Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:05, шпаргалка

Описание работы

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование аудиторской деятельности.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    - объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год более 500 тыс. размеров ММОТ;

    - сумма активов баланса на конец отчетного года более 200 тыс. размеров ММОТ.

    Хозяйствующие субъекты обязаны ежегодно получать аудиторское заключение, подтверждающее правильность годовой финансовой отчетности. Обязательные проверки, кроме того, в соответствии с процессуальным законодательством проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к заключению эксперта. 

  1. Страхование при проведении аудита.

Страхование гражданской ответственности при проведении обязательного аудита осуществляется на основании статьи 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа № 119-ФЗ, в силу которой при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Страхование риска ответственности при проведении обязательного аудита не является самостоятельным видом обязательного страхования. Отдельной лицензии на осуществление этой деятельности также не выдается. Страхование риска ответственности при проведении обязательного аудита является одним из видов обязательного страхования, и соответствующие страховые взносы должны относиться к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли организаций, в размере фактических затрат страхователя. 

  1. Классификация видов аудита по объектам.

    По  объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый  аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для выявления  соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный  аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации. 

  1. Классификация видов аудита по назначению.

1. Аудит финансовой  отчетности

2. Налоговый

3. Аудит на  соответствие требованиям

4. Ценовой

5. Управленческий (производственный) аудит

6. Аудит хозяйственной  деятельности

7. Специальный  (экологический, операционный и  др.) 

  1. Классификация видов аудита по времени  осуществления.

1. Первоначальный

2. Согласованный  (повторяющийся)

3. Оперативный 

  1. Регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. 

  1. Система нормативно-правового  регулирования аудиторской  деятельности.

Систему нормативно-правового регулирования  составляет четыре уровня нормативных  документов.

Первый  уровень – Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности», определяющий:

1) понятие аудиторской деятельности, ее цель и способы осуществления;

2) права  и обязанности субъектов аудита  и аудируемых лиц; 

3) понятие  обязательного аудита и порядок  его осуществления; 

4) понятие,  структуру и роль правил (стандартов) аудиторской деятельности;

5) понятие,  структуру и роль аудиторского  заключения;

6) правовые  основы контроля качества аудиторской  работы;

7) порядок  аттестации аудиторов, лицензирования  аудиторской деятельности;

8) понятие  и сферу деятельности аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений;

9) порядок  государственного регулирования  аудиторской деятельности;

10) ответственность  за нарушение законодательства  об аудиторской деятельности.

Второй  уровень – Постановления Правительства  РФ, регулирующие ряд общих вопросов, утверждающие правила лицензирования аудиторской деятельности и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. К документам данного уровня относятся также нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.

Третий  уровень – федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, общеобязательные для субъектов аудиторской деятельности.

Четвертый уровень – Внутренние правила (стандарты), действующие в профессиональных аудиторских объединениях, аудиторских организациях, у индивидуальных аудиторов. 

  1.  Стандартизация  аудиторской деятельности.
 
  1. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД).

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) — профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов. Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года; на данный момент действуют 30 (6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 8 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.

В настоящее  время действует 30 стандартов. Список заканчивается номером 34, но шестой, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый стандарты утратили силу 

  1. Внутренние  ПСАД.

Внутренние  ПСАД действуют в профессиональных аудиторских объединениях, аудиторских  организациях, применяются индивидуальными аудиторами. Внутренние ПСАД не могут противоречить федеральным ПСАД, требования внутренних ПСАД не могут быть ниже требований федеральных ПСАД. Установление внутренних ПСАД является правом субъектов аудиторской деятельности, но не обязанностью.

Внутренними стандартами являются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые субъектом аудиторской деятельности с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям федеральных ПСАД. Субъект аудиторской деятельности формирует пакет внутренних стандартов, отражающих его собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Наличие пакетов внутренних стандартов, их методологического сопровождения является показателем профессионального уровня субъекта аудиторской деятельности. Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля субъекта аудиторской деятельности. Они предназначаются для должностных лиц субъекта аудиторской деятельности, следовательно, должны быть предельно конкретны и достаточны для выполнения работы на определенном участке деятельности.

Внутренние  ПСАД объединяются в группы по назначению.

1. Общие  положения по аудиту.

2. Порядок  проведения аудита.

3. Порядок  формирования выводов и заключений  аудиторов. 

4. Специализированные  стандарты. 

5. Порядок  оказания сопутствующих услуг. 

6. Стандарты  по образованию и подготовке кадров. 

  1. Международные стандарты аудита.

    Международные стандарты аудита (МСА) представляют неотъемлемую основополагающую составную  часть системы стандартов аудиторской  деятельности, реализующей в форме  регламентов концепции, постулаты  и принципы аудита; обобщающую опыт мировой практики аудита и признанную официально на добровольной основе преобладающей частью международного аудиторского сообщества.

Для регулирования  аудита МСА используют 153 профессиональных ассоциаций из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве национальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненного в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов. МСА разрабатывает Комитет по международной аудиторской практике, являющийся постоянным комитетом Совета международной федерации бухгалтеров. МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг. Вместе с тем, МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА, существуют и специальные – стандарты и нормы прогнозов, планов, этики и т.д. 

  1. Органы, регулирующие аудиторскую  деятельность.

К органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:

1) уполномоченный  федеральный орган государственного  регулирования аудиторской деятельности;

2) совет  по аудиторской деятельности (УФО)  при уполномоченном федеральном  органе;

3) аккредитованные  профессиональные объединения. 

Уполномоченным  федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ. 

  1. Полномочия  Министерства финансов РФ по регулированию  аудиторской деятельности.

Основные  функции УФО:

1) издание  в пределах своей компетенции  нормативных правовых актов, регулирующих  аудиторскую деятельность;

2) организация разработки и представление на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

3) организация  системы аттестации, обучения, повышения  квалификации аудиторов, лицензирование  аудиторской деятельности;

4) организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

5) контроль  за соблюдением аудиторскими  организациями и индивидуальными  аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

6) определение  объема и разработка представления  отчетности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов; 

7) ведение  государственных реестров аттестованных  аудиторов, аудиторских организаций,  индивидуальных аудиторов, профессиональных  аудиторских объединений, учебно-методических центров, предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

8) аккредитация  профессиональных аудиторских объединений. 

  1. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.

    Совет по аудиторской деятельности при  Уполномоченном Федеральном органе государственного регулирования аудиторской  деятельности (УФО) действует на основании  Положения, утверждаемого Министерством финансов РФ, в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Члены совета утверждаются руководителем УФО по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, высших учебных заведений. В состав совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, Банка России, пользователей аудиторских услуг. Не менее 51% общего состава совета должно составлять представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности