Роль аудита при принятии управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:01, реферат

Описание работы

В современных условиях сложилось несколько концепций аудиторской деятельности. Наиболее распространенной является концепция «аудита соответствия», при которой аудитор должен дать заключение о достоверности отчетности, оставив вопросы консультирования другим специалистам. Вторая концепция «аудита-консалтинга» предполагает, что аудитор не только выявляет ошибки и неточности, но и рекомендует клиенту меры по устранению этих ошибок, по совершенствованию учета и составления отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Нормативно-правовое регулирование аудита………………………………..4
2. Взаимоотношения аудитора и клиента……………………………………….7
3. Пользователи материалов аудиторских заключений………………………8
4. Отличие аудита от других форм экономического контроля………………9
5. Виды аудита и аудиторских услуг…………………………………………11
6. Качество аудита и профессиональная этика аудитора……………………15
Заключение……………………………………………………………………….19
Глоссарий………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Роль аудита в принятии УР.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

Задачи аудита - способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений в  аудите оплачивает услуги клиент или  заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

Результаты аудиторской  проверки: аудиторское заключение и  рекомендации для клиента

Результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания.

Аудит отличается от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств  государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов.

Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные  органы и структуры, предприятия  с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета.

Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия  и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской  экспертизы состоит в том, что  аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская  экспертиза осуществляется по решению  судебных органов. Особая специфичность  судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника  доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных  хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку  представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного  вида экспертизы).Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской  экспертизы.

Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность  за обоснованность своих выводов.

Законодательство РФ не предусматривает  никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит  обеспечивает не только проверку достоверности  финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации  хозяйственной деятельности с целью  рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения  учета, налогообложения, обучения), помощника  всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

 

 

5. Виды аудита и аудиторских услуг

Виды аудита

  Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов.

Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

  Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.

  Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  • по организационно-правовой форме организация является открытым акционерным обществом;
  • по виду деятельности организация является:
  • кредитной организацией;
  • страховой организацией или обществом взаимного страхования;
  • товарной или фондовой биржей;
  • инвестиционным институтом или фондом;
  • государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
  • по финансовым показателям деятельности: объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает более 50 млн рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20млн рублей.

  Организация – государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.

 Обязательный аудит  проводится только аудиторскими  организациями. При его проведении  в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной  собственности или собственности  субъекта РФ составляет не  менее 25 %, заключение договоров  оказания аудиторских услуг должно  осуществляться по итогам проведения  открытого конкурса. Порядок проведения  таких конкурсов утверждается  Правительством РФ, если иное  не установлено федеральным законом.

 Аудиторская проверка  аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых  содержатся сведения, составляющие  государственную тайну, осуществляется  в соответствии с законодательством  РФ.

 При проведении обязательного  аудита аудиторская организация  обязана страховать риск ответственности  за нарушение договора.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению  экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой  проверки определяет сам клиент.

  Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии, следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.

 Внешний аудит проводится  сторонними аудиторскими организациями  (юридическими лицами) или независимыми  аудиторами на основе договоров  (заказов) с организациями. Обязательная  аудиторская проверка проводится  всегда только внешними аудиторами  с учетом требований Закона  об аудиторской деятельности, результатом  работы является составление  заключения. Данный вид аудита  часто называют финансовым аудитом,  так как он предусматривает  оценку достоверности финансовой  отчетности.

  Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки их выполнения. Ими могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др.

  Операционный аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

  Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

  Первоначальный аудит характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.

 Согласованный (повторяющийся)  аудит осуществляется данным  аудитором или аудиторской фирмой  регулярно (неоднократно). Такое  сотрудничество удобно и аудиторам,  и клиенту, который получает  высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном  сотрудничестве помощь и оценку.

  В соответствии с Законом об аудиторской деятельности под сопутствующими аудиту услугами понимаются отличные от аудита услуги, связанные выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, а также следующие услуги:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование; управленческое, маркетинговое, составление бизнес планов
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • экономическое, финансовое и управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией и приватизацией организаций;
  • правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

 

 

6. Качество аудита  и профессиональная этика аудитора

Постановлением Правительства  РФ от 4 июля 2003 г. № 405 внесены дополнения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Самым  важным нововведением, на наш взгляд, стал стандарт №7 «Внутренний контроль качества аудита», разработанный на основе международного стандарта-аналога  № 220 «Контроль качества работы в  аудите». Остановимся на содержании нового стандарта подробнее.

Данным стандартом впервые  введено понятие качества аудита. Это важно, поскольку при рассмотрении споров между аудиторами и их клиентами  относительно качества проведенной  проверки (во внесудебном порядке  или в Арбитражном суде) всегда необходимо установить, насколько добросовестно  исполнены аудитором его обязательства.

Трактовка понятия качества аудита, предложенная новым стандартом (п. 4), вызывает не только научный интерес. Исходя из анализа стандарта, можно  увидеть, что по существу под качественным аудитом понимается именно такой аудит, который проведен «...в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях..., либо в соответствии с иными документами», (ср.: в соответствии с МСА № 220 под качественным аудитом понимается такой аудит, который проведен в соответствии с Международными стандартами аудита.)

На сегодняшний день в  законе закреплена и формируется  система нормативного регулирования  аудита в России, которая, на наш  взгляд, представлена в виде следующих  четырех уровней:

  • законодательный уровень (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», иные федеральные законы), а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и, в ряде случаев - законы субъектов Российской Федерации;
  • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Таким образом, в соответствии с новым стандартом соблюдение при  проведении аудита всех нормативных  актов, предусмотренных системой нормативного регулирования аудита в России, по существу, и будет свидетельствовать  о качественном проведении проверки. Обратим внимание на это положение: достаточно доказать, что при проведении проверки аудитором было нарушено хотя бы одно из обязательных нормативных  требований, и уже можно говорить о том, что качество аудита не соответствовало  надлежащему уровню.

Однако на практике неизбежно  возникает противоречие между неукоснительным  соблюдением требований стандартов и связанным с этим резким увеличением  трудозатрат аудиторов и, как  следствие, стоимости аудиторских  услуг, что в условиях жесточайшей  конкуренции служит негативным фактором для добросовестных аудиторов. Именно поэтому новый стандарт предлагает трехуровневую систему контроля качества аудита:

  • контроль со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности;
  • контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями;
  • контроль качества аудита, осуществляемый самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Информация о работе Роль аудита при принятии управленческих решений