Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 17:10, курсовая работа
В новых условиях хозяйствования важнейшими задачами учета труда и заработной платы являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей анализа, оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с бюджетом, с фондом социальной защиты населения и фондом занятости.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за качеством и количеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
В связи с этим цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы изучить учет расчетов с персоналом в организации розничной торговли ОАО «Ивица».
В соответствии с поставленной целью задачи работы сводятся к следующему:
- определить понятия «труд» и «заработная плата» как экономические категории и показатели эффективности торгово-технологического процесса;
- дать общую экономическую характеристику ОАО «Ивица»;
- раскрыть сущность заработной платы, как экономической категории;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по труду и заработной плате;
- рассмотреть порядок начисления всех видов заработной платы и удержаний из нее, а также синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда.
При написании дипломной работы использованы учебники и учебные пособия как отечественных, так и зарубежных авторов: «Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании» под редакцией Л.И.Кравченко, 2004г.; «Бухгалтерский учет в торговле» под редакцией В.В.Кожарского, 2004г.; «Технологии автоматизированной обработки учетно-аналитической информации» под редакцией Т.В.Прохорова, 2002г. и другие. Так же использованы: нормативная документация, инструктивный материал, данные бухгалтерской и статистической ОАО «Ивица»: бухгалтерский баланс; форма 1-Фонд; журнал ордер №8 и другие формы бухгалтерской отчетности.
Введение……………………………………………..………………….……………..2
1. Экономическое содержание и организация заработной платы в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….4
1.1. Заработная плата как экономическая категория и ее роль в эффективном использовании трудовых ресурсов…………………………………………………..4
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по труду и заработной плате ………………………………………………………………....…..7
2. Учёт трудовых ресурсов и средств на оплату труда в торговле …………........12
2.1. Экономическая характеристика организации ОАО «Ивица»………………..12
2.2. Учет численности персонала, рабочего и нерабочего времени, выполненных работ……………………………………………………..…………...15
2.3. Документальное оформление расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………………………..……………...20
2.4. Методика и организация учета расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………………………….312.5.Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и анализа трудовых ресурсов и средств на оплату труда………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….….....42
Список использованных источников………………………………….…………...46
Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ « Об утверждении Инструкции о порядке исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главного специалиста и средней заработной платы в целом по организации» от17 февраля2005 года № 13 пунктом 2 Инструкции предусматривается конкретный коэффициент соотношения средней заработной платы для каждого из указанных должностных лиц и средней заработной платы по организации в целом устанавливается нанимателем и не может превышать коэффициент соотношения руководителя.
Постановлением Совета Министров от 12 декабря 2001 года №1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики» пунктом 3 предусматривается, что организации всех форм собственности, кроме организаций, финансируемых из бюджета, при наличии задолженности по платежам в бюджет не могут повышать тарифную ставку 1 разряда.
Постановлением Совета министров от 30 апреля 2004 года № 495 «О внесении изменений и дополнений в постановление №1003 от 25.07.2002» определены условия снижения премий руководителям за несоблюдение основных требований Директивы № 1 в части соблюдения производственной, трудовой и исполнительской дисциплины.
Постановлением Совета Министров № 382 от11 апреля 2005 года « О внесении изменений и дополнений в постановления № 521 от 08.08.96 и от 25.07.2002 года № 1003 пунктом 7 предусмотрено, что руководителям убыточных организаций могут выплачивать премии в зависимости от темпов снижения убытка от реализации продукции, товаров по отношению к предыдущему кварталу за каждый процентный пункт снижения в размере до 5% но не более40% должностного оклада.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от28 ноября2003 года № 151 «О внесении дополнений и изменений в постановление № 122 от 20.10.2002 года» внесено изменение, предусматривающее включение премий и надбавок, выплачиваемых руководителям, в общие затраты организации на эти выплаты при исчислении норматива отнесения на себестоимость продукции.
На каждом предприятии должны быть разработаны и утверждены в соответствии с действующими законодательными актами следующие документы:
В 3 разделе коллективного договора ОАО «Ивица» рассматриваются вопросы установления и изменения форм, систем и размеров оплаты труда, материального стимулирования, выплаты вознаграждения, материальной помощи, индексации заработной платы по согласованию с Профкомом в пределах заработанных средств в соответствии с положением об оплате труда. В положении по премированию ОАО «Ивица» устанавливается размер премий, выплачиваемых рабочим и специалистам за основные показатели хозяйственной деятельности, за работу в праздничные дни и сверхурочные часы. Размер премий не должен превышать 30 процентов должностного оклада в расчете на одного работника в месяц.
Производственный календарь отражает расчетную норму рабочего времени в часах при 40 и 35-часовой рабочей неделе за год для пятидневной и для шестидневной рабочей недели.
В штатном расписании ОАО «Ивица» установлен для каждого работника тарифный разряд, тарифный коэффициент, должностной оклад, повышающий коэффициент, надбавки.
В графике работ на каждого работника отводится отдельная строка. Например, Максименко С. И., отработала полный рабочий месяц с 19 до 18 часов и у нее было 8 выходных дней.
График отпусков составляет отдел кадров для каждого работника ежегодно, где указывается с какого и по какое число работнику предоставлен отпуск.
В табеле учета рабочего времени на каждого работника отводится одна строка. Например, грузчик ОАО «Ивица» Юденас, отработал за июнь месяц 6 рабочих дней, 2 дня в выходные и праздничные дни, и у него было 2 выходных, всего 48 часов.
В приказах по личному составу указывается: номер приказа, от какого он числа, если работника приняли на работу, то на какую должность и когда он приступит к работе, подписи сторон .
В должностной инструкции указываются должностные обязанности, что должен знать работник, квалификационные требования.
С 1.09.2002г. в силу вступило постановление Совета Министров №1144 от 23 августа 2002г. «О мерах по реализации Декрета Президента РБ от 18 июля 2002г. №17», согласно которому установлено, что размер должностных окладов и тарифных ставок работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, будет рассчитываться по коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, , и действующей в организации тарифной ставке первого разряда.
Для
работников организаций, финансируемых
из бюджета и пользующихся государственными
дотациями, с 1 июня 20010г установлена Советом
Министров Республики Беларусь ставка
первого разряда в размере 90000 рублей.
2. УЧЕТ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ТОРГОВЛЕ
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Ивица»
Открытое акционерное общество «Ивица» создано Решением Новогрудского райисполкома № 632 от 19 октября 2004 года путем преобразования районного унитарного торгового предприятия «Ивица» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Основным направлением деятельности ОАО «Ивица» согласно Уставу является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Решением Гродненского облисполкома от 25 октября 2004 года №560 ОАО «Ивица» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №500370609.
Юридический адрес: 231400 Гродненская область г.Новогрудок, ул. Мицкевича, 24.
Форма собственности - открытое акционерное общество.
Общество является коммерческой организацией, юридическим лицом имеет самостоятельный баланс, печать и в филиале 416 АСБ «Беларусбанк» открыт расчетный счет 3012002690020.
Уставный фонд ОАО «Ивица» определен в размере 238518000 рублей и разделен на 56790 простых именных акций, номинальная стоимость каждой акции 4200 рублей. Выкуплено акционерами 4068 штук акций, что составляет 7,16% , в распоряжении государства осталось 52722 штук акций, что составило 92,84% .
Для осуществления своей деятельности в соответствии с Уставом Общества имеются следующие лицензии:
Численность работников всего предприятия на 01.07.2010г. составляет - 69 человек.
На предприятии имеется утвержденный коллективный договор и утвержденная учетная политика, разрабатываемой руководством предприятия на каждый новый отчетный год. Учет на предприятии осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета. На предприятии применяется повременная система оплаты труда, предусматривающая оплату труда согласно должностным окладам, утвержденным директором предприятия в штатном расписании и премий, определяемых «Положением о премировании» , утвержденным директором ОАО «Ивица».
ОАО «Ивица» в 2008 году приобрело пакет прикладных программ .
По основным счетам бухгалтерский учет компьютизирован, а именно:
Далее познакомимся с основными показателями хозяйственной деятельности предприятия, которые приведены в таблицах 2.1;2.2:
Таблица 2.1. Динамика основных экономических показателей
ОАО «Ивица» за период 2006-2009гг. (млн.руб.)
Показатели | Временные периоды | Темпы роста в % к 2006г. | Темпы роста по цепным индексам | |||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 | 2007/2006 | 2008/
2007 |
2009/
2008 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Розничный
товарооборот:
-в сопоставимых ценах -в действующих ценах |
3403 2225 |
4705 3447 |
4966 4088 |
3327 3327 |
138,3 154,9 |
145,9 183,7 |
97,8 149,5 |
138,3 154,9 |
105,5 118,6 |
67 81,4 | | Валовой доход, всего | 662 | 872 | 908 | 513 | 131,7 | 137,2 | 77,5 | 131,7 | 104,1 | 56,5 |
в том числе от реализации товаров: | 563 |
734 |
785 |
493 |
130,4 |
139,4 |
87,6 |
130,4 |
106,9 |
62,8 | ||
Налоги и сборы из выручки | 47 | 64 | 79 | 35 | 136,2 | 168,1 | 74,5 | 136,2 | 123,4 | 44,3 | ||
Издержки обращения | 613 | 780 | 892 | 8 | 127,2 | 145,5 | 110,6 | 127,2 | 114,4 | 76 | ||
Сальдо внереализационных доходов и расходов | 16 | 16 | 91 | 135 | 100 | 568,8 | 843,8 | 100 | 568,8 | 148,4 | ||
Прибыль (убытки) | 18 | 44 | 28 | -65 | 244,4 | 155,6 | 361,1 | -244,4 | 63,6 | -232,1 | ||
Рентабельность | 0,54 | 0,94 | 0,56 | 177,4 | 94,3 | 367,9 | 177,4 | 59,6 | - | |||
Среднесписочная численность | 192 | 177 | 156 | 118 | 92,2 | 81,3 | 61,5 | 92,2 | 88,1 | 75,6 |
Примечание: Источник: собственная разработка
Таким образом, валовой доход за 1 полугодие 2010 года составил 150 млн.руб., в т.ч. от реализации товаров 150 млн.руб. В сопоставимых ценах валовой доход за 1 полугодие 2010г. составил 37,3%.Убыток за шесть месяцев 2010 г. составил 126 млн. руб
Издержки обращения за 1 полугодие 2010г. составили 270 млн. руб., или 29,93% к товарообороту.
Валовой доход полученный за 1полугодие 2010г. значительно ниже затрат предприятия, что отрицательно сказывается на структуре баланса предприятия.
Проведя
анализ основных показателей хозяйственной
деятельности ОАО «Ивица» с помощью ЭВМ,
лучшим годом в действующих ценах признан
2007 год, в сопоставимых ценах - 2009год, что
и подтверждает выше проведенный анализ
финансово -хозяйственной деятельности
предприятия.
2.2. Учет численности персонала, рабочего и нерабочего времени, выполненных работ
Учет численности работников, рабочего и нерабочего времени необходим бухгалтеру для начисления заработной платы. Здесь он должен получать достоверные сведения о приеме на работу, предоставлении отпуска, рабочем времени и так далее.
Для этой цели ведется учет численности работников (личного состава) в следующих документах:
Учет личного состава работников предприятия осуществляет отдел кадров, который заводит на каждого работника личное дело. На каждого работника открывается лицевая карточка, в которой фиксируют анкетные данные и прочие сведения о его трудовой деятельности на данном предприятии - учебе, повышении разряда, категории, переводах. Впервые приступившему к работе выписывают трудовую книжку, хранящуюся в отделе кадров до его увольнения. Для учета каждому работнику предприятия присваивают табельный номер, который проставляют в табеле учета рабочего времени, в документах по учету выработки, выполненной работы и в регистрах по учету заработной платы [2, с.531-538].
В бухгалтерии на каждого работника открывается лицевой счет, информация которого используется для начисления пенсии, пособий, подсчета среднего заработка. После увольнения работника лицевой счет сдается в архив. В случае ликвидации предприятия - сдается в городской архив (срок хранения - 75 лет).