Профессиональная этика аудитора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..4
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АУДИТОРА……………….......11
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА, РУКОВОДСТВА И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ АУДИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………..21
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ФИРМ…………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..35

Работа содержит 1 файл

Аудит - Профессиональная этика аудитора.docx

— 54.70 Кб (Скачать)

     Аудитор несет ответственность по действующему законодательству за использование  информации в личных целях и несанкционированное  разглашение служебной информации третьим лицам.

     Конфиденциальность  полученной информации сохраняется  аудитором и после прекращения  отношений между ним и заказчиком.

     Аудитор обязан сообщать заказчику в ходе проведения аудита в письменной форме  о фактах, свидетельствующих о  серьезных нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате которых предприятие или государство  понесли либо могут понести ущерб.

     Правило 5. Несовместимые, дискредитирующие действия

     Несовместимые действия аудитора регламентированы Законом  Республики Беларусь "Об аудиторской  деятельности".

     Аудитору, занимающемуся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской  деятельности, за исключением преподавательской  и научной деятельности, а также не вправе совершать действия, дискредитирующие его профессию, а именно:

     - отказываться возвращать заказчику  документы, даже если он не  оплатил за оказанные аудиторские  услуги;

     - вносить фиктивные или неточные  записи в бухгалтерские (финансовые) отчеты;

     - не соблюдать принятые аудиторские  нормы и стандарты;

     - привлекать заказчиков путем  обмана, введения в заблуждение  и южных утверждений или действий, так как это может привести  к снижению эффективности и  качества аудита;

     - выдавать аудиторские заключения без доскональной проверки вопросов, изложенных в этом заключении, а также выдавать заключения, не соответствующие действительному положению дел.

     Правило 6. Вежливость и внимание к заказчику

     Аудитор обязан проявлять к заказчику  доброжелательное, вежливое и внимательное отношение. Поведение и внешний  облик аудитора должны соответствовать  нормам делового этикета и вызывать у заказчика уважение к профессии аудитора. Вежливость и предусмотрительность при общении с заказчиком должны быть для аудиторов одним из основных правил. И хотя такт и дипломатичность очень важны, у заказчика должна быть полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам. Ни один аудитор не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение. Аудитор, работая у заказчика, не имеет права демонстрировать свое превосходство, показывать разницу в образовательном уровне между собой и заказчиком, позволить себе быть небрежным, грубым и невнимательным. Правила вежливости должны быть соблюдены в любых случаях, даже если заказчик и не прав.

     Правило 7. Налоговые отношения

     Аудиторы  обязаны неукоснительно соблюдать  законодательство о налогообложении  во всех аспектах; они не должны сознательно  занижать налогооблагаемую базу как свою, так и заказчика или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами заказчика. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения заказчика от уплаты налогов и обмана налоговой службы.

     О выявленных в ходе проведения обязательного  аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчетах и уплате налогов, аудитор обязан в письменной форме сообщить руководителю субъекта хозяйствования и предупредить о возможных последствиях, а также  о путях исправления нарушений  и ошибок. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять заказчику только в письменной форме. При этом не следует обнадеживать заказчика в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также необходимо предупредить заказчика, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом субъекте хозяйствования.

     Правило 8. Отношения между аудиторами

     Аудитор должен стремиться к установлению доброжелательных, деловых отношений с коллегами  по профессии и совместной работе воздерживаться от необоснованной критики  деятельности других аудиторов, аудиторских  организаций, не допускать привлечения  заказчика средствами, которые могут  привести к принижению роли профессии аудитора.

     Аудитору  необходимо соблюдать исключительную корректность и тактичность в  процессе общения с коллегами  и сотрудниками. Он не имеет права  перекладывать на кого-либо свою ответственность  за дачу аудиторских заключений о  финансовом состоянии заказчика. Критические  замечания по поводу действий коллег по совместно выполняемой работе аудитор должен высказывать объективно, только лишь после выяснения всех обстоятельств, при которых они были совершены. Если заказчику потребуются услуги, которые аудитор в силу разных обстоятельств не сможет исполнить, то он (аудитор) с согласия заказчика может пригласить другого аудитора. Аудиторы, привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями заказчика деловых и профессиональных качеств других аудиторов, проявлять максимальную лояльность к коллегам.

     Взаимоотношения сотрудников и аудиторской организации  должны основываться на взаимной ответственности  за выполнение профессиональных обязанностей, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг. Аудитор, перешедший в другую аудиторскую организацию, обязан воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних коллег, от обсуждения с кем бы то ни было методов работы в прежней организации. Руководители аудиторских организаций должны воздерживаться от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями имущественный ущерб профессии аудитора и интересам аудиторской организации. Аудитор, в случае прекращения трудовых отношений с аудиторской организацией, обязан добросовестно и в полном объеме передать всю имеющуюся у него документальную и иную информацию, не оставляя у себя копий, черновых записей, рабочих документов, связанных с аудиторскими проверками.

     Правило 9. Реклама

     Реклама аудиторских услуг должна содержать  правдивую и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудиторах.

     Аудитор может принимать меры, чтобы получить преимущество благодаря рекламе  в средствах массовой информации. Информировать заказчика и общество необходимо объективно, информация должна быть правдивой и достоверной, содержать  реквизиты лицензии. Не допускается  назойливое предложение аудиторских  услуг, вызывающее раздражение (рассылка писем, факсов, телефонные звонки). При рекламе нельзя представлять информацию, вводящую в заблуждение заказчика; составлять необъективные, самовосхваляющие положения; проводить сравнения с другими аудиторами.

     Аудиторы  обязаны воздерживаться от участия  в различного рода сравнительных  исследованиях и рейтингах, результаты которых предполагается публиковать  для всеобщего сведения, либо от оплаты услуг журналистов, публикующих  благоприятную информацию о них.

     Правило 10. Оплата за аудиторские услуги

     Оплата  за аудиторские услуги производится в зависимости от объема и сроков выполнения работы. Отношения между  аудиторами и заказчиком строятся на основе договора, в котором оговаривается  сумма оплаты за оказанные услуги и ответственность сторон.

     Аудитор не должен заключать договор на проведение аудита, если стоимость работ ставится в зависимость от достижения определенного  результата. В случае, возникновения  материальной заинтересованности в  результатах деятельности проверяемого объекта, аудитор должен отказаться от проведения аудита. Определение  соответствующих ставок - дело каждого  аудитора. Оплата труда аудитора должна отражать стоимость услуг профессионального  характера, выполненных для заказчика, с учетом времени, затраченного аудитором, на выполнение аудиторских услуг  и объема работ. Заказчик и аудитор  должны быть заинтересованы в том, чтобы  соглашения по оплате были оформлены  до начала выполнения обязательств, что  позволило бы избежать непонимания  в отношении оплаты.

     Правило 11. Разрешение конфликтов

     Определенные  ситуации могут привести к возникновению  конфликтов между аудитором и  заказчиком, аудитором и руководителем  аудиторской организации, между  аудиторами. В случае возникновения  конфликта аудитору следует предпринять  следующее: проанализировать проблему конфликта с непосредственным руководителем. Если проблема не разрешается, то аудитор может обратиться в Министерство финансов (Главное управление по аудиту), а при невозможности разрешения - в судебном порядке.

     Правило 12. Соответствие настоящего Кодекса  международным нормам

     Нормы профессионального поведения, определяемые настоящим Кодексом, основаны на международных  этических нормах, разработанных  Международной федерацией бухгалтеров (IРА) и проекте Кодекса профессиональной этики аудиторов.

     3. Права и обязанности  аудитора, руководства  и иных должностных  лиц аудируемой организации

     Эти вопросы освещены в ст. 5 Федерального закона об аудиторской деятельности и российском правиле (стандарте) "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов".

     На  руководителей и иных должностных  лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности:

     а) создать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и  полного проведения аудиторской  проверки, предоставить всю документацию, необходимую для ее проведения, а  также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

     б) оперативно устранять выявленные аудиторской  проверкой нарушения порядка  ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     Запрещается предпринимать любые действия с  целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

     При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

     Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

     а) самостоятельно определять формы и  методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов  Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим  субъектом либо содержания поручения  органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

     б) проверять у экономических субъектов  в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной  деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим  вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской  проверки;

     в) получать по письменному запросу  необходимую для осуществления  аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при  содействии государственных органов, поручивших проверку;

     г) привлекать на договорной основе к  участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;

     д) отказаться от проведения аудиторской  проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

     Аудиторы (аудиторские фирмы) обязаны:

     1) при осуществлении аудиторской деятельности неукоснительно соблюдать требования законодательства;

     2) немедленно сообщать заказчику:  

     - о невозможности своего участия  в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;

     - о необходимости привлечения  к участию в проверке дополнительных  аудиторов (специалистов) в связи  со значительным объемом работы  или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения  договора или получения поручения; 

     3) квалифицированно проводить аудиторские  проверки, а также оказывать иные  аудиторские услуги;

     4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими  в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания  без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными  актами.

Информация о работе Профессиональная этика аудитора