Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 16:45, курсовая работа
Раскрываются проблемы управленческого учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях, пути решения этих проблем.
Введение
1. Теоретические основы организации управленческого учета.
1.1 Организация управленческого учета.
1.2 Децентрализация управления и организационная структура компании
1.3 Проблемы построения системы управленческого учета в группе компаний.
2. Организация управленческого учета в ГК “Салоны связи”.
2.1 Характеристика группы компаний “Салоны связи”.
2.2 Организация управленческого учета в ГК “Салоны связи”.
2.3 Проблемы организации управленческого учета в ГК “Салоны связи” и возможные пути их решения.
Заключение.
Список литературы.
При матричном подходе к организации управления большое значение приобретает интеграция комплекса работ, направленных на достижение поставленных целей. Основополагающим принципом здесь является улучшение взаимодействия отдельных подразделений предприятия, обеспечивающее эффективное решение той или иной проблемы. При матричной структуре параллельно с функциональными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти группы формируются из специалистов отдельных функциональных подразделений, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии. Преимущество этой формы управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации.
Построение
центров ответственности в
Для успешной организации управленческого учета по центрам ответственности в коммерческих организациях необходимо классифицировать их исходя из [3, 4, 9]:
-
объема полномочий и
- функций, выполняемых центром.
Центры ответственности исходя из объема полномочий и ответственности необходимо подразделять на центры затрат, прибыли и инвестиций.
Центр затрат - это структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.
Центр прибыли - это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. В таких центрах доход есть денежное выражение выпущенной продукции, расход - денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль- разница между доходом и расходом. Менеджер центра контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты. Поэтому для такого центра основным контролируемым показателем устанавливается прибыль.
Центр инвестиций - это подразделение, руководители которого отвечают не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Целью такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций и увеличение паевого капитала.
Руководитель любого центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответственности.
Сегментарную
отчетность можно определить как
отчетность, сформированную по отдельным
сегментам бизнеса (центрам ответственности)
организации [9]. Порядок ее составления
для внешних пользователей
Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. На основе информации сегментарной отчетности делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложняется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих. Полностью исключить такую взаимозависимость невозможно, однако ее воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, надлежащим информационном обеспечении, установлении объективных критериев оценки деятельности структурных подразделений (к примеру, возложив на начальников цехов ответственность не только за затраты, но и за качество производимой продукции, можно избежать конфликтов между сбытом и производством).
Кроме
того, сегментарная отчетность помогает
в работе самим менеджерам. Руководителю
любого уровня всегда следует знать, насколько
хорошо он работает. Если его планы не
выполняются, он должен узнать об этом
как можно раньше. В противном случае менеджер
не сможет своевременно откорректировать
планы своего подразделения, и поставленная
перед ним цель окажется нереальной. Таким
образом, четко налаженный контроль позволит
руководителю центра ответственности
принимать обоснованные промежуточные
решения и пересматривать цели вверенного
ему подразделения в период планирования.
1.3
Проблемы построения системы управленческого
учета в группе компаний
Любая фирма в ходе своей деятельности должна принимать решения быстро и безошибочно, основываясь на тех данных, которые у нее имеются. Особенно это относится к торговым предприятиям, где каждый день задержки может стоить денег. "Кто владеет информацией - владеет миром", - как говорят великие. Соответственно, если коммерческое решение базируется на неправильной информации, то оно с большой вероятностью может оказаться неверным. Вследствие этого компания может понести убытки. Плюс ко всему, фирма обязана делиться своей информацией с вышестоящими коллегами. А от того, какие данные будут предоставлены, зависит правильность принятия ими решений. Получается такая пирамида, где каждый конкретный сотрудник влияет на благополучие всей компании.
Зачастую руководство больше внимания обращает, как правило, на такие проблемы, как: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей; рост объёмов продаж с отставанием во внедрении систем детального учёта продукции; открытие или приобретение некоторого числа юридических лиц с узкой географической или производственной специализацией; становление бухгалтерского и налогового учёта; “политические” вопросы и так далее. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять “тонким” вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления “ушло в песок” из-за отсутствия эффективной системы управленческого учёта. На этапе относительной “зрелости” бизнеса возникают и конфликты с акционерами, которые хотят отделиться и забрать свою “долю”, которую в таких условиях бывает сложно определить.
При построении системы управленческого учета в группе компаний возникает ряд проблем, основной из которых является отсутствие достаточной информации для принятия решений: поступающие из дочерних компаний отчеты содержат информацию о деятельности отдельно взятых компаний, но не о состоянии дел в группе компаний в целом.
К основным проблемам можно также отнести неоперативность сбора информации из управляемых компаний и ее неунифицированность. Компании имеют разные планы счетов и учетные политики, различные отчетные формы, кодификаторы, справочники и системы автоматизации. Специалистам головной компании сложно собрать и структурировать этот разрозненный информационный поток, поэтому они не могут выстроить единую картину финансово-экономического положения группы компаний в целом.
Кроме того, не следует забывать, что система управления состоит из различных подсистем, которые относятся к одному из трех уровней управления: стратегическому, тактическому или оперативному. Эффективное управление группой компаний является результатом слаженного функционирования всех этих подсистем. Постановка систем стратегического управления, бюджетирования и др. начинается с системы качественного сбора и обработки управленческой информации, а это одна из задач управленческого учета. Именно информация управленческого учета, является базой для принятия грамотных управленческих решений на всех уровнях. Даже если внутри каждой отдельной компании налажена система управленческого учета, получение требуемой информации на уровне группы компаний зачастую оказывается довольно сложной задачей.
Управленческий учет в группе компаний имеет особенности по сравнению с управленческим учетом на отдельно взятом предприятии. Помимо традиционных задач, решаемых с помощью управленческого учета на уровне предприятия, на уровне группы компаний дополнительно возникают специфические задачи, для решения которых необходимо построить систему управленческого учета, отвечающую потребностям и специфическим задачам группы компаний. Систему можно считать эффективной в том случае, если менеджмент группы компаний в любой момент будет иметь актуальную, полную, достоверную, хорошо структурированную информацию о деятельности каждой компании внутри группы и группы компаний в целом.
Российский бухучет регулируется ПБУ и другими нормативными актами. Что касается управленческого учета, то порядок его ведения зависит только от специфики работы предприятия. У крупной компании, состоящей из нескольких предприятий, или у средней фирмы, разделенной в целях оптимизации управления на несколько юридических лиц, неизбежно возникают проблемы консолидации управленческих данных, которые поступают из разных подразделений. Для того чтобы избежать этих проблем, у всех юридических лиц необходимо, во-первых, привести управленческие планы счетов в соответствие друг с другом, а во-вторых, обеспечить одинаковую структуру и содержимое аналитических справочников учета. В противном случае финансисты каждой дочерней компании будут составлять отчетность по собственным правилам и для ее консолидации придется анализировать первичные документы.
Таким
образом, для того чтобы получить достоверную
информацию о работе компании, необходимо
организовать единую базу первичных данных,
которая могла бы использоваться для составления
как бухгалтерской, так и управленческой
отчетности. Анализ проблем организации
управленческого учета в организациях,
изучение научной и учебно-методической
литературы позволяют сделать следующий
вывод: построение эффективной подсистемы
управленческого учета, должно базироваться
на применении рациональной методологии,
которая послужит фундаментом методики,
включающей управление по центрам ответственности
и местам возникновения затрат, расходов
и доходов посредством бюджетов, использование
управленческой отчетности и современных
компьютерно-информационных систем.
2. Организация управленческого учета
в ГК “Салоны связи”
2.1
Характеристика группы компаний “Салоны
связи”
Семь лет стабильной и динамичной работы на рынке мобильной связи России позволили группе компаний “Салоны Связи” занять одно из лидирующих мест в области дистрибуции, оптовой и розничной торговли сотовыми телефонами, аксессуарами; оказания сервисных услуг и завоевать статус крупного и надежного партнера.
Компания “Салоны Связи” работает напрямую с лучшими мировыми вендорами: Motorola, Samsung, Siemens, Nokia, Sony Ericsson и др. Компания предлагает клиентам товары гарантированного качества, прошедшие всю необходимую сертификацию. Компания поддерживает деловые отношения со всеми крупнейшими операторами сотовой связи России (МТС, Билайн, Мегафон). Розничные продажи осуществляются через собственную сеть магазинов.
В Алтайском крае компания представлена 80-ю салонами цифровой техники (27 из них находятся в городе Барнауле). Центральному офису подчинены еще два, расположенные в Бийске и Белокурихе.
Профессиональные консультанты, работающие в каждом салоне, готовы дать исчерпывающие ответы на любые вопросы относительно товаров и услуг, учитывая пожелания и требования клиента. Система обслуживания предусматривает индивидуальный подход к каждому клиенту.
Деятельность:
- торговля мобильными телефонами и аксессуарами к ним;
- является дилером GSM операторов;
- предлагает клиентам только сертифицированные товары;
- предоставление своей гарантии на приобретаемые товары;
- оформление кредитов на товары через банки Хоум кредит, ОТП Инвестсбербанк, Русский стандарт, Альфа-банк;
- прием платежей по погашению кредитов;
- обслуживание по картам оплаты;
-
прием платежей таких
-
услуги квалифицированных
- обмен б/у телефонов;
- оптовая торговля.