Ревизия как инструмент финансово-экономического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.
Как известно, одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.
Ревизия охватывает все направления финансово - хозяйственной деятельности организации. Основными вопросами, решаемыми в ходе ревизии, являются вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, вопросы, которые являются непременными условиями и факторами выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Планирование ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации………………………………………………………………………..5
2. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации в ходе ревизии…………………………………………………….15
3. Проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы...…………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 50.69 Кб (Скачать)

   Принцип реальности – проверки плана с  точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей  и материальных ресурсов и предусматривание возможности привлечения к ревизии дополнительных ресурсов. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, участвующих в перемещении ценностей в процессе проверки.

   Принцип гибкости и мобильности – совершенствование, дополнение и уточнение плана  в ходе ревизии. Если бы план, составленный в начале ревизии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления  фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть успешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится перестраивать после проверки отдельных фактов. Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни программой, ни рабочим планом, более углубленного рассмотрения ранее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие правильное представление об изучаемых явлениях.

   Конкретные  вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее – программа ревизии).

   Программа ревизии включает ее тему, период, который  должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

   Программа ревизии может содержать следующие  разделы:

   - цель ревизии;

   - вопросы, подлежащие проверке;

   - средства и условия, необходимые  для проведения ревизии;

   - сроки и место исполнения;

   - состав участников ревизии;

   - формы документального оформления  ревизии.

   Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала, и опыта, накопленного ревизующим органом и  утверждается руководителем ревизующего  органа или заказчиком.

   В разделе «Цель ревизии» формулируются  главные задачи ревизии, например анализ финансового состояния АО. Влияние  дебиторской и кредиторской задолженности  на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка эффективности использования  внеоборотных активов. Перечисляются  объекты ревизии, например АО, его  дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений  организации.

   В разделе «Вопросы, подлежащие проверке»  перечисляются направления финансово-хозяйственной  деятельности организации, например проверка внеоборотных активов: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.

   В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержаться перечень оргтехники, средств  связи, доставки, условия проживания, время работы и др.

   В разделе «Сроки и место исполнения»  указываются время начала и окончания  ревизии, промежуточные контрольные  сроки, место расположения объектов ревизии.

   В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен  перечень лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации.

   Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель ревизии обеспечивает правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии, представительствует в соответствующих службах и организациях.

   Состав  участников ревизии оформляется  постановлением государственного органа или приказом по организации, которым  устанавливается также срок ревизии.

   Участники ревизионной группы (контролер-ревизор), исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность  применения тех или иных ревизионных  действий, приемов и способов получения  информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой  совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых  сведений и доказательств.

   Подготовка  ревизоров к ревизии завершается  инструктивным совещанием, которое  проводит руководитель ревизии. На этом совещании руководитель ревизии  имеет возможность нацелить участников ревизии на основные задачи, которые  необходимо решить, дать ревизорам  ряд практических советов по организации  работы на месте ревизии, их личному  поведению во время ревизии, выслушать  каждого участника ревизии и  разъяснить ему какие-либо вопросы.

   На  совещании проверяется готовность ревизоров к ревизии. Если выяснится, что участники ревизии плохо  знают необходимые нормативные  материалы, недостаточно глубоко изучили  информацию, характеризующую деятельность намеченного к ревизии объекта, нужно отложить ревизию. Лучше приступить к ней позже, но более тщательно  подготовиться.

   В разделе «Формы документального  оформления ревизии» приводятся образцы  описей, актов, ведомостей, форма итогового  акта ревизии.

   Полная, правильно составленная программа  ревизии концентрирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверки документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации; при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.

   При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.

   Привлечение этих специалистов и получение материалов их проверок осуществляется правоохранительным органом, назначившим ревизию (проверку), с последующей передачей проверяющему (руководителю ревизионной группы).

   Программа комплексной ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей  ревизию.

   Руководитель  ревизионной группы до начала ревизии  знакомит участников ревизии с содержанием  программы (задания) и распределяет ее между исполнителями.

   На  основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятельности ревизуемого предприятия (организации), которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки выполнения.

   В программе комплексной ревизии  предусматривается перечень вопросов по проверке специалистами деятельности отделов и служб аппарата управления ревизуемого предприятия (организации).

   Начальник контрольно-ревизионного управления (отдела) совместно с руководителем ревизионной  группы до начала ревизии проводит инструктаж участников комплексной  ревизии о порядке проведения ревизии, акцентирует внимание ревизоров  на те участки хозяйственной деятельности, которые нуждаются в более  тщательной проверке.

   Аналогичная программа действий предусмотрена  и в действующих инструкциях  органов государственного финансового  контроля.

   Руководитель  ревизионной группы до начала ревизии  знакомит ее участников с содержанием  программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между  его исполнителями.

   На  проведение каждой ревизии участвующим  в ней работникам выдается специальное  удостоверение, которое подписывается  руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее – руководителем  контрольно-ревизионного органа), и  заверяется печатью указанного органа.

   Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные  удостоверения установленного образца.

   Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

   Продление первоначально установленного срока  ревизии осуществляется руководителем  контрольно-ревизионного органа по мотивированному  представлению руководителя ревизионной  группы (контролера-ревизора).

   Программа ревизии в ходе ее проведения с  учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих  ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии. 
 
 

     

2. Оценка  системы бухгалтерского учета  и внутреннего контроля организации  в ходе ревизии 

   В ходе ревизии (проверки) необходимо разобраться в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые применяются в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых возможно определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых контрольных процедур.

   Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам организации и особенностям его деятельности. В ходе проверки необходимо убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно либо не достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемой организации. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такого убеждения.

   Изучение  и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе проверим. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать:

а)   специально разработанные тестовые процедуры,

б)   перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего  персонала и работников бухгалтерии;

в)   специальные бланки и проверочные листы;

г)        блок-схемы и графики;

д)       перечни замечаний, протоколы или акты.

    Контролирующие  органы разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют контрольные процедуры в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Уровень организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения контрольных процедур.

    Существенные  недостатки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в итоговом документе.

    При ревизии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля необходимо проверить:

  1. осуществление мероприятий по совершенствованию организации первичного учета;
  2. внедрению прогрессивных форм и методов учета;
  3. централизации и механизации бухгалтерского учета;
  4. достоверность данных учета и отчетности;
  5. организацию предварительного и текущего внутреннего контроля со стороны бухгалтерии и других служб предприятия.

    Изучение  и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться  в ходе ревизионной проверки.

    Контролирующий  орган самостоятельно разрабатывает  методики и порядок изучения и  оценки системы бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  планирует процедуры ревизионной  проверки в зависимости от результатов  такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных  ревизионных процедур в результате изучения особенностей средств контроля экономического субъекта должно быть надлежащим образом аргументировано.

Информация о работе Ревизия как инструмент финансово-экономического контроля