельскохозяйственной продукцией;
  • оптовая и розничная торговля детскими товарами, в том числе игрушками и играми;
  • выполнение работ и оказание услуг предприятиям, организациям, физическим лицам в производстве товаров народного потребления с целью максимального использования отходов производственной деятельности Общества, реализации неходовых товаров, не пользующихся спросом, организация собственного производства по выпуску продукции и товаров различной номенклатуры и ассортимента;
  • изучение и оценка емкости региональных рынков продукцией и товарами, поиск партнеров для взаимовыгодной деятельности;
  • участие и содействие в проведении товарообменных операций между поставщиками и покупателями;
  • открытие сети аптечных учреждений с целью реализации медицинской техники и фармацевтических препаратов;
  • оптовая и розничная реализация вычислительной техники и программного обеспечения;
  • внедрение научно-технического прогресса в развитие материально-технической базы путем строительства новых и реконструкции старых объектов;
  • строительство производственных объектов, жилых домов, объектов, социально-культурного назначения, в том числе, путем долевого участия;
  • торгово-закупочная деятельность, создание сети магазинов, павильонов, организация ярмарок, выставок для реализации продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления как отечественного, так и импортного производства;
  • ремонтно-строительные работы;
  • оказание гостиничных услуг;
  • осуществление технического надзора за промышленным и гражданским строительством;
  • оказание медицинских услуг, в том числе оказание доврачебной помощи;
  • для наиболее полного удовлетворения социальных нужд трудового коллектива базы – ведение жилищного строительства, баз отдыха, коттеджей, оздоровительного центра и т.п.;
  • информационно-справочная, рекламная, факторинговая и консультативная деятельность.

     Основное  складское помещение АО – блок складов площадью 4,5 га и высотой 12 м – спроектирован и построен с учётом внедрения самых передовых складских технологий, с использованием зарубежного опыта строительства складов.

     Стеллажи  с высотой складирования 9 м и 45000 ячеек оснащены 44-мя межстеллажными подъёмниками и кранами штабелирования производства ведущих фирм России и Италии. 6 кран-балок позволяют бесперебойно производить разгрузку и загрузку товара в 3–5 т железнодорожных контейнерах. Наличие 7 авто- и 60 электропогрузчиков обеспечивают ведение складских работ с самым высоким в России уровнем механизации погрузочно-разгрузочных работ.

     Собственный железнодорожный подъездной путь длиной 3,75 км и три тепловоза позволяют производить круглосуточную подачу вагонов с минимальными сроками простоя под погрузкой и выгрузкой. Автомобильный парк АО насчитывает 57 автомашин КАМАЗ, способных перевезти товар в любые регионы России и СНГ.

     Использование технологических возможностей блока  складов и наличие авто- и железнодорожных  рамп позволяют производить одновременную  разгрузку 8 железнодорожных вагонов  и 18 единиц автотранспорта, в том  числе и 20–40 футовых контейнеров, с эффективным применением погрузчиков и кран-балок. АО имеет собственный склад открытого таможенного хранения площадью 800 м2. Весь объём блока складов оснащён системой автоматического пожаротушения, а также охранной пожарной сигнализацией.

     Общая площадь складов открытого хранения составляет 2,2 га. В соответствии с технологией хранения товар может быть размещён на открытой площадке на специальных стеллажах под навесами, защищающими груз от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков. Все открытые склады оборудованы козловыми кранами грузоподъёмностью 12,5т, позволяющими переместить груз из железнодорожного вагона или автомашины непосредственно на территорию склада.

     Организационная структура ОАО «Дэмис» представлена на рисунке 1. 
 

 

     

     Рис. 1 – Организационная структура ОАО «Дэмис» 

     Данная  организационная структура управления является линейно-функциональной. Ее использование  на предприятии обусловлено тем, что аппарат управления ОАО «Дэмис» выполняет часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Организационная структура управления ОАО «Дэмис» является трехзвенной. При чем имеет место принципиальное разделение по функциям: «снабжение», «сбыт», а также финансовые и юридические вопросы. В 2005 году организационная структура управления ОАО «Дэмис» претерпела ряд изменений, вследствие чего на данный момент времени полностью соответствует нормам управляемости.

Информация о работе Система учета затрат и калькулирования «директ-костинг"