Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проведение анализа на основе бухгалтерской финансовой отчетности выявление резервов улучшения деятельности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Роль финансового анализа в управлении предприятием
1.2 Информационная база анализа финансового состояния предприятия
1.3 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание
1.4 Виды балансов
1.5 Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
1.6 Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций
1.7 Методика анализа финансового состояния предприятия на основе отчетности
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ баланса организации
2.2.1 Анализ актива баланса и его изменение
2.2.2 Анализ пассива баланса и его изменение
2.2.3 Анализ состояния оборотных активов и его изменение
2.2.4 Анализ финансовой устойчивости организации
2.2.5 Анализ ликвидности баланса
2.2.6 Оценка структуры баланса
3 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Аня.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

      3. Целевые финансирование и поступления  (96)

      4. Нераспределенная прибыль прошлых  лет 

      5. Прибыль 

      1) Отчетного периода

      2) Использовано 

      3) Нераспределенная прибыль отчетного  года.

      II. Расчеты и прочие пассивы.

      1. Долгосрочные кредиты банков (67)

      2. Краткосрочные кредиты банков (66)

      3. Долгосрочные займы 

      4. Краткосрочные займы 

      5. Расчеты с кредиторами

      (Группа  статей, показывающая кредиторскую задолженность)

      1) За товары, работы и услуги (60,76)

      2) По векселям выданным 

      3) По оплате труда (70)

      4) По соц. страхованию и обеспечению  (69)

      5) С бюджетом (68) 

      Действующим законодательством установлены  единые основополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всех экономических субъектов.

      Применительно к международным бухгалтерским  стандартам балансовые показатели оформляются по принципу баланса–нетто, т.е. исключаются из балансового подсчета суммы регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке.

      В бухгалтерском балансе активы и  обязательства показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше 12 месяцев после отчетной даты или обычного операционного цикла) и краткосрочные (в течение 12 месяцев после отчетной даты или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев).

      В балансе отражаются фактические  данные об имущественном и финансовом состоянии организации с разделением источников на собственные и заемные средства. При этом формирование структуры актива баланса предусматривает расположение статей в порядке возрастающей ликвидности, а пассива – в порядке возрастающей степени востребования капитала (по возрастающей степени срочности возврата обязательств).

      При составлении баланса следует  иметь в виду, что:

      – данные на начало года должны соответствовать  данным бухгалтерского баланса за прошлый  год;

      – не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

      – отдельные показатели отражаются в  нетто–оценке, т.е. за минусом регулирующих величин (амортизации, резервов и т.п.)

      В бухгалтерский баланс включены отдельные  показатели, не входящие в его итоговые показатели, конкретизирующие данные по определенному бухгалтерскому счету (такие как: основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения; дебиторская задолженность и отдельные виды обязательств).

      Чтобы бухгалтерский баланс мог дать достаточно полную картину о финансово–хозяйственной деятельности организации, он прежде всего должен быть правдивым. При этом правдивым считается бухгалтерский баланс, составленный по данным бухгалтерских записей, сделанных на основании документов, удостоверяющих всё факты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, подтвержденный бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией имущества и финансовых обязательств.

      Противоположностью  правдивости бухгалтерского баланса является его вуалирование, т.е. искажение результатов работы организации путем приукрашивания отдельных сторон деятельности. Типичными примерами вуалирования бухгалтерского баланса являются: включение в состав имущества материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении; сальдирование кредиторской и дебиторской задолженности, а не отражение развернутого сальдо, например по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; искажение величины прибыли в результате неправильного создания резервов; отражение данных в балансе не на тех статьях с целью занижения отдельных показателей и т.п.

      Правдивый бухгалтерский баланс еще не означает его реальность. Реальным бухгалтерский баланс считается при соответствии оценок его статей действительности. В российской практике это означает соответствие оценок статей баланса определенным нормативным документам, регулирующим постановку бухгалтерского учета по отдельным объектам учета.

      При составлении бухгалтерского баланса важно соблюдать постоянство учетной политики, что обеспечивает преемственность баланса, например данные последующего (заключительного) баланса должны быть начальным балансом отчетного года. Бухгалтерский баланс должен быть доступным для понимания не только лиц, его составляющих, но и всех, его читающих.

      Ознакомление  с правдивым, реальным, ясным бухгалтерским балансом позволяет получить весьма ценные сведения о различных сторонах деятельности организации. Содержащиеся в балансе сведения дают возможность использовать его для контроля состава и структуры имущества организации, расчета показателей ликвидности, динамики дебиторской и кредиторской задолженности, что позволяет, в конечном итоге, дать объективную оценку экономического состояния платежеспособности организации, обеспечивающей защиту интересов ее собственников, государства, кредиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.4 Виды балансов 

      Существуют  разные виды бухгалтерских балансов:

      – вступительный (организационный);

      – периодический и годовой (операционные);

      – соединительный (фузионный);

      – разделительный; санируемый;

      – ликвидационный; сводный;

      – сводно – консолидируемый.

      Эти балансы могут отличаться номенклатурой  статей и методами оценки.

      Составлением  вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в данной организации. Баланс заново создаваемых организаций состоит в основном из денежных вкладов и организационных расходов.

      Периодический и годовой (операционные) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). В то же время в технике формирования периодического (месячного, квартального) и годового бухгалтерских балансов существуют значительные различия. Периодический баланс составляется обычно на основе книжных данных. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествует большая подготовительная работа.

      Таким образом, годовой бухгалтерский  баланс выступает как заключительный, являющийся завершением отчетного года, так и вступительный, служащий для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности – преемственность балансов.

      Соединительный  баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

      Разделительный  баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой дачи капитала для образования новой организации.

      Санируемый  баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации.

        В отличие от обычного, в котором  отдельные статьи рассматриваются  как реальные, в санируемом балансе  эти статьи могут не приниматься  в расчет либо подвергаться  значительной уценке, если будет установлено, что их цифры не отвечают действительности, например, отдельные виды дебиторской задолженности.

      Ликвидационный  баланс отличается от других, главным образом, оценкой своих статей (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость).

      Некоторые статьи, обычные для отчетного баланса, в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например бюджетнораспределительные статьи «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы (гудвилл), стоимость патента.

      Ликвидационный  баланс составляется с начала ликвидационного периода. Для новой организации, которая возникает с этого момента, ликвидационный баланс будет вступительным.

      Ликвидационный  баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализаций имущества и урегулирования расчетов с дебиторами.

      К такому балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательством.

      Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов.

      При этом постатейные показатели по макету сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

      Сводно–консолидируемый  баланс представляет собой объединение  балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении.

      Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах.

      В целях контроля направления использования средств все статьи бухгалтерского баланса сгруппированы следующим образом. Актив баланса содержит разделы: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы», а пассив – «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

      Для обеспечения сопоставимости данных баланса на начало и конец отчетного года номенклатура статей вступительного (на начало года) баланса должна быть приведена в соответствие с номенклатурой статей, установленных для заключительного (на конец года) баланса.

      По  способу очистки балансы подразделяются на баланс брутто и баланс нетто.

      Баланс  брутто - это баланс, который включает регулирующие статьи.

      Регулирующими называются статьи, суммы по которым  при определении фактической  себестоимости вычитаются из суммы других статей. Например, ранее для расчета остаточной стоимости основных средств из статьи актива баланса “Основные средства” вычитали статью пассива баланса “Износ основных средств”, и получали остаточную стоимость.

      Баланс  нетто - это баланс из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из него регулирующих статей называется его очисткой. Баланс нетто, как правило, составляется при анализе финансового состояния предприятия.

      В международной практике разделяется  также баланс по способу построения на вертикальный и горизонтальный.

      Горизонтальный  баланс - активы  располагаются на уровне с пассивами .

      Вертикальный  баланс: сначала размещают актив баланса, затем подсчитывают валюты актива баланса; ниже располагают статьи пассива баланса и подсчитывается валюта пассива баланса.

Информация о работе Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления