Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:58, реферат
Цель данной работы – проанализировать прибыль и рентабельность предприятия и разработать предложения по их увеличению
Задачи дипломной работы:
1. изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;
2. проанализировать формирование прибыли и рентабельности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие прибыли и ее виды
1.2 Порядок формирования прибыли
1.3 Содержание и методы анализа прибыли
1.4 Совокупность показателей рентабельности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НИГО»
2.1 Характеристика финансово−хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ формирования прибыли
2.4 Оценка показателей рентабельности
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НИГО»
3.1 Совершенствование планирования прибыли
3.2 Основные направления повышения прибыли и рентабельности ООО «НИГО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Таблица 2
Оценка финансовой устойчивости ООО «НИГО»
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1. Инвестированный капитал, тыс. руб. |
15565 |
18709 |
29775 |
2. Собственный капитал, тыс. руб. |
9777 |
11104 |
13086 |
3. Внеоборотные активы, тыс. руб. |
8965 |
9742 |
11334 |
4. Собственные оборотные средства, тыс. руб. |
1211 |
1364 |
1752 |
5. Оборотные активы, тыс. руб. |
10677 |
12564 |
18440 |
6. Коэффициент обеспеченности
оборотных активов |
0,11 |
0,11 |
0,09 |
7. Коэффициент маневренности
собственных средств (в |
0,12 |
0,12 |
0,13 |
8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5) |
0,63 |
0,59 |
0,44 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.
Данные таблицы 2 показывают, что только 9 – 11% оборотных активов ООО «НИГО» финансируются за счет собственных источников (коэффициент обеспеченности оборотных активов в 2008г. – 0,11; в 2009г. – 0,11; в 2010г. – 0,09).
Коэффициент маневренности
собственных средств
Коэффициент маневренности собственных средств в 2008г. и 2009г. составил 0,12, т.е. 12% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2010г. данный коэффициент составил 0,13.
Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно. Из таблицы 2 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0,01. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия.
Коэффициент автономии предприятия
показывает долю собственников в
общей сумме капитала, инвестированного
в деятельность предприятия, т.е. характеризует
его независимость от внешних
источников финансирования. Данные таблицы
2 характеризуют достаточную
ООО «НИГО» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:
· удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
· организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности
торгового предприятия –
По масштабу деятельности
ООО «НИГО» можно отнести к
крупным розничным торговым предприятиям
(среднесписочная численность
По товарной специализации ООО «НИГО» – универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом товаров.
По методу обслуживания покупателей
предприятие применяет как
Так как ООО «НИГО» занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все группы (слои) населения.
Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «НИГО» за 2008 – 2010гг. представлены в таблице 3.
Данные, приведенные в таблицах смотреть в приложениях 1 – 6.
По ООО «НИГО» за 2010 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации.
Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи. (Табл. 3)
Таблица 3
Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «НИГО» за 2008 – 2010 гг. (в сопоставимых ценах)
Показатели |
2008 |
2008 |
2010 |
Отклонение по годам (+;-) |
Темп роста по годам (%) | |||||
2009г. |
2010 |
2009 |
2010 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
1.Товарооборот, тыс руб. |
99258 |
105258 |
182842 |
6000 |
77584 |
106 |
173,7 | |||
2. Валовой доход, тыс. руб. |
12298 |
13486 |
24070 |
1188 |
10584 |
109,6 |
178,4 | |||
3. Уровень валового дохода, % |
12,39 |
12,81 |
13,16 |
0,42 |
0,35 |
— |
— | |||
4. Издержки обращения, тыс. руб. |
9089 |
9990 |
15886 |
901 |
5896 |
109,9 |
109,9 | |||
5. Уровень издержек обращения, % |
9,16 |
9,49 |
8,69 |
0,33 |
-0,8 |
— |
— | |||
6. Товарные запасы, тыс. руб. |
4560 |
6203 |
9242,5 |
1643 |
3039 |
136 |
149 | |||
7. Товарооборачиваемость дн. |
17 |
21 |
18 |
4 |
-3 |
123,5 |
85,71 | |||
8. Среднесписочная численность работников, человек |
357 |
365 |
363 |
8 |
-2 |
102,2 |
99,45 | |||
9. Затраты на оплату труда, тыс. руб. |
2245 |
2940 |
3050 |
695 |
110 |
130,9 |
103,7 | |||
10. Производительность труда, тыс. руб. |
278 |
288,38 |
503,7 |
10,35 |
215,3 |
103,7 |
174,6 | |||
11. Торговая площадь, м² |
3598 |
3598,7 |
3598,7 |
0 |
0 |
— |
— | |||
12.Товарооборот на 1 м² торговой площади, тыс. Руб |
27,58 |
29,25 |
50,81 |
1,67 |
21,56 |
106 |
173,7 | |||
13.Прибыль от реализации, тыс. руб. |
3209 |
3496 |
8184 |
287 |
4688 |
108,9 |
234,1 | |||
14.Балансовая прибыль, тыс. руб. |
2938 |
3217 |
7390 |
279 |
4173 |
109,5 |
229,7 | |||
15.Рентабельность продаж по прибыли от реализации, % |
3,23 |
3,32 |
4,48 |
0,09 |
1,16 |
— |
— | |||
16. Рентабельность продаж по балансовой прибыли, % |
2,96 |
3,06 |
4,04 |
0,1 |
0,98 |
— |
— | |||
Часть операционных доходов в сумме 200 т.р. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду торговых помещений.
В 2010 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 2008 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.
В таблице 5 показано, что прибыль от реализации в 2010 г. было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.
В 2010 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход составил 24070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% – 12,43%).
Абсолютный перерасход издержек обращения в 2010 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2010 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2010 г. по сравнению как с 2009 г., так и с 2008 г.
В 2010 г. на предприятии увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.
На 10584 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
Издержки обращения за год по сравнению с 2009 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
Кроме прибыли от реализации, ООО «НИГО» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2010г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.
Фирмой была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2009г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2010г. по сравнению с 2009г. В сравнении с 2008г., в 2009г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с 2008г. по 2010г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2010г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2009г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2010г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2009г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.
2.3 Анализ формирования прибыли ООО «НИГО»
Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.
В экономической литературе
отмечается возрастание роли и значения
прибыли в современных условиях
хозяйствования. Прибылью (рентабельностью)
оценивается эффективность
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым, уменьшая прибыль.
Наряду с вышеперечисленным, следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.
Важным фактором является
объем розничного товарооборота, потому
что при неизменной доли прибыли
в цене товара рост объема продажи
позволяет увеличить сумму
Другим существенным фактором
является применяемый порядок
Следующим значительным фактором,
тесно связанным с
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.