Предмет и метод бухгалтерского учета. Балансовое обобщение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Успешное развитие системы бухгалтерского учета в немалой степени определяется совершенствованием подготовки экономических кадров, в частности специалистов по учету и аудиту в различных отраслях хозяйства, при разных условиях работы предприятий и формах собственности.
Баланс - основополагающие теоретические положения, как классификация счетов и фактов хозяйственной жизни, обоснование двойной записи и правило составления бухгалтерских проводок, всецело основаны на форме главного отчётного документа.
Бухгалтерский баланс - это способ обобщенного отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и источников их формирования на определенную отчетную дату.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1……………………………………………………………………………..5
1.1 Общая характеристика бухгалтерского учета……………………………5
1.2 Предмет бухгалтерского учета…………………………………………..10
1.3 Метод бухгалтерского учета……………………………………………..11
Глава 2……………………………………………………………………………15
2.1. Балансовое обобщение и показатели бухгалтерского учета…………...15
2.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности……………..19
2.3. Бухгалтерский баланс……………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Имущество (сырье, материалы, основные средства и т. п.), обязательства и  хозяйственные операции выражаются в денежной оценке.

Как отмечалось, имущество предприятия, его обязательства, источники формирования этого имущества (собственные, заемные и др.), хозяйственные операции составляют объекты бухгалтерского учета.

K важнейшим объектам учета на  предприятии относятся: нематериальные  активы, основные средства, материалы малоценные и быстроизнашивающиеся, предметы, расчеты по заработной плате, производство продукции и производственные затраты, пошедшие на ее изготовление, готовая продукция и ее реализация, расчетно-кредитные операции, финансовые результаты и т. д.4

Хозяйственная операция характеризует  отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования. При этом хозяйственные, операции могут затрагивать только имущество предприятия (актив баланса) или только источники его образования (пассив), или одновременно и имущество, и источники его формирования (и актив, и пассив баланса)5.

Хозяйственные операции заключаются  в приобретении и использовании, основных средств, материальных ценностей, в определении затрат на производство продукции и т. п.

Таким образом, хозяйственные операции - это процесс, результатом которого являются изменения в составе  имущества и его источников.

 

1.3. Метод бухгалтерского  учета.

 

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.

1. Документация - это первичная  регистрация хозяйственных операций  с помощью документов в момент  и в местах их совершения6.

Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательным условием отражения  хозяйственных операций в системном  бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, явными, объективными и др.). При организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и т.д.), удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. От качества первичных документов в значительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета.

2. Инвентаризация - способ проверки  соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится c целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство; товары торговых предприятии и др.

Инвентаризация проводится в установленные  сроки, при смене материально  ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.

3. Бухгалтерский баланс - способ  экономической группировки и  обобщения информации об имуществе  и обязательствах предприятия,  организации по поставу и размещению  и источникам их образования  в денежной оценке на определенную  дату, как правило, на 1-e число месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в  денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие  располагает, другая - из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных  средств и их использованием на предприятии.

4. Система счетов и двойная  запись - прием, который означает, что группировка имущества, источников  его образования, хозяйственных  операций в бухгалтерском учете  осуществляется также и с помощью  системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет - это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам7.

Двойная запись - способ регистрации  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

5. Оценка представляет собой  способ выражения в денежном  измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. B основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

B целях сопоставимости оценка  имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления, готовая продукция по фактической производственной стоимости т.д.

6. Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) - cпocoб определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

7. Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны  и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечиваются непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели. Все это создает систему бухгалтерского учета.

 

Глава 2

 

2.1. Балансовое обобщение  и показатели бухгалтерского  учета.

 

Баланс (фр. balance - весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами  какой-либо деятельности.

Балансовое обобщение широко применяется  в учете, анализе финансово-хозяйственной  деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике8.

Балансовое обобщение применяется  в анализе, когда требуется определить соотношение между ресурсами  и их использованием, хозяйственными средствами и источниками их образования. Путем применения балансового метода на промышленных предприятиях анализируются, использование рабочего времени, оборудования, движение сырья, состояние основных и оборотных средств.

Метод балансового обобщения является одним из основных методов ведения бухгалтерского учета и составления баланса доходов и расходов.   Он широко применяется в планировании, статистике и др. Путем балансового обобщения проверяется также правильность расчетов, выполненных методом цепной подстановки, при наличии функциональной зависимости между показателями и факторами.

Балансовое обобщение характеризуется  двойственным характером отражения  объектов, заключающемся в том, что  объекты показываются в балансе  дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах, которые зависят от вида баланса.

Существуют различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и  расходов населения, баланс доходов  и расходов предприятия, межотраслевой  баланс, баланс основных фондов, материальный баланс, баланс платежный, баланс трудовых ресурсов и т. д.

Балансовое обобщение предполагает синтетический, обобщенный характер информации, позволяющий свести частные показатели, отдельные информационные взаимосвязи  в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных.

Балансовое обобщение информации дает возможность устанавливать  и анализировать соотношения  между ресурсами и их источниками, производством продукции и ее распределением, между затратами  на производство продукции и ее выпуском и т. п.

Балансовое обобщение информации впервые было применено для составления  бухгалтерского баланса, что позволило  установить имущественно-финансовое состояние  предприятия, его положение в  системе управления рыночной экономикой.

Основой построения бухгалтерского баланса явилась двойственная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества) - по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам формирования.

Информация о двойственной группировке объектов бухгалтерского учета получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе.

Бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности и  составляется на основе данных, отраженных в Главной книге или оборотной ведомости за последний месяц отчетного периода. Остатки по дебету и кредиту синтетических счетов, отраженные в Главной книге или оборотной ведомости, служат основой для составления бухгалтерского баланса организации.

В графе "На начало отчетного года" показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы "На конец отчетного года" предыдущего года (заключительный баланс предыдущего года)9.

В графе "На конец отчетного периода" показываются данные о стоимости активов, капитала, резервов и обязательствах на конец отчетного периода.

Коды показателей баланса и  всех других форм бухгалтерской отчетности утверждены приказам Госкомстат России и Министерства финансов РФ от 14.11. 2003 №475-102н10.

Общие правила оценки статей бухгалтерского баланса устанавливаются нормами ПБУ 4/99, а так Положений по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и др. (ПБУ 5/01, 6/01,14/2007, 19/02 и т.д.)

В соответствии с указанными положениями  хозяйственные средства и источники  их формирования отражаются в бухгалтерском  балансе в следующей оценке: нематериальные активы и основные средства - по их остаточной стоимости. Доходные вложения в материальные ценности - по остаточной стоимости имущества. Незавершенное строительство - по фактическим затратам для застройщика (инвестора). Финансовые вложения - по первоначальной стоимости или по текущей рыночной стоимости. Материалы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и другие аналогичные ценности) - по их фактической себестоимости. Затраты в незавершенном производстве - по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статься затрат или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, по фактическим производственным затратам в зависимости от выбранной учетной политики.

Издержки обращения (расходы на продажу) в торговых организациях - в сумме издержек, приходящихся на остаток непроданных товаров, готовая или отгруженная продукция - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости в зависимости от выбранной учетной политики.

Товары - по стоимости их приобретения (покупной цене), товары отгруженные - по полной фактической себестоимости или по полной нормативной себестоимости ,расходы будущих периодов - в сумму расходов, фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к последующим отчетным периодам

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету оп прибылях и убытках. Поэтому в бухгалтерском балансе данные о нематериальных активах, основных средствах и доходных вложениях приводится по остаточной стоимости.

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета. Балансовое обобщение