Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:05, шпаргалка

Описание работы

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование аудиторской деятельности.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Основные  функции совета:

1) участие  в подготовке и предварительном  рассмотрении документов аудиторской  деятельности и проектов решений  уполномоченного федерального органа;

2) разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, периодический их пересмотр и вынесение на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

3) рассмотрение  обращений и ходатайств аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений, вынесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

4) иные  функции в соответствии с положением  о совете по аудиторской деятельности.  

  1. Аккредитованные профессиональные аудиторские  объединения.

    АПАО  – саморегулируемые объединения аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданные в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующие на некоммерческой основе, устанавливающие обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющие систематический контроль за их соблюдением, получившие аккредитацию в Минфине РФ. Право подачи заявления на аккредитацию имеет профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Любая аудиторская организация и индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного объединения, само членство в АПАО добровольно.

Основные  права АПАО:

1) участие  в аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности;

2) осуществление  профессиональной подготовки аудиторов; 

3) проведение  проверок качества работы субъектов  аудиторской деятельности, являющихся их членами;

4) применение  по итогам проверок мер воздействия  к виновным лицам и (или)  обращение в УФО с мотивированным  ходатайством о наложении взыскания  на таких лиц; 

5) ходатайство  перед УФО о выдаче претендентам  квалификационных аттестатов, о  приостановлении действия и аннулировании аттестатов, о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии.

АПАО  имеет право ходатайствовать  перед уполномоченным федеральным  органом только в отношении своих  членов. 

  1. Оценка  существенности ошибок при проведении аудиторской проверки.

Понятие «существенность» применяется аудиторами в двух случаях: при общем обзоре бухгалтерской (финансовой) отчетности и при расчете объема выборки.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности определяет существенность следующим образом: «Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях их пропуска или искажения. Существенность является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной».

Оценка  существенности является предметом  профессионального суждения аудитора.

Приемлемый уровень существенности устанавливается аудитором при разработке общего плана с целью выявления значительных с количественной точки зрения искажений. Во внимание также принимается характер (качество) искажений (например, нарушения законодательства, учетной политики и др.).

Аудитор обязан учесть возможность систематических  искажений в отношении сравнительно небольших сумм, которые в совокупности могут оказать существенное влияние  на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В результате рассмотрения аспектов бухгалтерской (финансовой) отчетности в их взаимосвязи можно получить различные уровни существенности по отношению к бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, сальдо счетов и классам операций.

Установленный аудитором уровень существенности применяется при определении характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур и при оценке последствий искажений. 

  1. Аудиторский риск.

Аудиторский риск – субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам проверки, что отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после признания ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда искажений нет.

Аудиторский риск включает следующие компоненты:

Внутрихозяйственный риск – субъективно определяемая вероятность появления существенных искажений до их выявления системой внутреннего контроля или при допущении, что внутренний контроль отсутствует. Характеризует степень подверженности существенным искажениям конкретного счета, статьи баланса, однотипной группы операций, отчетности в целом;

Риск  системы внутреннего контроля –  субъективно определяемая вероятность  того, что средства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять искажения, существенные по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких искажений. Характеризует надежность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Риск  необнаружения – субъективно  определяемая вероятность того, что  применяемые аудиторские процедуры не позволят обнаружить ошибки и искажения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности. Характеризует эффективность и качество работы субъекта аудита. 

  1. Порядок проведения аудиторской  проверки.

Порядок проведения аудиторской проверки, предшествующий формированию мнения аудитора, является предметом профессиональной компетенции аудитора и устанавливается аудиторской организацией.

Условно процесс проведения аудиторской  проверки можно разделить на три  основные этапа:

1) планирование;

2) сбор  аудиторских доказательств;

3) завершение  аудита.

На первом этапе аудитор:

предварительно  знакомится с заказчиком;

оформляет свои отношения с заказчиком письмом  о согласии на проведение аудита и  договором возмездного оказания услуг;

изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

определяет  существенность и риски предстоящей  проверки;

составляет  общий план и программу аудита.

На основном (втором) этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля (аудиторские процедуры на соответствие) и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.

На последнем (третьем) этапе аудитор должен:

завершить подготовку рабочей документации в  виде аудиторского файла;

подготовить письменную информацию руководству заказчика по результатам проведенного аудита;

сформулировать  по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика;

подготовить по установленной форме аудиторское  заключение 

  1. Понятие аудиторского заключения.

    Заключение  аудитора (аудиторской фирмы) - документ, являющийся результатом аудиторской  проверки. Имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправление и судебных органов. Является неотъемлемой частью годового бухгалтерского (финансового) отчета. Приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством, если проверка проведена по поручению государственных органов. Подписывается аудитором, поводящим проверку, и заверяется его личной печатью (каждая страница).

При проведении проверки аудиторской фирмой заключение, кроме того, подписывается в целом  руководителем этой фирмы (или уполномоченным им лицом) и заверяется печатью фирмы.

Состав  заключения

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Для аудиторской  фирмы: юридический адрес и телефон, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета, фамилия, имя, отчество всех аудиторов, участвующих в проверке.

Для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы аудитором, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: наименование экономического субъекта и период, за который проводится проверка; результаты экспертизы организации, учета и отчетности, а также  состояния внутреннего контроля; факты выявленные существенных нарушений, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников этот субъекта, государству или третьим лицам: наименование установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, законодательство РФ.

ИТОГОВАЯ  ЧАСТЬ: запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; если в ходе проверки экономическим субъектом не были устранены выявленные существенные нарушения.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. 

  1. Ответственность за нарушение федерального законодательства об аудиторской деятельности.

Ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Суть гражданско-правовой ответственности  состоит в возмещении причиненных убытков на основании вступившего в законную силу решения суда. Субъектом гражданско-правовой ответственности может быть только субъект аудиторской деятельности – организация или индивидуальный аудитор.

Административная  ответственность, применяемая к субъектам аудиторской деятельности в случае выявления компетентными органами нарушений лицензионных требований и условий, заключается в приостановление действия лицензии.

Уголовная ответственность распространяется только на физических лиц, использующих свои полномочия частных аудиторов вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения вреда другим лицам. 

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности