Система контроля качества аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг и организации единой системы контроля качества аудиторской работы рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне общественных аудиторских объединений. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита. Законодательно установлены требования по организации системы контроля качества аудита на федеральном и профессиональном уровнях, требования по установлению и соблюдению аудиторскими организациями правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок, а также требования по обязательному осуществлению внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

Содержание

Введение.
Понятие «качество аудита».
Контроль качества аудита в соответствии с международными стандартами.
Система контроля качества аудита в России:
Организация контроля качества аудита на федеральном уровне;
Организация контроля качества на профессиональном уровне;
Внутренний контроль качества аудита.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контроль качества аудита.doc2222.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

  Основополагающим  документом в системе стандартов по обеспечению качества профессиональных аудиторских услуг является Положение  об обязательствах организаций –  членов МФБ 1 «Обеспечение качества» (Statement of membership obligations1 «Quality assurance»),принятое Советом МФБ.

  Согласно  Положению контроль качества аудита должен быть реализован на трех уровнях:

  профессионального аудиторского объединения;

  аудиторской фирмы;

  аудиторского  задания.

  Данное  Положение устанавливает требования по организации контроля качества аудита только в отношении профессиональных аудиторских объединений.

  Разработка  стандартов и практических рекомендаций по обеспечению качества аудита на уровне аудиторской фирмы находится  в компетенции Совета по международным стандартам аудита и уверенности (СМСАУ) МФБ. В рамках этой деятельности СМСАУ МФБ приняты следующие документы:

  международный стандарт по контролю качества (МСКК) 1 «Контроль качества для фирм, которые  проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам» (International standard on quality control 1 «Quality control for firms that perform audits and reviews of historical financial informa– tion, and other assurance and related services engagements») – регламентирует вопросы организации контроля качества на уровне аудиторской фирмы;

  международный стандарт аудита (МСА) 220R «Контроль  качества аудита отчетной финансовой информации» (International standard on auditing 220R «Quality control for audits of historical financial information») – регламентирует вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания.

  По  состоянию на 31.10.2006 пакет международных  стандартов (положений) по контролю качества аудита пополнился еще одним официальным документом, разработанным в рамках МФБ. Комитет по практической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса МФБ опубликовал официальный документ «Техническое задание на проект: разработка руководства по контролю качества для применения в практической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса» (Request for Proposal: Development of a Guide to Quality Control for use by Small and Medium Practices). Настоящий документ адресован организациям – членам МФБ для привлечения квалифицированных специалистов к разработке проекта руководства по контролю качества таких предприятий. Цели документа – оказание практической помощи в понимании и внедрении стандартов по контролю качества на уровне, как фирмы, так и отдельного задания, а также обеспечение высокого качества профессиональной деятельности в целом. Техническое задание разъясняет порядок принятия и рассмотрения предложений по проекту, требования к его форме и содержанию, критерии оценки внесенных предложений.

                                            

3. Система контроля качества аудита в России.

  Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские  проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита – это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.

  В настоящее время в системе  нормативного регулирования аудиторской  деятельности заложены определенные механизмы контроля качества аудита. В статье 14 «Контроль качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» закреплена система, в которой определены соответствующие уровни контроля качества аудита:

  1) федеральный уровень. Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона уполномоченный федеральный орган устанавливает систему проверки качества работы аудиторских организаций внешними проверяющими и может проводить такие проверки, как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

  2) уровень профессиональных аудиторских объединений. Согласно п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 20 упомянутого Закона аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям предоставлено право «самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами…»;

  3) внутрифирменный контроль качества аудита. Согласно п. 1 ст. 14 этого же Закона аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

  Внешние проверки качества работы аудиторских фирм (индивидуальных аудиторов) осуществляются на основании следующих документов:

  1) на федеральном уровне – Программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена Минфином России 11.03.2005);

  2) на профессиональном уровне – Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).

  Целью контроля качества аудита следует считать  обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.

  Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:

  1) предупреждение несостоятельности аудита, т. е. неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;

  2) достижение разумной уверенности в том, что аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;

  3) обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

  Субъектами  контроля выступают «отдельные лица, группы лиц или организации, проверяющие  тот или иной объект. Все субъекты контроля наделены определенными правами и обязанностями, составляющими их правовой статус. Субъекты контроля классифицируются по различным признакам, в то же время они имеют единую цель – обеспечение соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины и законности во всех звеньях народного хозяйства в целях повышения эффективности общественного производства».

  В соответствии с действующим законодательством  в качестве субъектов контроля качества аудита выступают Министерство финансов РФ (уполномоченный федеральный орган), профессиональные аудиторские объединения и аудиторские организации. Уполномоченный федеральный орган организует и проводит проверки качества аудиторской работы аудиторских организаций, профессиональные аудиторские объединения контролируют качество деятельности своих членов, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы осуществляют самоконтроль в отношении качества своей деятельности.

  Качество  аудиторской работы в первую очередь  «контролируют» пользователи профессионального  мнения аудитора.

3.1 Организация контроля качества аудита на федеральном уровне

  Внешний контроль качества аудита со стороны  уполномоченного федерального органа (Министерства финансов Российской Федерации) реализуется в следующих формах:

  проведение  внешних проверок качества работы аудиторских  организаций (индивидуальных аудиторов);

  контроль  над деятельностью аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

  Мероприятия по контролю должны проводиться на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля.

  Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия  по контролю либо заверенная печатью  его копия предъявляется должностным  лицом, уполномоченным проводить контроль, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Контроль может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) (ст. 7 Закона № 134).

  Продолжительность проверки не может составлять более  одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом  мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

  В рамках внешнего контроля могут проводиться  как плановые, так и внеплановые  проверки.

3.2 Организация контроля качества аудита на профессиональном уровне.

  Порядок организации контроля качества деятельности аудиторских организаций на профессиональном уровне регламентируется следующими документами:

  1) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 14 «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» и ст. 20 «Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»);

  2) Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.04.2002 № 38н (в редакции от 17.06.2005 № 74н);

  3) Временными методическими рекомендациями и программой проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг, одобренными Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).

  Профессиональные  аудиторские объединения осуществляют внешний контроль качества работы аудиторов  и аудиторских организаций, являющихся их членами.

  Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики.

  Профессиональное  аудиторское объединение в соответствии с требованиями, принципами и обязательными  процедурами, утвержденными уполномоченным федеральным органом, самостоятельно определяет:

  формы внешнего контроля качества;

  сроки проведения проверок качества;

  периодичность проведения проверок качества.

  Внешний контроль профессионального объединения  за деятельностью своих членов может осуществляться в виде:

  постоянного надзора за выполнением членами  объединения внутренних правил и  стандартов, а также норм профессиональной этики объединения;

  контроля  с использованием предоставляемой  членами объединения информации о своей деятельности и ее результатах в форме и порядке, установленных профессиональным объединением;

  инспекционных проверок качества работы членов объединения  по месту их нахождения (в том  числе производственных и иных объектов, филиалов и представительств);

  «проверки равного равным», т. е. проверок качества, проводимых членами объединения в отношении других членов этого объединения.

  Внешние проверки качества работы аудиторских  организаций и аудиторов могут  быть плановыми и внеплановыми.

  В случае выявления нарушений аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) в результате проведения внешней проверки качества работы норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики профессиональное объединение вправе:

Информация о работе Система контроля качества аудита в России