Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:05, реферат
Все увеличивающийся спрос на оценку программ и политик 1970-х годов послужил толчком к появлению тщательно разработанных и обдуманных основных принципов оценивания. В 1974 году комитет, состоящий из членов Американской научно-исследовательной педагогической ассоциации (American Educational Research Association), Американской ассоциации психологов (American Psychological Association) и Национального совета по измерениям в сфере образования (National Council on Measurement in Education) пересматривал изданные в 1966 году «Стандарты образовательных и психологических тестов и пособий» (Standards for Educational and Psychological Tests and Manuals). Вопрос, стоящий в то время перед комитетом, состоял в принятии решения относит
Все увеличивающийся
спрос на оценку программ и политик
1970-х годов послужил толчком к
появлению тщательно
Стандарты оценивания
образовательной политики
Было выделено 30 стандартов оценки программ. Все эти стандарты можно сгруппировать в четыре группы:
стандарты практичности
(определение главных
стандарты осуществимости (практическая методика, политическая целесообразность, экономическая эффективность);
стандарты уместности (ориентация услуг, формальные соглашения, права оцениваемой группы, взаимодействие между людьми, полная и беспристрастная экспертиза, раскрытие полученных данных, конфликт интересов, налоговая ответственность);
стандарты точности (документация программы, анализ окружающей обстановки, описание целей и задач, оправданные источники информации, достоверная информация, заслуживающая доверия информация, систематическая информация, анализ количественной информации, анализ качественной информации, обоснованные заключения, беспристрастное составление отчета, мета-оценка).
Цели и задачи оценки
образовательной политики
Иногда бывает сложно
определить конкретные цели и задачи
проведения оценочных исследований
в области образовательной
определение целей и задач в области образования;
распространение информации о возможностях образования;
формирования условий, при выполнении которых нужные задачи будут достигнуты образовательными учреждениями;
оценка соответствия обучающихся государственным целям образовательной политики;
определение соотношения между различными целями и задачами образовательной политики;
анализ соотношения между различными возрастами и соответствующими им целями и задачами образовательной политики;
проведение оценочных
исследований, нацеленных на определение
потребностей в сфере образования.
Повышение роли образования
в современном мире объясняется
мировыми тенденциями экономического
и общественного развития, которые
должно учитывать государство, формируя
свою образовательную политику особенно
в условиях создания общеевропейского
образовательного пространства. Поэтому
является весьма актуальным сравнительный
анализ образовательной политики в
России и странах Западной Европы,
рассмотрение процесса формирования и
развития образовательной политики
в западноевропейской традиции, а
также особенностей российской образовательной
политики, изучение опыта осуществления
образовательной политики в Европе и России
на современном этапе.
В этом отношении особенно
интересен опыт таких западноевропейских
стран, как Великобритания, Германия
и Франция, что объясняется двумя
важными причинами. Во-первых, эти
страны составляют основу сложившихся
к настоящему времени основных образовательных
моделей, а именно: англосаксонской
(Великобритания) и континентальной
(Германия и Франция). Во-вторых, именно
эти страны (при поддержке Италии)
инициировали создание единого европейского
образовательного пространства (Сорбонна.
1998г.). Изначально делая ставку на экономическую
интеграцию и пройдя путь от периода
начального осмысления до обновления
целевых, содержательных, организационных
и социальных установок систем образования,
эти страны накопили уникальный опыт
в формировании политики в сфере
образования. Именно эти причины
послужили основанием выбора Великобритании,
Германии и Франции для сравнительного
анализа опыта формирования их образовательной
политики с российской.
Политические преобразования
в России конца XX века, переход к
рыночной экономике, присоединение
страны к Болонскому процессу в 2003 году
актуализировали необходимость
осмысления места и роли образования
как во
4 внутренней, так и
во внешней политике
Таким образом, рассмотрение
исторического опыта и
В ведущих странах
Западной Европы и в России государство
как политическая организация власти
на всех этапах своего развития вырабатывало
определенную политику в области
образования Наиболее важные принципы
образовательной политики были обоснованы
в трудах известных западных и российских
мыслителей Сравнительный анализ теоретико-методологических
принципов образовательной политики в
странах Западной Европы и России показывает,
что есть общее и особенное в формулировке
таких принципов. Например, для западноевропейской
традиции наиболее важными являются такие
приоритеты, воспитание граждан - забота
государственная и должно осуществляться
под контролем государства (Платон, Аристотель,
Цицерон, Кампанелла); профессиональное
образование, связанное с реальной жизнью,
- на службу государству (Жан Ле Гофф, Жан-Жак
Руссо, Я А. Ко-менский, К Маркс); образование
должно быть всеобщим и обязательным (Т.
Мор, Вольтер, Я. А. Коменский, А Смит, Д
Колеман); всестороннее воспитание личности
и гуманистический характер образования
(Платон, Ф Рабле, Вольтер, Я А Коменский,
Ф. Шлеймахер); государственная поддержка
образования (Д Милль, Д Кейнс, А. Смит)
Для российской традиции
важны следующие принципы сохранение
национального менталитета и
духовной культуры (П. Могила, П А. Флоренский,
А С Хомяков, И.С Кириевский, В А. Жуковский);
системность образования, преемственность
учебных программ (И.А. Ильин, В В Розанов,
Г П. Федотов), воспитание гражданина-патриота,
способного к преобразованию общественных
отношений (А Н Радищев, А И Герцен, В Г.
Белинский), массовость общего образования,
общее образование — основа профессионализации
(П Ф. Каптерев, К Д Ушинский, Н И. Пирогов);
доступность и бессословность образования
народа для сохранения богатства государств
(М В Ломоносов, Л.
Магницкий, Н И. Новиков),
государственная поддержка
Таким образом, сравнительный
анализ позволяет выявить следующие
общие теоретико-
Различия связаны
с российской особенностью стремления
сохранять духовную культуру, историческую
связь с прошлым реального
человека, который призван изменить
будущее, а так же с важнейшим
принципом преемственности
Во многом эти принципы
продолжают оставаться актуальными
и
2 Образовательная
политика в Западной Европе
и в России не могла не
учитывать также и развития
гражданского общества
В разное время разные
государства приходили
3 К настоящему времени
в Западной Европе сложились две основные
образовательные модели англосаксонская
и континентальная. Важнейшей характеристикой
англосаксонской образовательной модели
является то, что главная функция государства
сводится к выработке и принятию решений
на макроуровне, которые затрагивают общенациональные
интересы, а также к реализации федеральных
программ в сфере образования и сосредоточению
деятельности на решении стратегических
задач развития образования
Континентальная модель
характеризуется доминированием государства
в вопросах управления и финансирования
национальных систем образования Важнейшей
современной тенденцией является сближение
двух основных типов систем в плане
определения оптимального соотношения
участия государства и
4 Роль образования
на советском этапе развития
страны определялась
бесплатное образование
всех уровней Опыт Советского Союза
в области формирования образовательной
политики является уникальным и не
имеет аналогов в мире.
5 Сравнительный анализ
образовательной политики, проводимой
в Великобритании, ФРГ, Франции
и России можно провести на
основе трех базовых критериев-
приоритеты в области образования, направляющая
и регулирующая деятельность государства
в сфере образования; цели и динамика реформирования
национальных систем образования.
В области приоритетов
образовательной политики сравнительный
анализ показывает, что для России
и западноевропейских стран общим
является: провозглашение области образования
приоритетной на современном этапе
развития общества, ведущая роль общечеловеческих
ценностей, уважение прав и свобод человека;
учёт, защита и сохранение национальных
традиций, создание системы качества
образования, системный подход и
последовательность образовательной
политики
Различия в этой
области связаны с тем, что
для Европы целью является создание
конкурентоспособной системы