Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:05, шпаргалка
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
4. Передача
сведений и документов, составляющих
аудиторскую тайну, третьим
Независимость аудитора - основополагающий принцип аудиторской проверки.
При проведении
аудиторской проверки аудиторы независимы
как от проверяемого субъекта, так и
от любой третьей стороны, в том числе
выдавшей поручение, и от собственного
руководства.
Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.
Основной аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, то есть менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.
Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.
Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется,
во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита,
во-вторых,
посредством строгого соблюдения организационно-этических
аудиторских принципов (в частности,
аудитор, консультирующий клиента
или восстанавливающий его
в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.
Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством. Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.
Контроль отдельных аудиторских проверок включает следующие понятия.
Делегирование полномочий - обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; использование письменной программы аудита.
Надзор - обеспечение текущего контроля работы аудиторов; знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета клиента.
Проверка - проверка работы, проведенной аудиторами, ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудиторской проверки. Общий контроль качества аудита основан на:
- определенных
личных качествах аудиторов (
- текущем
контроле аудиторской фирмы за
эффективностью политики и
- наличием
жесткой системы внешнего
Аттестацию проводят Минфин России (по аудиту товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования, иных субъектов) и ЦБ РФ (по аудиту банков и других кредитных организаций, их союзов и ассоциаций).
Аттестация
на право осуществления
К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие изложенным в ст. 15 Закона об аудите требованиям. В частности, претенденты должны иметь высшее экономическое либо юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях (имеющих государственную аккредитацию) или в образовательном учреждении иностранного государства (при наличии свидетельства об эквивалентности подтверждающего образование документа российскому документу государственного образца); стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Дополнительные требования к претендентам могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом.
Лица, успешно
прошедшие аттестацию, получают квалификационный
аттестат аудитора. Аттестат должен быть
выдан в месячный срок со дня проведения
аттестации. Лицо, не прошедшее аттестацию,
может обжаловать отказ квалификационной
комиссии в выдаче аттестата в суде в месячный
срок с момента уведомления о подобном
решении.
Статья
16 Закона об аудите определяет основания
и порядок аннулирования
установление факта получения аттестата с использованием подложных документов;
вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
несоблюдение правил независимости и аудиторской тайны;
установление факта систематического нарушения аудитором требований, установленных законодательством РФ или стандартами аудиторской деятельности;
установление факта подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
неосуществление
аудитором деятельности в течение
двух лет подряд.
1) аудиторскими
организациями, руководители и
иные должностные лица которых
являются учредителями (участниками)
аудируемых лиц, их
2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3) аудиторскими
организациями в отношении
4) аудиторскими
организациями,
5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
7) аудиторскими
организациями в отношении
№ пп. | Критерии | Виды |
По отношению к пользователям информации | 1. Внешний
2. Внутренний | |
По отношению к требованиям законодательства | 1. Обязательный
2. Инициативный | |
По объектам аудита | 1. Банковский
2. Аудит страховых организаций 3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов 4. Общий 5. Государственный | |
По назначению | 1. Аудит финансовой
отчетности
2. Налоговый 3. Аудит на соответствие требованиям 4. Ценовой 5. Управленческий (производственный) аудит 6. Аудит хозяйственной деятельности 7. Специальный (экологический, операционный и др.) | |
По времени осуществления | 1. Первоначальный
2. Согласованный (повторяющийся) 3. Оперативный | |
По характеру проверки | 1. Подтверждающий
2. Системно-ориентированный 3. Аудит, базирующийся на риске |
1. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.
2.
Внутренний аудит- это регламентированная
внутренними документами организации
деятельность по контролю звеньев управления
и различных аспектов функционирования
организации, осуществляемая представителями
специального контрольного органа в рамках
помощи органам управления организации.
Аудит
может быть инициативным (добровольным),
когда он проводится по решению руководства
предприятия или его учредителей, или
обязательным, если его проведение обусловлено
прямым указанием в федеральном законе
или постановлением Правительства Российской
Федерации.
Хозяйствующие субъекты, подлежащие обязательной ежегодной аудиторской проверке
1. Открытые
АО независимо от числа
2. Страховые организации и общества взаимного страхования.
3. Внебюджетные
фонды, образованные за счет
обязательных отчислений
4. Предприятия с иностранными инвестициями.
5. Инвестиционные
фонды, включая паевые и
6. Товарные и фондовые биржи.
7. Бланки
и другие кредитные
8. Благотворительные
и иные (неинвестиционные) фонды,
образованные за счет
9. Прочие хозяйствующие субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей:
Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности