Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка
1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.
1.Система государственного управления.
иерархичность статусов элементов;
целенаправленность, формирующаяся и функционирующая на основе определенных норм и ценностей
наличие в системе механизмов самоуправления;
самосознание субъектов и
формальные и неформальные отношения;
организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).
осуществлением властных полномочий, что означает монопольное право на издание законов и применение принуждения, формирование бюджета и налоговой системы.
На высшем уровне присутствуют:
- президент - нац собрание- судебная ветвь власти
+ сюда идет правовая база (законы, акты, декреты, указы)
+ кадровое обеспечение в виде квал госслужащих! И спецы в сферах: соц, экол, произв сфера жизнедеят и обеспечивания.
обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.
Система государственного управления – это сложное образование, состоящее из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой, социальными системами. Это:
система управляющая (субъект);
система управляемая (объект);
коммуникативная система – система взаимодействий между элементами управляющей и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д.
подсистемы А, осуществляющей публичное управление обществом и реализующей власть в масштабах государства всеми тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;
подсистемы Б – государственно-
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
Управление – это процесс
создания целенаправленного
Можно сказать, что управление – это специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах.
Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма (от греческого paradigma – пример, образец).
Научный термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теория», «концепция», «доктрина», «модель», «представление», «система взглядов». В более общем виде, парадигма это то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования.
парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий. Управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей.
В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правопорядка.
В узком смысле под государственным управлением понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.
масштабы применения – общегосударственный
масштаб, региональный, местный уровни,
уровень отдельной сферы и отрасли,
коллектива. Под содержанием управления
понимают совокупность всех видов управленческой
деятельности, которые наз-ся ф-циями управления(-нац.безопасности,
-защиты территории,-суверенитета,-
Особенности ГУ:
Контроль за всеми процессами жизнедеят.
общ-ва во всех его сферах, включая
влияние на формирование общ. мнения,
соц.приоритеты, взаимод. с гос-вом
и общ.организациями в
Исключительное и приоритетное право формирования законодат актов, регл деят органов учережд, субъектов хоз-вания, общ.орг и граждан на тер гос-ва, при этом гос.органы также подпадают под действие принятого зак-ва
Гос-во имеет исключит меры возд на общ-во, как его граждан, так и орг и учрежд с применением физич возд, эк и др санкций, силовых противодействий, огранич свободы, банкротства, прекращ деят и т.п. Существенные различия между правовым полем органов ГУ и всех ост учережд, орг и граждан сост в том, что если вторым(последним) разрешены все виды деят и действий, не запрещ в зак-ве, то гос органам разрешено лишь то, что конкретно регламентировано в действ зак-ве.
Необходимость государственного управления с необходимостью регулирования отношений, явлений и процессов, протекающих в обществе, выполнением «общих дел», преодолением возникающих конфликтов, решением проблем социального неравенства и т.д
4. Английская научная школа государственного управления.
До начала 30-х гг. ХХ века господствующим подходом к изучению государственного управления был институциональный: Э.Баркер, Д.Коул, Г.Ласки, Ч.Маннинг, У.Робсон, Г.Файнер и другие. Позднее начинают доминировать бихевиористские методы.
две тенденции – социологическая и экономическая. В работах представителей социологического направления (Э.Берч, И.Берлин, У.Риз, Р.Роуз) рассматривались вопросы взаимоотношений власти и общества, господства и подчинения. Авторитет государственной власти, по мнению Р.Роуза, может быть измерен, с одной стороны, степенью ее поддержки гражданами, а с другой – тем, насколько последние подчиняются ее законам.
Э.Берч выделил три вида ответственности:
Ответственность перед общественным мнением.
Проведение продуманной
Ответственность перед парламентом.
Берч также указал, что в современной
Англии изменилось понятие «первичной
ответственности правительства»
В конце ХХ столетия в трудах ученых социологического направления центральное место заняла проблема стабильности государственных институтов, которую многие связывают со степенью участия граждан в политике. Дж.Баджа,
Экономическое направление экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Б.Барри – разработал концепцию «экономического типа» государственной власти, когда властные отношения в обществе рассматриваются в понятиях «выигрыш – потеря».
целевая и гражданская, сформулированные М.Оукшоттом. По его мнению, в чистом виде они не встречаются, ибо представляют собой идеальные теоретические модели. Но европейские народы проделали путь от «бессознательной солидарности целевого объединения» в рамках государства к сознательной гражданской ассоциации наших дней. Однако и сегодня этот процесс не завершен: в одних государствах идеал «гражданской ассоциации» осуществлен в большей степени, в других – в меньшей.
Целевое государственное управление характеризуется следующими чертами:
граждане являются работниками предприятия, существующего для определенных целей (благосостояния, уровня производства, культурного единства и т.д.);
отсутствие формального
административный, регулирующий, прикладной характер законодательства;
справедливость проявляется в
распределении, цель которого – обеспечение
эффективности системы
Гражданская ассоциация – это объединение, не связанное общностью целей. Гражданская концепция государственного управления не имеет вида целенаправленной деятельности. Совокупность соблюдаемых гражданами норм поведения гарантирует сохранность их прав и свобод. Однако этот «идеальный» тип государственного управления не достигнут еще нигде.
влияние в теории государственного управления имеет направление, именуемое «мягким мышлением», которое основал П.Чекланд. Отличительной чертой этого направления является то, что принцип системности перенесен с реальности на процесс ее познания. Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы посредством исследования различных взглядов и позиций и обсуждения их правомерности в конкретных обстоятельствах.
По мнению Чекланда, единственный способ изучить целостность – это посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения, а управленческая деятельность – это перманентный процесс познания. Для принятия управленческого решения необходимо всестороннее изучение ситуации.
Новым направлением в области государственного
управления является организационная
кибернетика. Центральное понятие
организационной кибернетики –
балансирующая систе-
ма – было введено С.Биэром. Балансирующей
является такая система, которая способна
реагировать на изменения окружающей
среды и соответствовать ее сложности.
Следовательно, цель организации всегда
есть компромисс между требованиями внешней
среды и внутренними функциями системы,
а стратегия организации может быть определена
как стратегия баланса. По мнению Биэра,
подобные системы должны обеспечивать
пять функций: организацию, координацию,
контроль, сбор и обработку информации,
разработку политики.
5. Германская научная школа государственного управления.
фундаментальные теоретические исследования философского характера. Большая часть немецких исследователей видела в государственном управлении воплощение «вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Х.Кун, Э.Форстхофф, Э.Хиппель. Так, Х.Кун считал, что основой предмета теории государственного управления является человеческая природа, и, следовательно, рассматривать его необходимо с философских позиций: «Государство живет человеком: человек основывает, формирует, руководит им и одновременно живет в нем, постигая его как свою судьбу».
По мнению А.Гелена, основой государственного управления является стремление к стабильности внутреннего и внешнего мира. Административные институты сложились «путем стабилизации порядка и правил». Институты государства «освобождают человека от мучительного поиска достойного поведения, поскольку они предстают перед ним уже сформировавшимися и заранее определенными».
концепция М.Вебера. По его мнению, на тех, кто правит, возложена задача создания административной элиты, которая должна быть легитимирована народом. Однако именно в этом заключается основная сложность: «демократической легитимации» преграждает дорогу «антидемократическая сущность бюрократии».
Вебер считал идеальным такое
Им была разработана концепция общества, в котором все группы населения подчинялись общему благу, возрастала роль правительства, все социальные слои поддерживали существующий социальный строй.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"