Принципы составления плтаежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной самостоятельной работы является систематизация и обобщение основных знаний по теме «платежный баланс».
В связи с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи: 1) посмотреть как платежный баланс определяется в разных источниках учебной литературы; 2) рассмотреть структуру платежного баланса; 3) выявить факторы на него влияющие; 4) рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса; 5) выявить практические аспекты составления платежного баланса; и 6) дать его оценку на примере Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы платежного баланса 5
1.1.Понятие платежного баланса 5
1.2. Структура платежного баланса 6
1.3.Факторы, влияющие на платежный баланс 8
2.Методы регулирования платежного баланса 13
2.1. Методы регулирования дефицитного платежного баланса 14
2.2. Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса 16
2.3.Методы балансирования платежных балансов 17
3.Принципы составления плтаежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации 19
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 34

Работа содержит 1 файл

мвко.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Стоимость деловых, профессиональных и технических услуг относительно 2007 года увеличилась на 38,2% — до 12,5 млрд. долларов США. Около половины этой суммы приходилось на инженерно-архитектурные и маркетинговые услуги.

     Экспорт транспортных услуг превысил 15,0 млрд. долларов США. В их числе 6,7 млрд. долларов США составили грузовые перевозки, включая трубопроводный транспорт, 4,0 млрд. долларов США — пассажирские перевозки. Вспомогательных и дополнительных транспортных услуг оказано на 4,4 млрд. долларов США.

     Стоимость услуг, предоставленных нерезидентам во время их пребывания в Российской Федерации, увеличилась с 9,6 до 11,9 млрд. долларов США.

     Среди прочих категорий высокими темпами  наращивался экспорт услуг, оказываемых  органами государственного управления (в 2,1 раза), а также компьютерных и информационных услуг (в 1,5 раза).

     Экспорт услуг в начале 2009 года снизился с 10,3 до 8,4 млрд. долларов США. Его отрицательная динамика в значительной степени определялась уменьшением стоимости оказанных нерезидентам услуг транспорта, обслуживания, связанного с пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также деловых, профессиональных и технических услуг. Суммарно на долю указанных категорий приходилось 77,2% общего экспорта услуг.

     Стоимость транспортных услуг сократилась на 21,3% — до 2,5 млрд. долларов США. Наиболее существенно уменьшились преобладающие в их структуре грузовые перевозки (до 1,1 млрд. долларов США). Стоимость пассажирских перевозок снизилась до 0,5 млрд. долларов США. Вспомогательных и дополнительных транспортных услуг оказано на 0,9 млрд. долларов США.

     Экспорт деловых, профессиональных и технических  услуг в сравнении с январем—мартом 2008 года уменьшился на 9,1% и составил 2,3 млрд. долларов США. Более половины этой суммы приходилось на инженерно-архитектурные и маркетинговые услуги.

     В 2008 году импорт услуг равнялся 76,3 млрд. долларов США (в 2007 году — 59,1 млрд. долларов США). В его структуре наибольший удельный вес занимали услуги, связанные с поездками российских граждан за границу (32,6%), деловые, профессиональные и технические услуги (18,9%), а также транспортные услуги (17,0%).

     Импорт  услуг, связанный с поездками  российских граждан за рубеж, возрос с 22,1 до 24,9 млрд. долларов США. Стоимость предоставленных услуг в связи с личными1 поездками увеличилась на 14,3%. Соответствующий показатель по деловым поездкам, наоборот, снизился на 2,3%. Как следствие — доля последних в структуре услуг по статье “поездки” уменьшилась до 9,7%.

     Деловых, профессиональных и технических  услуг нерезидентами оказано  на 14,4 млрд. долларов США. Импорт транспортных услуг вырос с 9,4 до 13,0 млрд. долларов США. Интенсивно наращивались как грузовые, так и пассажирские перевозки (их удельный вес в структуре транспортных услуг составил 53,3 и 25,0% соответственно). Среди прочих категорий оказанных услуг наиболее высокими темпами роста (в 1,6 раза) характеризовались роялти и лицензионные платежи в пользу нерезидентов.

     Импорт  услуг в начале 2009 года был менее 12,5 млрд. долларов США (в I квартале 2008 года — 14,9 млрд. долларов США). Его сокращение наблюдалось практически по всем категориям услуг. Наиболее существенно на изменении общего показателя сказалось снижение услуг, связанных с поездками российских граждан за границу, транспортных услуг, а также деловых, профессиональных и технических услуг.

     Импорт  по статье “поездки” уменьшился с 4,8 до 3,9 млрд. долларов США. Это происходило главным образом за счет снижения стоимости личных1 поездок резидентов, на которые приходилось 89,6% данного вида услуг.

     Положительная динамика импорта сохранилась по государственным (в 1,8 раза), компьютерным и информационным (в 1,4 раза), а также по страховым услугам.

     Отрицательное сальдо платежей, связанных с оплатой  труда, в I квартале 2009 года уменьшилось на 36,0% — до 1,8 млрд. долларов США. Выплаты временно работающим в России нерезидентам сократились с 3,6 до 2,6 млрд. долларов США, в том числе в пользу граждан из стран дальнего зарубежья — на 0,1 млрд. долларов США, из стран СНГ — на 0,9 млрд. долларов США. Доходы трудоустроенных за рубежом резидентов изменились незначительно и составили 0,8 млрд. долларов США.

     Отрицательное сальдо баланса оплаты труда в 2008 году возросло в 1,9 раза — до 14,2 млрд. долларов США, при этом заработная плата, выплаченная иностранным работникам, достигла 18,0 млрд. долларов США, а соответствующие доходы резидентов — 3,8 млрд. долларов США. На динамику показателя повлияли активное привлечение иностранных работников в экономику страны (многократно превышавшее количество резидентов, выехавших за границу для временного трудоустройства), а также существенный рост их номинальной заработной платы.

     Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился с 23,4 млрд. долларов США в 2007 году до 35,1 млрд. долларов США в 2008 году. Доходы, начисленные к выплате, составили 88,7 млрд. долларов США, к получению — 53,6 млрд. долларов США.

     Сальдо  инвестиционных доходов органов  государственного управления и органов  денежно-кредитного регулирования, как  и годом ранее, было положительным  и увеличилось до 17,4 млрд. долларов США. Основным источником доходов оставалось размещение резервных активов за рубежом.

     Расходы частного сектора по обслуживанию обязательств в размере 86,6 млрд. долларов США в 2,5 раза превышали соответствующие доходы от размещения зарубежных активов.

     Расходы банков, связанные с обслуживанием иностранных обязательств (14,4 млрд. долларов США), были существенно выше доходов от инвестиций за рубеж (7,5 млрд. долларов США). Наиболее серьезный разрыв между расходами и поступлениями сектора сформировался за счет кредитных операций: доходы к выплате достигли 9,4 млрд. долларов США, к получению — 5,5 млрд. долларов США. Сальдо начисленных к выплате и к получению доходов по прямым инвестициям составило 3,7 млрд. долларов США.

     Дефицит баланса доходов от инвестиций зафиксирован на уровне I квартала 2008 года в размере 3,7 млрд. долларов США. Инвестиционные доходы, начисленные к получению, уменьшились до 8,4 млрд. долларов США, к выплате нерезидентам — до 12,1 млрд. долларов США.

     Положительное сальдо инвестиционных доходов органов  государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования снизилось почти вдвое — до 2,7 млрд. долларов США. Сказалось сокращение доходов, начисленных к получению органами денежно-кредитного регулирования по прочим инвестициям.

     В результате существенного снижения расходов по обслуживанию иностранных обязательств прочими секторами, несмотря на уменьшение их доходов от размещения активов за рубежом, соответствующий отрицательный баланс частного сектора в размере 6,4 млрд. долларов США был меньше, чем в I квартале 2008 года.

     Объем выплаченных текущих трансфертов превысил полученные на 0,4 млрд. долларов США (в I квартале 2008 года — на 0,8 млрд. долларов США).

     Сальдо  счета операций с капиталом в 2008 году сложилось положительным  в размере 0,5 млрд. долларов США. В 2007 году в связи с частичным прощением государственного внешнего долга его дефицит составил 10,2 млрд. долларов США.

     Стоимость приобретенных за рубежом непроизведенных нефинансовых активов (в форме патентов и торговых марок) составила 0,2 млрд. долларов США.

     Сальдо  финансового счета (без учета  резервных активов) в 2008 году сложилось отрицательным — 139,3 млрд. долларов США (в сопоставимом периоде положительный баланс составлял 95,9 млрд. долларов США).

     Иностранные обязательства резидентов в отчетном периоде увеличивались медленнее, чем в базисном: на 95,2 млрд. долларов США по сравнению с 208,8 млрд. долларов США. Темпы роста показателя снизились в результате частичного погашения задолженности частным сектором в IV квартале.

     Фактические платежи по государственному внешнему долгу с учетом процентов в 2008 году составили 6,8 млрд. долларов США (в 2007 году — 8,9 млрд. долларов США). Коэффициенты, характеризующие степень долговой нагрузки на экономику, снизились: отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг — с 2,3 до 1,3%, к доходам консолидированного бюджета — с 1,7 до 1,1%.

     Внешние обязательства федеральных органов  управления снизились на 8,1 млрд. долларов США (в 2007 году — на 7,5 млрд. долларов США). Обязательства по государственным долговым ценным бумагам уменьшились на 6,5 млрд. долларов США (из них на 3,6 млрд. долларов США — за счет выкупа у нерезидентов облигаций на вторичном рынке), по ссудам и займам — на 1,7 млрд. долларов США. Внешние обязательства субъектов Российской Федерации незначительно снизились вследствие частичной продажи нерезидентами на внутреннем рынке облигаций, выпущенных регионами. [4]

     В январе—марте 2009 году сальдо счета операций с капиталом сложилось положительным в размере 0,2 млрд. долларов США. В январе—марте 2008 года его дефицит составлял 0,1 млрд. долларов США.

     Рост  иностранных обязательств российской экономики в ряду сопоставимых данных в 2002—2008 годах сменился их снижением в I квартале 2009 года (на 17,6 млрд. долларов США).

     Внешние обязательства федеральных органов управления сократились на 2,1 млрд. долларов США (в I квартале 2008 года — на 1,4 млрд. долларов США). При этом портфельные инвестиции уменьшились на 1,7 млрд. долларов США, в том числе за счет выкупа у нерезидентов облигаций на вторичном рынке — на 1,0 млрд. долларов США. По ссудам и займам снижение составило 0,3 млрд. долларов США. Рост обязательств субъектов Российской Федерации перед нерезидентами был близким к нулю.

     В 2008 году Российская Федерация активно участвовала в операциях МВФ в качестве страны-кредитора: за счет средств Резервного фонда в ноябре 2008 года была расширена резервная позиция в МВФ, учитываемая в составе международных резервов. В долларовом эквиваленте она увеличилась за год с 0,4 млрд. долларов США до 1,1 млрд. долларов США.

     Объем международных резервов Российской Федерации оставался высоким, по итогам отчетного года его хватило  бы для финансирования импорта товаров  и услуг в течение 14 месяцев. [4]

     Международные резервы Российской Федерации на 1 апреля 2009 года составили 383,9 млрд. долларов США (на 1 января 2009 года — 427,1 млрд. долларов США). Снижение показателя, наблюдавшееся с начала года, происходило за счет операций, учтенных в платежном балансе (на 31,1 млрд. долларов США), а также в результате изменений валютного курса и рыночных цен на отдельные виды резервных активов (на 13,0 млрд. долларов США). Положительная величина прочих изменений была незначительной (0,9 млрд. долларов США).

     Несмотря  на отмеченное уменьшение международных  резервов Российской Федерации, их уровень оставался высоким: в условиях I квартала 2009 года его хватило бы для финансирования импорта товаров и услуг в течение 23 месяцев (в январе—марте 2008 года аналогичный показатель равнялся 20 месяцам).

     Прирост монетарного золота за счет его приобретения на внутреннем рынке (на 0,3 млрд. долларов) и положительной курсовой переоценки (на 0,9 млрд. долларов) обусловил увеличение его доли в структуре резервных активов до 4,1%. Удельный вес валютной составляющей соответственно уменьшился до 95,9%. 

Таблица 1-Соотношение основных компонентов счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации в 2004—2008 годах (млрд. долларов США). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, платежный баланс является важнейшим макроэкономическим отчетом  государства. В нем отражена информация о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Платежный баланс служит информацией, необходимой как органам государственной власти для определения внешнеэкономической, финансовой и денежно-кредитной политики, так и самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Такой макроэкономический отчет государства, как платежный баланс, содержит в себе всю необходимую информацию для оценки экономических отношений страны с остальным миром и определения ее внешней позиции в экономическом мире.

     В данной самостоятельной работе рассмотрены понятия платежного баланса, его структура и факторы, на него влияющие. Традиционно к основным составляющим платежного баланса относятся счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. В работе рассмотрена детально каждая часть счета текущих операций, прежде всего торговый баланс, баланс услуг и других операций, которые в учебной литературе называют «невидимые операции». Также рассмотрен вопрос операций с капиталом и финансовыми инструментами. Именно данные операции для многих стран являются наиболее проблемными, приводящими к возникновению больших внешних долгов, обслуживание которых может растягиваться на десятилетия.

     Следующий вопрос, который был рассмотрен в данной работе, является регулирование платежного баланса как дефицитного так и профицитного платежного баланса. И, наконец, в третьем разделе рассмотрены практические аспекты составления платежного баланса и дана очень подробная его оценка на примере Российской Федерации за 2008 и за I квартал 2009 годов.

Информация о работе Принципы составления плтаежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации