Распределительные механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:05, реферат

Описание работы

Все увеличивающийся спрос на оценку программ и политик 1970-х годов послужил толчком к появлению тщательно разработанных и обдуманных основных принципов оценивания. В 1974 году комитет, состоящий из членов Американской научно-исследовательной педагогической ассоциации (American Educational Research Association), Американской ассоциации психологов (American Psychological Association) и Национального совета по измерениям в сфере образования (National Council on Measurement in Education) пересматривал изданные в 1966 году «Стандарты образовательных и психологических тестов и пособий» (Standards for Educational and Psychological Tests and Manuals). Вопрос, стоящий в то время перед комитетом, состоял в принятии решения относит

Работа содержит 1 файл

олин реферат.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

Все увеличивающийся  спрос на оценку программ и политик 1970-х годов послужил толчком к  появлению тщательно разработанных  и обдуманных основных принципов  оценивания. В 1974 году комитет, состоящий  из членов Американской научно-исследовательной педагогической ассоциации (American Educational Research Association), Американской ассоциации психологов (American Psychological Association) и Национального  совета по измерениям в сфере образования (National Council on Measurement in Education) пересматривал  изданные в 1966 году «Стандарты образовательных  и психологических тестов и пособий» (Standards for Educational and Psychological Tests and Manuals). Вопрос, стоящий в то время перед комитетом, состоял в принятии решения относительно использования тестовой системы  при оценке образовательных программ. После продолжительных дебатов  комитет пришел к выводу, что не в его компетенции вводить  стандарты оценки образовательных  программ. Для этой цели было предложено создать специальную комиссию, состоящую  из членов всех трех организаций. Объединенная комиссия по стандартам оценки образовательной  политики начала работу в 1975 году. Основной задачей комиссии было выделение  стандартов для оценки образовательных  программ. В скором времени после  создания комиссии к ней присоединились члены не только трех вышеуказанных  организаций, но и других организаций, заинтересованных в оценке образовательных  программ,. Несмотря на существенные различия во мнениях членов различных организаций, комиссии в итоге удалось объединить результаты работы в сборнике «Стандарты оценки образовательных программ, проектов и материалов» (Standards for Evaluation of educational Programs, Projects, and Materials). Созданные комиссией  «Стандарты оценки образовательных  программ, проектов и материалов»  были первыми стандартами, появившимися в области оценки. 

Стандарты оценивания образовательной политики 

Было выделено 30 стандартов оценки программ. Все эти стандарты  можно сгруппировать в четыре группы:

стандарты практичности (определение главных заинтересованных лиц, степень доверия оценщику, ясность  отчета, временной охват и распространение  отчета, влияние оценки);

стандарты осуществимости (практическая методика, политическая целесообразность, экономическая эффективность);

стандарты уместности (ориентация услуг, формальные соглашения, права оцениваемой группы, взаимодействие между людьми, полная и беспристрастная экспертиза, раскрытие полученных данных, конфликт интересов, налоговая ответственность);

стандарты точности (документация программы, анализ окружающей обстановки, описание целей и задач, оправданные  источники информации, достоверная  информация, заслуживающая доверия  информация, систематическая информация, анализ количественной информации, анализ качественной информации, обоснованные заключения, беспристрастное составление  отчета, мета-оценка).

Цели и задачи оценки образовательной политики 

Иногда бывает сложно определить конкретные цели и задачи проведения оценочных исследований в области образовательной политики. Часто оценщики не могут выделить конечную цель проводимого исследования. Среди целей и задач подобного  исследования могут быть выделены:

определение целей  и задач в области образования;

распространение информации о возможностях образования;

формирования условий, при выполнении которых нужные задачи будут достигнуты образовательными учреждениями;

оценка соответствия обучающихся государственным целям образовательной политики;

определение соотношения  между различными целями и задачами образовательной политики;

анализ соотношения  между различными возрастами и соответствующими им целями и задачами образовательной  политики;

проведение оценочных  исследований, нацеленных на определение  потребностей в сфере образования. 

Повышение роли образования  в современном мире объясняется  мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые  должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику особенно в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Поэтому  является весьма актуальным сравнительный  анализ образовательной политики в  России и странах Западной Европы, рассмотрение процесса формирования и  развития образовательной политики в западноевропейской традиции, а  также особенностей российской образовательной  политики, изучение опыта осуществления образовательной политики в Европе и России на современном этапе. 

В этом отношении особенно интересен опыт таких западноевропейских стран, как Великобритания, Германия и Франция, что объясняется двумя  важными причинами. Во-первых, эти  страны составляют основу сложившихся  к настоящему времени основных образовательных  моделей, а именно: англосаксонской (Великобритания) и континентальной (Германия и Франция). Во-вторых, именно эти страны (при поддержке Италии) инициировали создание единого европейского образовательного пространства (Сорбонна. 1998г.). Изначально делая ставку на экономическую  интеграцию и пройдя путь от периода  начального осмысления до обновления целевых, содержательных, организационных  и социальных установок систем образования, эти страны накопили уникальный опыт в формировании политики в сфере  образования. Именно эти причины  послужили основанием выбора Великобритании, Германии и Франции для сравнительного анализа опыта формирования их образовательной  политики с российской. 

Политические преобразования в России конца XX века, переход к  рыночной экономике, присоединение  страны к Болонскому процессу в 2003 году актуализировали необходимость  осмысления места и роли образования  как во 

4 внутренней, так и  во внешней политике государства. Такой принцип образовательной политики России, как интеграция системы высшего профессионального образования Российской Федерации в мировую систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы с подписанием Россией Болонской декларации стал особенно значимым, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся высококонкурентном рынке труда и международном рынке новейших технологий и постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств. 

Таким образом, рассмотрение исторического опыта и современных  тенденций формирования и реализации образовательной политики государств оказывается насущной задачей современного политологического знания. Её разработка применительно к потребностям отечественной  политической и государственной  практики даёт возможность учитывать  политические интересы России в условиях вхождения в общеевропейское  образовательное пространство.

В ведущих странах  Западной Европы и в России государство  как политическая организация власти на всех этапах своего развития вырабатывало определенную политику в области  образования Наиболее важные принципы образовательной политики были обоснованы в трудах известных западных и российских мыслителей Сравнительный анализ теоретико-методологических принципов образовательной политики в странах Западной Европы и России показывает, что есть общее и особенное в формулировке таких принципов. Например, для западноевропейской традиции наиболее важными являются такие приоритеты, воспитание граждан - забота государственная и должно осуществляться под контролем государства (Платон, Аристотель, Цицерон, Кампанелла); профессиональное образование, связанное с реальной жизнью, - на службу государству (Жан Ле Гофф, Жан-Жак Руссо, Я А. Ко-менский, К Маркс); образование должно быть всеобщим и обязательным (Т. Мор, Вольтер, Я. А. Коменский, А Смит, Д Колеман); всестороннее воспитание личности и гуманистический характер образования (Платон, Ф Рабле, Вольтер, Я А Коменский, Ф. Шлеймахер); государственная поддержка образования (Д Милль, Д Кейнс, А. Смит)  

Для российской традиции важны следующие принципы сохранение национального менталитета и  духовной культуры (П. Могила, П А. Флоренский, А С Хомяков, И.С Кириевский, В А. Жуковский); системность образования, преемственность учебных программ (И.А. Ильин, В В Розанов, Г П. Федотов), воспитание гражданина-патриота, способного к преобразованию общественных отношений (А Н Радищев, А И Герцен, В Г. Белинский), массовость общего образования, общее образование — основа профессионализации (П Ф. Каптерев, К Д Ушинский, Н И. Пирогов); доступность и бессословность образования народа для сохранения богатства государств (М В Ломоносов, Л.  

Магницкий, Н И. Новиков), государственная поддержка образования (С Н Южаков, Н.И Пирогов)  

Таким образом, сравнительный  анализ позволяет выявить следующие  общие теоретико-методологические основания принципов образовательной  политики в России и странах Западной Европы воспитание граждан — забота государственная и должно осуществляться под контролем и при поддержке  государства, всестороннее воспитание личности и гуманистический характер образования, связь профессионального  образования с реальными потребностями  государства на том или ином этапе  его развития  

Различия связаны  с российской особенностью стремления сохранять духовную культуру, историческую связь с прошлым реального  человека, который призван изменить будущее, а так же с важнейшим  принципом преемственности учебных  программ и профессионализации только на основе общего образования  

Во многом эти принципы продолжают оставаться актуальными  и  

2 Образовательная  политика в Западной Европе  и в России не могла не  учитывать также и развития  гражданского общества Политическая  активизация низших классов и  их интеграция в политический  процесс в рамках индустриального  общества повышала потребность  в образовании непривилегированных  классов В свою очередь образование продуцировало необходимые моменты общезначимой общественно-политической ткани гражданского общества на развитие государства. Страны, не имея опыта регулирования данных процессов, искали свои сложные пути в этой области, но, идя своим путем, приходили к необходимости введения общезначимых принципов в политику образования К таким принципам можно отнести обязательное начальное бесплатное образование (Англия Середина XIX века); массовое образование и ликвидация безграмотности под эгидой государства (Австрия. Конец XIX века), обязательное начальное образование с государственным финансированием (Франция Начало XX века).  

В разное время разные государства приходили фактически к одним и тем же принципам  образовательной политики. Принципы формировались исходя из требований времени, развития общества и самого государства При этом российской особенностью являлось наличие двух направлений образовательной политики в XVIII в. - религиозное (подготовка к служению церкви) и светское (подготовка к служению государству).  

3 К настоящему времени в Западной Европе сложились две основные образовательные модели англосаксонская и континентальная. Важнейшей характеристикой англосаксонской образовательной модели является то, что главная функция государства сводится к выработке и принятию решений на макроуровне, которые затрагивают общенациональные интересы, а также к реализации федеральных программ в сфере образования и сосредоточению деятельности на решении стратегических задач развития образования  

Континентальная модель характеризуется доминированием государства  в вопросах управления и финансирования национальных систем образования Важнейшей  современной тенденцией является сближение  двух основных типов систем в плане  определения оптимального соотношения  участия государства и общественных структур в организации, управлении и финансировании национальных систем.  

4 Роль образования  на советском этапе развития  страны определялась социальными  и политическими задачами, которые  стояли перед социалистическим  государством Широкая поддержка  со стороны общественности проводимой  образовательной политики, с одной  стороны, и высокая ответственность,  и активная роль государства  в этой сфере, с другой стороны,  привели к глубокой и всесторонней  модернизации образования с выделением  необходимых для этого ресурсов  и созданием механизмов их  эффективного использования Образовательная политика в Советском Союзе строилась на следующих принципах: равноправие граждан в области образования, всеобщая грамотность населения, обязательное бесплатное образование (начальное, всеобщее основное, всеобщее полное), создание многоуровневой системы образования,  

бесплатное образование  всех уровней Опыт Советского Союза  в области формирования образовательной  политики является уникальным и не имеет аналогов в мире.  

5 Сравнительный анализ  образовательной политики, проводимой  в Великобритании, ФРГ, Франции  и России можно провести на  основе трех базовых критериев- приоритеты в области образования, направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования; цели и динамика реформирования национальных систем образования.  

В области приоритетов  образовательной политики сравнительный  анализ показывает, что для России и западноевропейских стран общим  является: провозглашение области образования  приоритетной на современном этапе  развития общества, ведущая роль общечеловеческих ценностей, уважение прав и свобод человека; учёт, защита и сохранение национальных традиций, создание системы качества образования, системный подход и  последовательность образовательной  политики  

Различия в этой области связаны с тем, что  для Европы целью является создание конкурентоспособной системы образования, привлекательной для иностранных  студентов и способствующей дальнейшему  укреплению и развитию европейской  интеграции Для России важно преодоление социально-экономического и духовного кризиса, восстановление статуса России как великой державы в сфере образования и науки  

Информация о работе Распределительные механизмы