Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка
1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.
Разделяются на прямые и косвенные.
К прямым относятся:
Гос планирование (доводит показатели в стоимостном и реальном отношении, предусматривает пр-во мат ценностей и услуг)
Гос заказ (Как правило финансируется из бюджета и размещается для удовлетворения потребностей общества, включая вопросы нац безопасности и обеспечения. Распространяется на пр-во продуктов, с\х продукцию, мат сырья и ресурсов, включая энергетические, а также обеспечивающие существование общества и восстановление гос инфраструктуры при чрезвычайных ситуациях, военном положении, стихийных бедствиях и т.д. (Гос комитет по матер резервам))
Гос инвестиции (как правило внутренние. В виде финансирования перспективных программ и проектов имеющих важное хоз-народное значение, включая вопрос гос безопасности)
Для централизованной гос экономики
с преимущественно гос
К косвенным относятся:
Ставки налогов и пошлин
Регулирование оплаты труда
Ставка рефинансирования, определяющая
меру стоимости денег и ден-
Контроль рентабельности произв сферы и её регулирование
Регулирование рынка труда посредством стимулирования создания новых рабочих мест, расширения пр-ва, привлечение внешних инвестиций в разл сферы бизнеса
9. Государство как субъект управления: сущность, признаки + общественные функции.
несмотря на большое количество определений государства, для управленца наиболее важным является рассмотрение государства как субъекта управления.
Прежде всего следует отметить, что в демократическом, правовом государстве, в котором мы живем, главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, таким образом, участвующий в процессе управления. Государство, действуя от имени народа, создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др. и выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих ее субъектов управления. Индивид или группа людей, представляющих тот или иной субъект управления, наделяются властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других.
субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления:
выражает интересы определенной социальной общности – народа, класса, социальной группы;
является системно организованным,
ему свойственны черты
имеет присущие ему определенные функции;
обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компонент;
занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какого-либо определенного объекта, устанавливаются преференции (предпочтения) для него, предоставляются государственные инвестиции.
Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом.
Обратные связи могут
10. Виды государственного управления и его уровни.
Виды и уровни государственного управления
определяются различными признаками:
характером взаимоотношений
по воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое (предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия и реализуется через функциональные и отраслевые министерства) и функциональное управление (осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность
в зависимости от масштаба временных рамок, управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным (
Можно выделить такой специфический вид управления, как антикризисное
Можно выделить также доверительное управление, которое носит договорной характер между органами государственного управления и предприятиями на основе паритета сторон и осуществляется специальными управляющими.
Территориально-
На национальном главы государства, парламент, правительство, министерства и ведомства и др.
На региональном уровне управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие территорий и выравнивание уровней их экономического и социального развития.
На местном уровне, вне зависимости
от формы территориально-
обеспечение общественной безопасности;
решение проблем здравоохранения;
социальные программы;
регулирование (защита потребителей, дорожная безопасность);
обслуживание (школы, парки, библиотеки и т.д.);
владение и распоряжение государственными предприятиями.
В соответствии с Конституцией в РБ существуют: Республиканский уровень высших органов ГУ, областной (облисполкомы, ведомства), базовый (районы и города областного подчинения), первичный (органы районного подчинения, сельские, поселковые (исполкомы))
11.Дискреционная деятельность и ответственность в ГУ.
Самостоятельность, свобода действий, право субъекта на принятие решения именуется усмотрением (дискреционной деятельностью) в государственном управлении.
В качестве основных субъектов деятельности по усмотрению могут выступать:
Президент Республики Беларусь;
Совет Министров Республики Беларусь;
республиканские органы государственного управления;
местные органы государственного управления;
отдельные должностные лица.
Деятельность по усмотрению может осуществляться по следующим направлениям:
2. По объекту усмотрения:
при оценке определенных фактов;
при принятии правовых актов;
при совершении определенных действий: повышения по службе, поощрения, наказания или иных мер.
3. По формам:
в правотворческой, правоприменительной и иной, юридически значимой деятельности;
при проведении организационных мероприятий;
при использовании материально-
4. По областям и сферам государственного управления:
в хозяйственной;
социально-культурной;
административно-политической и иных сферах.
Субъектам управления предоставляются достаточно широкие права для самостоятельного решения многих вопросов государственного управления во всех сферах жизнедеятельности общества. Главное, чтобы их действия не вели к нарушению законности и произволу.
12. Ответственность в
Ответственность может быть политической, нравственной, юридической, дисциплинарной, административной. Политическая ответственность наступает, как правило, за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Политическую ответственность можно рассматривать по отношению не только к настоящему времени, но и в ретроспективе, когда оценку действиям тех или иных политиков дает история, или в перспективе, когда идет речь об ответственности перед будущими поколениями.
Конституция Республики Беларусь в общих чертах предусматривает политическую ответственность Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров. Так, статья 88 предусматривает возможность смещения с должности Президента в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления; статья 94 предусматривает досрочное прекращение полномочий Палаты Представителей, статья 102 – лишение депутатской неприкосновенности, статья 106 – отставку Правительства.
Нравственная ответственность в государственном управлении нормативно не зафиксирована. Это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. Если у власти находятся люди с двойной моралью: одна для имиджа, другая – для себя, то это чревато для общества опасными последствиями.
Юридическая ответственность следует в случае нарушения конкретных правовых норм. Она распространяется как на субъект, так и на объект управления и наступает в том случае, если произошло правонарушение, в результате чего были ущемлены права и интересы других граждан. Юридическая ответственность всегда связана с применением санкций (лат. sanctio – строжайшее постановление).
Одним из видов юридической
Дисциплинарная
13. Объект государственного управления, его сущность, виды, структура.
Часто наряду с процессами и явлениями, протекающими в обществе, объектами государственного управления признавались территория, ее ресурсы, средства и орудия труда и другие вещественные элементы. Поэтому необходимо выделить, какими качествами они обладают.
1. Преимущество в практически осуществляемом управлении находится на стороне субъекта управления.
2. Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности
3. Управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах.
4. Управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей
Исходя из человеческой сущности управляемых объектов (систем) можно выделить следующие свойства управляемых объектов:
Самоактивность управляемых
Целенаправленный характер,
Адаптивность (приспособляемость)
Самоуправление (социальное саморегулирование)
Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.
В управляемой общественной системе
в компонентно-структурном
человек в проявлениях его сознания
коллективы и объединения людей
общество в целом
В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты (системы) подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.
В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.
Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий
К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.
14. Представительство интересов в государственном управлении: сущность, виды.
Представительство интересов в государственном управлении является механизмом, позволяющим государству учитывать и согласовывать не совпадающие, а иногда противоположные интересы, цели различных групп населения, проводить на практике политику улаживания конфликтов и достижения стабилизации общества.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"