Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:58, реферат
Цель данной работы – проанализировать прибыль и рентабельность предприятия и разработать предложения по их увеличению
Задачи дипломной работы:
1. изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;
2. проанализировать формирование прибыли и рентабельности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие прибыли и ее виды
1.2 Порядок формирования прибыли
1.3 Содержание и методы анализа прибыли
1.4 Совокупность показателей рентабельности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НИГО»
2.1 Характеристика финансово−хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ формирования прибыли
2.4 Оценка показателей рентабельности
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НИГО»
3.1 Совершенствование планирования прибыли
3.2 Основные направления повышения прибыли и рентабельности ООО «НИГО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Если отталкиваться от
мнения, что минимальный уровень
рентабельности розничного торгового
предприятия желательно, чтобы составлял
3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж
ООО «НИГО», можно назвать
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разность
между доходами и затратами, что
обуславливает правомерность
С аналитической точки
зрения представляет интерес сопоставление
таких пар, как прибыль от реализации
товаров / издержки обращения и балансовая
прибыль / затраты предприятия, которое
позволяет выявить
Таблица 7
Расчет рентабельности торговой
и финансово-хозяйственной
Показатель |
2009г. |
2010г. |
Издержки обращения |
9990 |
15886 |
Затраты предприятия |
10906 |
16989 |
Прибыль от реализации |
3496 |
8184 |
Балансовая прибыль |
3217 |
7390 |
Рентабельность издержек обращения, % |
34,99 |
51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % |
29,50 |
43,50 |
Сопоставив таблицы 6 и 7, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2010г., что в 2009г.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности в соответствии с рис. 5.
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
· сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;
· определения показателей за ряд лет;
· сопоставление фактических и плановых показателей;
· внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);
· сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.
Рентабельность капитала.
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.8).
Таблица 8
Расчет рентабельности собственного капитала ООО «НИГО» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель |
2009г. |
2010г. |
Собственный капитал: - на начало года - на конец года |
9865 11104 |
11104 13086 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
10484,5 |
12095 |
Чистая прибыль |
2252 |
5173 |
Рентабельность собственного капитала, % |
21,48 |
42,77 |
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2010 году (42,77%) выше, чем в 2009г. (21,48%). Этому способствовало увеличение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2009г.
Рентабельность используемых ресурсов.
Самостоятельное значение имеет
показатель рентабельности, исчисляемый
как отношение прибыли к
Таблица 9
Расчет рентабельности трудовых ресурсов ООО «НИГО» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель |
2009г. |
2010г. |
Балансовая прибыль |
3217 |
7390 |
Затраты на персонал |
2940 |
3050 |
Численность работников |
365 |
363 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % |
109,4 |
242,3 |
Прибыль на одного работника |
8,8 |
20,4 |
Данные таблицы 9 показывают,
что в 2010г. по сравнению с 2009г. сумма
прибыли на одного работника увеличилась
в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась
также в 2,3 раза. При этом затраты
на оплату труда увеличились
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБИЛЬНОСТИ ООО «НИГО»
3.1 Совершенствование планирование предприятия
Целью планирования прибыли
является обеспечение роста ее размера
и повышения рентабельности на основе
увеличения оборота и улучшения
его структуры, наиболее эффективного
использования материальных, трудовых
и финансовых результатов при
обязательном сокращении потерь времени
населения. Экономической основой
составления плана прибыли
- запланированный объем и структура оборота;
- задание на плановый период по приросту сети;
- изменения в организационной структуре, ставках, тарифах, уровнях торговых надбавок и наценок и других условий расчета.
При планировании прибыли можно использовать:
- прогноз рентабельности;
- анализ ликвидности баланса;
- оценку перекрытия ликвидности;
- регрессное определение минимального оборота.
При прогнозировании прибыли
от реализации продукции (работ, услуг)
используются среднегодовые темпы
изменения рентабельности за 3 – 5 лет,
предшествующих планируемому периоду.
При изменении условий
Оценивая возможный уровень
рентабельности можно соизмерить величину
прибыли с расходами и объемом
товарооборота. Для этого определяют
точку преломления прибыли и
убытков или порог
Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая денежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.
При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и товарооборотом и получить предельную прибыль.
На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образования.
Так, прибыль от реализации товаров, работ и услуг определяется как разница между суммой валового дохода от реализации, рассчитанной на предстоящий период, и суммой издержек обращения.
Прибыль от операций с тарой
устанавливается с
Прибыль от платных услуг, предоставленных покупателям (комплектование заказов, доставка товаров на дом и другое) определяется исходя их возможного объема таких услуг и цен на них.
После определения плановых
величин прибыли из отдельных
источников составляется сводный план
прибыли. Затем разрабатываются
и утверждаются администрацией предприятия,
с одобрения трудового
Основными методами планирования в торговом предприятии являются:
1. Метод прямого счета. Прибыль планируется на основе предварительно спрогнозированного валовых доходов и издержек обращения, как разница между ними. Сложность заключается в экономически обоснованном планировании этих исходных показателей валового дохода и издержек обращения. При планировании издержек обращения применяется постатейный расчет издержек обращения и планирования общего уровня с использованием математических методов корреляционной зависимости издержек, товарооборота.
2. Экстраполяции на основе анализа показателей динамики и рентабельности и факторного анализа прибыли, и на основе установления тесноты связей прибыли с соответствующими факторами с использованием математического уравнения гиперболы.
3. Аналитический метод применяется для планирования прибыли на промышленных предприятиях, применяемый при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в целом.
При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия. Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объемом товарооборота и прибыли.
В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру товарооборота в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения рассчитанного размера прибыли.
Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).
Планирование валового дохода можно произвести методом технико-экономических расчетов и экономико-статистическим методом. При технико-экономическом расчете плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры (при необходимости и внутри ассортиментной структуре) планового задания по товарообороту и установленных размеров торговых надбавок. Сумма торговых надбавок по каждой товарной группе рассчитывается умножением объема товарооборота по каждой товарной группе на размер надбавки и делением полученного результата на 100. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем суммирования валового дохода по отдельным товарным группам. Деление общей суммы на товарооборот и умножением на 100 рассчитывается средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту.
По тем товарным группам,
которые имеют сложный
Из суммы реализованных средств, полученных умножением товарооборота группы на средний уровень торговых надбавок, вычисляется сумма наценок предоставляемых:
- поставщикам в связи со складской поставкой товаров, по которым не установлены оптово-сбытовые накидки;
- поставщикам за фасовку товаров;
- покупателям при мелкооптовом отпуске товаров.
Если в планируемом
году структура товарооборота
Планируемая сумма прибыли находится в обратной зависимости от издержек обращения. Чем ниже издержки обращения, тем выше прибыль. Поэтому при планировании предприятия стремятся к получению оптимального размера издержек обращения.