Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Налоговый кодекс предлагает два варианта отражения затрат, связанных с проведением ремонта основных средств: либо относить их напрямую к прочим расходам в том отчетном периоде, в котором они были совершены, либо списывать за счет специально создаваемого резерва.

Работа содержит 1 файл

РЕЗЕРВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

РЕЗЕРВ  ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ  

Налоговый кодекс предлагает два варианта отражения  затрат, связанных с проведением  ремонта основных средств: либо относить их напрямую к прочим расходам в  том отчетном периоде, в котором  они были совершены, либо списывать за счет специально создаваемого резерва.

Создание любого резерва в налоговом учете (на гарантийный ремонт, на предстоящую  оплату отпусков и т.д.) преследует цель равномерного включения предстоящих  затрат в расходы, уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль. Не стал исключением и резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, о котором пойдет сегодня речь. Также его можно рассматривать в качестве одного из инструментов налоговой оптимизации - ведь суммы, формирующие резерв, отражаются в расходах до того, как производится сам ремонт.

Однако при  всех преимуществах данного вида резерва ст. 324 НК РФ, в которой  прописан порядок его образования  и использования, содержит множество  неточностей и порождает на практике массу спорных вопросов, чему свидетельство и многочисленные письма Минфина, и арбитражная практика. Поэтому, принимая решение о создании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, налогоплательщику следует помнить пословицу: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".  

Начнем с того, что "ремонтный" резерв, как следует  из абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ, складывается из двух частей:

- под текущие  и недорогие виды ремонта;

- под сложные  и дорогие виды капитального  ремонта.

Формирование  и использование каждой из двух этих частей производится по-разному, поэтому их нужно четко разделять. И тут возникает первый вопрос: а по каким критериям? Ведь "дорого" и "недорого" - понятия весьма относительные. Поэтому при принятии решения о создании резерва налогоплательщик должен указать в учетной политике порог, за которым ремонт будет считаться "сложным и дорогим".

Для правильного  формирования резерва на ремонт основных средств налогоплательщик должен обеспечить учет следующих данных:

- первоначальная  стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода;

- фактическая  сумма расходов на ремонт за  предыдущие три года;

- график проведения  ремонтов, в том числе приходящихся  на текущий налоговый период;

- сметная стоимость  указанных ремонтов;

- перечень основных  средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;

- график проведения  ремонта этих основных средств,  в котором указывается период  осуществления ремонтных работ  и их сметная стоимость.  

Резерв  под текущие и недорогие виды ремонта  

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в  такой резерв, исходя из:

- совокупной  стоимости основных средств;

- нормативов  отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Совокупная стоимость  основных средств определяется как  сумма первоначальной стоимости  всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором образуется резерв (абз. 2 п. 2 ст. 324 НК РФ). При этом для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г., берется восстановительная стоимость.  

Внимание! При  расчете совокупной стоимости учитываются  амортизируемые основные средства. Так как арендованные основные средства не являются амортизируемым имуществом, их стоимость не включается в совокупную стоимость основных средств для расчета отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт у арендатора. Таким образом, создавать резерв под ремонт арендованных основных средств арендатор вправе только при наличии собственных амортизируемых основных средств, исходя из совокупной стоимости последних .  

При определении  нормативов отчислений необходимо рассчитать предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта (абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Как следует  из п. 1 ст. 324 НК РФ, расходы на ремонт формируются за счет следующих затрат:

- стоимости запасных  частей и расходных материалов;

- оплаты труда  работников, осуществляющих ремонт;

- прочих расходов, связанных с ведением ремонта собственными силами;

- стоимости работ,  выполненных силами сторонних  организаций.

Перечисленные затраты и должны быть указаны  в смете на ремонт, которая составляется налогоплательщиком перед началом  нового налогового периода.

Сметная стоимость  сравнивается со средней величиной фактических расходов на ремонт за последние три года. Для определения отчислений в указанный резерв берется наименьшая из этих сумм.

Отчисления в  резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода. Об этом говорится в абз. 4 п. 2 ст. 324 НК РФ. Таким образом, сумма отчислений в резерв в каждом отчетном периоде будет равна:

- 1/4 годовой суммы  отчислений, если отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года;

- 1/12 годовой  суммы отчислений, если отчетными  периодами по налогу на прибыль  являются месяц, два месяца, три  месяца и т.д. до окончания календарного года.

Если организация  создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет такого резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ). Тогда  для целей налогообложения расходами будут являться отчисления в резерв в течение всего налогового периода. На 31 декабря надо провести инвентаризацию резерва, сравнив его размер с фактическими затратами на ремонт:

- если сумма  фактических затрат превысит  величину созданного резерва - образовавшаяся разница включается в прочие расходы (абз. 6 п. 2 ст. 324, п. 1 ст. 260 НК РФ);

- если сумма  фактических затрат на ремонт  окажется меньше - сумма остатка  резерва учитывается в составе  внереализационных доходов (абз. 7 п. 2 ст. 324, п. 7 ст. 250 НК РФ).  

Пример 1. ООО "Сокол" приняло решение о создании в 2009 г. резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств. Совокупная стоимость последних (сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств на 01.01.2009) составляла 1 200 000 руб.

Исходя из графиков текущего ремонта основных средств  и составленной на их основе сметы  на ремонтные работы на 2009 г. сметная  стоимость запланирована в размере 120 000 руб.

Сумма фактических  расходов на текущий ремонт за предыдущие три года составила:

- в 2006 г. - 110 000 руб.;

- в 2007 г. - 126 000 руб.;

- в 2008 г. - 160 000 руб.

Отчетными периодами  для организации являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.

Фактические расходы  на текущий ремонт составили 125 000 руб. Ремонт проводился в августе 2009 г.

Средняя величина расходов на текущий ремонт за предыдущие три года равна 132 000 руб. ((110 000 + 126 000 + 160 000) / 3).

Поскольку сметная  стоимость ремонтных работ не превышает среднюю величину расходов на ремонт за предыдущие три года (120 000 руб. < 132 000 руб.), то предельная сумма резерва равняется 120 000 руб. Таким образом, максимально возможный норматив равен 10% (120 000 руб. / 1 200 000 руб. x 100%).

ООО "Сокол" приняло норматив отчислений в резерв, равный предельному (10%), и зафиксировало его в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Сумма ежемесячных  отчислений составит 10 000 руб. (1 200 000 руб. x 10% / 12 мес.).

После проведения инвентаризации резерва на 31 декабря 2009 г. было выявлено, что величина накопленной суммы резерва (120 000 руб.) меньше фактических расходов на ремонт (125 000 руб.), поэтому разницу в 5000 руб. следует включить в состав прочих расходов.

Итак, в состав прочих расходов будет включено:

- в январе 2009 г. - 10 000 руб.;

- в январе - феврале  2009 г. - 20 000 руб.;

- в январе - марте  2009 г. - 30 000 руб.;

- в январе - апреле 2009 г. - 40 000 руб.;

- в январе - мае  2009 г. - 50 000 руб.;

- в январе - июне 2009 г. - 60 000 руб.;

- в январе - июле 2009 г. - 70 000 руб.;

- в январе - августе  2009 г. - 80 000 руб. (заметьте, что ремонт  проводился в августе и фактические  расходы составили 125 000 руб.);

- в январе - сентябре 2009 г. - 90 000 руб.;

- в январе - октябре  2009 г. - 100 000 руб.;

- в январе - ноябре 2009 г. - 110 000 руб.;

- в январе - декабре  2009 г. - 125 000 руб. (120 000 руб. - резерв, 5000 руб. - превышение фактических расходов  на ремонт над величиной созданного  резерва).  

По правилам бухгалтерского учета сумма отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств рассчитывается исходя из годовой сметной стоимости ремонта (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <1>).

<1> Утверждены  Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.  

Поэтому, если средняя  сумма фактических расходов на ремонт за предыдущие три года меньше, чем сметная стоимость работ, запланированных на текущий год, то сумма отчислений в резерв по данным налогового учета будет меньше суммы отчислений в резерв по данным бухгалтерского учета. Возникнут постоянные разницы, которые приведут к образованию постоянного налогового обязательства (п. 7 ПБУ 18/02).  

Пример 2. Воспользуемся  данными примера 1, изменив лишь размер плановой сметной стоимости, который  составит 150 000 руб.

В налоговом  учете будет отражено следующее. Поскольку сметная стоимость ремонтных работ превышает среднюю величину расходов на ремонт за предыдущие три года (150 000 руб. > 132 000 руб.), то предельная сумма отчислений в резерв равняется 132 000 руб.

Таким образом, максимально возможный норматив равен 11% (132 000 руб. / 1 200 000 руб. x 100%). ООО "Сокол" приняло норматив отчислений в резерв, равный предельному (11%), и зафиксировало его в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Сумма ежемесячных  отчислений составит 11 000 руб. (1 200 000 руб. x 11% / 12 мес.).

На 31 декабря 2009 г. величина накопленной суммы резерва (132 000 руб.) превысила фактические  расходы на ремонт (125 000 руб.), поэтому  разницу в 7000 руб. следует включить в состав прочих доходов.

В бухгалтерском  и налоговом учете ООО "Сокол" будет отражено следующее:  

 
Содержание операции        
Бухгалтерский учет  Налог. учет
Дебет Кредит Сумма,  
руб. 
Сумма, руб.
Январь - декабрь 2009 г.                       
Произведены отчисления в резерв       
предстоящих расходов на ремонт        
основных средств                    
 
20
 
96 
 
12 500
 
11 000  
Отражено  постоянное налоговое         
обязательство                         
(12 500 руб. - 11 000 руб.) x 20%   
 
99
 
68 
 
300
 
Август 2009 г.                             
Отражены  затраты вспомогательного     
производства по ремонту объектов      
основных средств                    
 
23
10,   
70, 69
 
125 000
 
Часть расходов на ремонт списана  за  
счет средств резерва                  
(12 500 руб. x 8 мес.)              
 
96
 
23 
100 000  
Часть расходов на ремонт отражена в   
составе расходов будущих периодов   
97 23  25 000  
Сентябрь - октябрь 2009 г.                       
Расходы будущих периодов списываются  
за счет отчислений в резерв         
96 97  12 500  
31 декабря 2009 г.                           
Сторно                                
Скорректирована сумма отчислений в    
резерв (150 000 - 125 000) руб.     
 
20
 
96 
 
(25 000)
 
Отражен постоянный налоговый актив    
(25 000 руб. x 20%)                 
68 99  5 000  
Превышение  накопленной суммы над      
фактическими расходами на ремонт      
включено в состав внереализационных   
доходов                             
       
7 000  
Отражено  постоянное налоговое         
обязательство (7000 руб. x 20%)     
99 68  1 400  

Информация о работе Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств