Результативная часть акта ревизии
представляет собой систематизированный
перечень выявленных нарушений,
недостатков и злоупотреблений в
организации. Она состоит из отдельных
разделов, соответствующих наименованию
и числу вопросов (разделов) программы
ревизии. Построение исследовательской
части акта ревизии строго не регламентировано.
Результаты ревизии в акте изложены таким
образом, чтобы по каждому отраженному
факту можно было определенно ответить
на следующие вопросы:
- что нарушено
(закон, постановление, инструкция, положение);
- кто нарушил
(должностное или материально ответственное
лицо);
- когда нарушено
(дата);
- как выявлено
нарушение (использованные приемы);
- как нарушено
(способ нарушения);
- чем вызвано
нарушение (причины и условия, способствующие
нарушениям);
- каковы последствия
допущенного нарушения (размер ущерба);
- какие приняты
меры к устранению нарушения (отстранены
от должности, возмещен ущерб, привлечены
к ответственности).
В акт ревизии включаются только
факты, достаточно проверенные
и обоснованные, содержащие элементы
нарушений и свидетельствующие
о наличии недостатков в работе
ревизуемой организации. В нем
соблюдена объективность, ясность и
точность изложения установленных фактов.
Не допускается включение в
акт ревизии различного рода
не подтвержденных документально
предположений и данных о деятельности
ревизуемой организации. При проведении
ревизии члены ревизионной группы
обязаны выяснить все существенные для
принятия обоснованного решения факты
и обстоятельства.
После изложения исследовательской
части акта ревизии перечисляются
все приложения к нему с
указанием количества листов (промежуточные
акты, разовые акты, накопительные ведомости,
акты инвентаризаций, бухгалтерские документы
и другая документация, подтверждающие
факты нарушений, злоупотреблений и бесхозяйственности,
отмечаемые в акте ревизии).
Результаты проверки обсуждаются
на ревизуемом предприятии. Составленный
акт ревизии рассматривают руководитель
и главный бухгалтер Ельского райпо в
пятидневный срок и если у них нет возражений
по составленному акту его подписывают
и передают в правление Гомельского областного
союза потребительских обществ. Материалы
ревизии рассматриваются в течение 30 дней
и составляется постановление по результатам
ревизии. В постановлении перечисляются
наиболее значительные нарушения, указываются
виновные в нарушении лица и сумма ущерба,
а также вносятся конкретные предложения
по устранению выявленных недостатков
и нарушений в финансово-хозяйственной
деятельности Ельского райпо, взысканию
материального ущерба, улучшению учета,
отчетности и организации контроля.
После того, как материалы ревизии
рассмотрены членами ревизионной
комиссии необходимо проконтролировать
устранение выявленных нарушений. Существуют
следующие способы контроля за устранением
нарушений:
- назначается
ответственное лицо за устранением нарушений
в организации и устанавливается срок
устранения. По истечении данного срока
ответственное лицо отчитывается в письменном
виде о проделанной работе по исправлению
ошибок;
- назначается
ответственное лицо за устранением нарушений
в организации и устанавливается срок
устранения. По истечении данного срока
ревизор лично проверяет устранения
нарушений на объекте исследования;
- при последующей
ревизии, прежде чем приступить к ее проведению,
ревизоры проверяют выполненную работу
по устранению нарушений предыдущей ревизии.
В Ельском райпо для проведения
контроля за устранением нарушений
назначается ответственное лицо за устранением
нарушений в организации и устанавливается
срок устранения. По истечении данного
срока ответственное лицо отчитывается
в письменном виде о проделанной работе
по исправлению ошибок, а также при последующей
ревизии, прежде чем приступить к ее проведению
ревизоры проверяют выполненную работу
по устранению нарушений предыдущей ревизии.
Таким образом, качество ревизии
зависит не только от уровня
ее организации и правильности
проведения, но и от доброкачественности
оформления обобщающих материалов: основного
акта комплексной ревизии, частного (промежуточного)
акта ревизии, справок, накопительных
ведомостей, приказов, издаваемых по результатам
рассмотрения ревизий. На основании этих
документов принимаются меры к ликвидации
недостатков и нарушений; разрабатываются
мероприятия по устранению причин и условий,
способствовавших выявленным нарушениям;
привлекаются к дисциплинарной, материальной
и уголовной ответственности виновные
должностные и материально ответственные
лица.
5
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РЕВИЗИИ ДОХОДОВ,
РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Система
электронной обработки данных субъекта
хозяйствования существенно влияет
на методику ревизии. Ревизор на стадии
подготовки к проверке хозяйствующего
субъекта должен изучить организационно-техническое
обеспечение контроля и определить необходимость
привлечения для исследования его надежности
технических специалистов. В процессе
исследования системы электронной обработки
учетных данных могут быть установлены
особенности алгоритма систематизации
информации, влекущие ее искажение.
Знание системно-логических блок-схем
и языков программирования для
ревизора не обязательно, так
как современные системы электронной
обработки данных поставляются,
как правило, без исходных текстов
на языках программирования. Более важным
для ревизора является знание последовательности
и логичности обработки данных, организация
работы персонала по подготовке информации,
что позволит сделать вывод об эффективности
организации учетных работ.
Отсутствие научных разработок и специальной
литературы по вопросам методики ревизии
в условиях автоматизации бухгалтерского
учета отрицательно сказывается на эффективности
контрольных процедур. Одним из наиболее
важных направлений оценки системы контроля
является
определение методически обоснованных
критериев оценки достоверности систем
электронной обработки учетной информации.
С учетом разбивки технологического процесса
трансформации информации на три стадии
(передача, обработка, хранение) следует
определить показатели для оценки ее достоверности
на каждом этапе информационного цикла.
В условиях электронной обработки
информации большое значение
необходимо придавать качеству учетных
данных. Информация в электронной системе
учета должна отражаться своевременно,
в полном объеме и с достаточным уровнем
детализации. При изучении системы электронной
обработки данных особое внимание следует
уделить установлению в ней рисковых зон.
Этого можно достичь при проведении процедур
тестирования электронной системы учета.
На начальном этапе ревизии
в условиях автоматизации учета
ревизор производит тестирование
вводной информации. Необходимость
тестирования вызвана тем, что
даже самая совершенная система электронной
обработки информации не даст реальных
результатов, если исходные данные не
отражают по существу совершенные хозяйственные
операции. Тестирование электронной системы
обработки данных предполагает проведение
теста на полноту отражения на машинных
носителях исходной информации и на соответствие
компьютерных и документированных данных.
Если система электронной обработки информации
не обеспечивает такого соответствия,
то ревизор может сделать вывод о недостоверности
выходной информации, полученной в результате
обработки данных. Если система сбора
и регистрации данных не позволяет достичь
вышеуказанного соответствия, то следует
ставить вопрос о невозможности дальнейшего
использования такой системы и необходимости
восстановления бухгалтерского учета
на основе достоверных данных.
Ревизору необходимо также проверить
полноту и правильность регистрации
исходных данных в компьютерной
системе. Полнота ввода информации означает,
что все необходимые данные, содержащиеся
в первичных документах, включены в систему
обработки. Правильно зарегистрированными
данными можно считать те, которые по форме
соответствуют принятым в системе электронной
обработки данных обозначениям и терминам,
а по содержанию несут точную информацию
о хозяйственной операции или факте хозяйственной
деятельности и способе ее обработки.
На следующем этапе ревизор
осуществляет тестирование системы
электронной обработки данных
на предмет выявления ошибок
в программном обеспечении. Как
правило, электронная обработка
данных строится в соответствии
с действующими нормативными
документами по учету, отчетности, налогообложению,
что частично устраняет условия для искажения
информации за счет неправильного построения
алгоритма обработки. Однако это не означает,
что в прикладном программном обеспечении
не может быть ошибки. Очень часто такие
ошибки встречаются у начинающих фирм-разработчиков.
Ошибки такого рода, не выявленные организацией
пользователем программы самостоятельно,
свидетельствуют о полном отсутствии
внутреннего контроля.
При проверке сформированных выходных
машинных документов необходимо помнить,
что в некоторых системах учетные регистры
не формируются автоматически самой системой,
а требуют дополнительной настройки. Этот
способ формирования выходной информации
следует отнести к частично компьютеризированным.
Ошибки в настройке форм учетных регистров
могут привести к формированию неправильных
результатов даже на основе верных входных
данных. Тестирование здесь может быть
проведено методом параллельного моделирования,
когда на основе одних и тех же данных
строится тот же учетный регистр, но методами
другой системы обработки данных или вручную.
Тестирование правильности трансформации
учетных данных в отчетность
связано с той же проблемой,
что и тестирование электронного
формирования учетных регистров, а
именно — с необходимостью контроля этой
процедуры самим бухгалтером. В отличие
от формирования учетных регистров, которое
во многих системах обработки данных автоматизировано
и не требует настройки, формирование
отчетности требует настройки программы
в связи с часто меняющимися формами отчетности
и нормативной базы. Иногда система электронной
обработки данных позволяет автоматически
получать отчетные формы, но главный бухгалтер
заполняет их вручную. Это может говорить
о нарушения при составлении отчетности.
Одной из причин, которая приводит
к искажению информации, является
сбой в работе аппаратных средств.
В этих условиях представляется особенно
важным то, чтобы в бухгалтерских программах
в обязательном порядке была заложена
функция архивирования. Организационные
вопросы архивирования данных необходимо
предусмотреть в учетной политике хозяйствующего
субъекта и приказом должны быть закреплены
лица, ответственные за архивирование.
Невыполнение на проверяемом объекте
установленных мер по архивированию данных
должно насторожить ревизора, так как
достоверность машиннограмм возможна
при условии отсутствия сбоев в работе
системы электронной обработки информации.
Если сбои наблюдались и зафиксированы,
что выполняется крайне редко, то необходимо
провести специальный тест восстановления
данных после сбоя. В практике известны
многочисленные случаи, когда ответственные
работники бухгалтерии и операторы заведомо
уничтожали сведения о проведенных операциях,
маскируя потерю данных как произошедшую
в результате сбоя технических средств.
На методику проверки оказывает
влияние также уровень централизации
обработки данных. Простые системы электронной
обработки информации обычно предполагают
обработку всех данных на одном компьютере
или в локальной компьютерной сети. Такая
система является предельно централизованной,
что, с одной стороны, облегчает возможность
контролировать, а другой, необходимая
первичная обработка данных в территориально
удаленных подразделениях выполняется,
как правило, вручную, что увеличивает
риск ошибок.
Децентрализованная система электронной
обработки информации более сложная, как
с точки зрения ее разработки, так и настройки,
эксплуатации и контроля. Она позволяет
снизить риск ошибок при обработке данных
в удаленных подразделениях. Однако некоторые
из таких систем предусматривают обмен
данными между подразделениями ручным
способом, то есть путем ввода результатов
обработки информации в одном подразделении
в качестве исходных данных учетной системы
в другом подразделении.
Обмен данными между подразделениями
ручным способом не соответствует
сегодняшним требованиям их оперативной
обработки. При ручном способе обмена
данными, как правило, возникают ошибки,
связанные с действиями оператора, которому
приходится работать с большим объемом
числовых данных. Поэтому перспективным
направлением является обмен данными
между подразделениями в децентрализованной
системе электронной обработки информации,
передаваемыми с помощью модема или на
машинном носителе. Это позволит почти
полностью исключить ошибки, допускаемые
при повторном вводе информации.