Практические вопросы организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является - теоретическое рассмотрение вопроса о калькулировании себестоимости в системе отнесения затрат на заказ в ТОО «Westfalia».
Задачами работы является рассмотреть такие вопросы как:
1.Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
2.Организация учета затрат при позаказном методе.
3.Калькулирование затрат при позаказном методе учета затрат.
4.Рассмотреть организацию учета по заказам на примере предприятия.

Содержание

стр.
Введение
3

1 Сущность и последовательность учета затрат при позаказном методе

5

2 Организация учета затрат по заказам

11

3 Практические вопросы организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости



16

Заключение

20

Список использованной литературы

22

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа позаказный метод1.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     При позаказной системе отчет о себестоимости  решает также еще одну задачу - накопление операций и затрат по подразделениям. Поскольку отчеты о себестоимости  выполняют функции средства связи между бухгалтерией и руководством подразделений различного уровня, при их составлении должны соблюдаться следующие основные правила.

     Во-первых, данные, представленные в отчетах, должны быть сопоставимыми. Лучшей базой для  сопоставления в управленческом учете признаются стандарты (нормы) и бюджеты (сметы). Поэтому, чаще всего, отчеты о себестоимости включают сметные и фактические данные и отклонения между ними.

     Во-вторых, отчеты не должны быть слишком детализированными. Основной ошибкой отчетов о себестоимости является включение в них слишком большого числа деталей, что чаще вводит в заблуждение, чем облегчает работу. Существует также опасность слишком широкого обобщения данных, что может давать представление о перспективах развития, но не обеспечивать достаточного понимания проблемы. Таким образом, при составлении отчетов о себестоимости следует придерживаться разумной достаточности детализации данных.

     В-третьих, отчеты о себестоимости не должны быть слишком сложными для понимания. Отсутствие простоты также является одним из основных их недостатков. Поскольку отчеты о себестоимости обобщают сложную взаимосвязь технических концепций, учетных процедур и действий счетных работников, осуществляющих функции управленческого учета, а руководство предприятия, как правило, не владеет всеми тонкостями такого учета, именно по качеству представляемых отчетов, оценивается деятельность бухгалтерии.[8, с.63]

          Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Основанием для открытия заказа является договор, заключенный между предприятием–изготовителем продукции и заказчиком. Заказ открывается соответствующим бланком заказа или наряда на выполнение заказа, который содержит следующую базовую информацию:

     - тип заказа (для собственного  потребления или со стороны);

     - номер заказа;

     - характеристика заказа;

     - исполнитель;

     - срок исполнения заказа;

     - период, в котором учитываются  издержки по заказу.

     При использовании системы калькулирования  по нормативным затратам величина материальных затрат определяется видом выпускаемой продукции. В связи с этим устанавливают наиболее приемлемые для данного вида и качества продукции материалы, а также их количество с учетом неизбежных в производственном процессе потерь. Умножением норм расходов материалов на соответствующие нормативные цены определяется величина материальных расходов. Нормативные цены устанавливаются отделом снабжения после соответствующего изучения возможных поставщиков и выбора из них того, кто сможет поставить требуемое количество материалов по наиболее приемлемой цене. При разработке нормативных цен изучаются рыночные условия, цены основных продавцов материалов, оптимальный размер заказа на материалы, а также анализируется то, как падение и рост цен могут сказаться на прибыли предприятия.

     Подобно нормативам материальных затрат, нормативы трудовых затрат состоят из нормативов использования (производительности) труда и нормативов цены труда (ставок заработной платы). Для определения нормативных трудовых затрат нормативное время, требуемое для производства единицы продукции или операции (нормативы производительности труда), умножается на нормативную ставку заработной платы.

     Нормативная ставка распределения накладных  расходов базируется на трудо-часах  основных рабочих или машино-часах  работы оборудования. В качестве базы распределения выбирается тот фактор, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения, или фактор, вызывающий накладные расходы (например, для освещения и отопления - соответственно площадь и объем помещения и т.п.). Когда соответствующая база выбрана, определяется величина накладных расходов на единицу соответствующего производственного фактора для каждого подразделения. Полученное значение или ставка распределения накладных расходов используется для определения накладных расходов по каждому заказу, выполненному в данном подразделении.[1, с. 85]

     При использовании системы калькулирования  по фактическим затратам в бухгалтерии  предприятия на основании первичных  документов производится учет материалов, заработной платы, потерь от брака, износа приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа, т.е. прямых издержек. В первичных документах проставляется номер заказа.

     В целях регистрации различных  производственных затрат для учета  незавершенного производства используют ведомость калькуляции затрат по заказу и видам работ. Для каждого заказа заводится отдельная ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ, по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной. Ведомость (карточка) заказа является основным учетным регистром.

     Накладные расходы, относят на отдельные работы с использованием заданной ставки (распределения) накладных расходов.

     Последовательность  учета операций позаказной калькуляции  затрат:

     1.Отнесение  прямых затрат и прямого труда  на продукт-заказ “Х”

     2.Отнесение  заводских накладных расходов  на незавершенное производство по продукту-заказу “X”

     3.Занесение  в учет фактических накладных  расходов по заказу “X”

     4.Перемещение  обработанных изделий по заказу  “X”

     При позаказном методе учета затрат и  калькулирования себестоимости  продукции все затраты считаются  незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.

     Фактическая себестоимость единицы продукции или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу изделий. При этом не определяется себестоимость отдельных деталей изделия. Стоимость незавершенного производства определяется суммированием затрат по незаконченным заказам (из ведомостей учета затрат). Разделив сумму по каждой статье калькуляции заказа на количество выпускаемых изделий, получим постатейную сумму затрат на одно изделие. Сравнивая калькуляции себестоимости по отчетным и плановым данным, можно провести анализ и выявить причины отклонений.[9, с.253] 
 

3 Практические вопросы  организации позаказного  метода учета затрат  и калькулирования  себестоимости  ТОО «Westfalia» 

     Товарищество с ограниченной ответственностью «Westfalia» существует с 1997г. и является субъектом малого предпринимательства. Уставный капитал предприятия 1 500 000 тенге. Основным видом деятельности является мебельное производство. Организация имеет производственную базу, на территории которой находится цех. Используются новейшие электрифицированные инструменты и технологическая оснастка ведущих зарубежных производителей. Работы производятся в соответствии с технологическими картами на соответствующие виды работ, с соблюдением требований по качеству работ, охране труда и пожарной безопасности.

     Планирование  хозяйственной деятельности осуществляется на основе полной экономической самостоятельности, заказов потребителей продукции  и услуг с учетом потребительского спроса и рыночной конъюнктуры. ТОО «Westfalia» реализует свои работы по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе.

     Согласно  учетной политике ТОО «Westfalia» на 2011 год,  бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером, с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы «1С-Бухгалтерия». Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. А также формами, разработанными предприятием самостоятельно. Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных организацией самостоятельно. Затраты основной деятельности организации учитываются с помощью позаказного метода. Объектом учета и калькулирования является отдельный заказ на изготовление мебели, выполняемый по договору на его осуществление.

     В организации используется система калькулирования по фактическим затратам. На основании первичных документов производится учет материалов, заработной платы, связанных с выполнением заказа, т.е. прямых издержек. В первичных документах проставляется номер заказа.

     Прямые  затраты непосредственно относятся  к конкретному заказу — это  затраты сырья и материалов, заработной платы производственных рабочих, занятых изготовлением заказа, вместе с отчислениями на социальные нужды.

Затраты основной деятельности организации  ТОО «Westfalia» учитываются с помощью позаказного метода. Объектом учета и калькулирования является отдельный объект (заказ), выполняемый по договору на его проведение. Прямые затраты включаются в себестоимость работы на основании первичной документации по прямому признаку. Косвенные расходы ежемесячно распределяются между договорами (заказами) на изготовление мебели.

     Затраты на оплату труда, подлежащие отнесению  на отдельные объекты (договоры, заказы), определяются на основании оформленных  в установленном порядке первичных  документов: нарядов, табелей, ведомостей учета отработанного времени  и других документов по установленным формам.

На счете  8110 «Основное производство» организуется бухгалтерский учет по каждому заказу (рис.2). Прямые материалы и прямой труд относятся непосредственно на конкретный заказ, списываются и отражаются по дебету счета 8110 «Основное производство», затраты, прямо не прослеживаемые, такие как заводские накладные расходы, относят на отдельные работы с использованием заданной ставки распределения накладных расходов. Ставкой распределения накладных расходов является заработная плата основных рабочих. 

     
Заказ А
Незавершенное

производство

Себестоимость

законченного

заказа

     

     

       

     

       

     
Заказ В
Незавершенное

производство

Себестоимость

законченного

заказа

     

     

       

     

     

     
Заказ С
Незавершенное

производство

Себестоимость

законченного

заказа

 

     

       

       

     

     

       

     

     

     Затраты в незавершенное                     Затраты включенные в себестоимость

     производство                                           продукции 

        

          Рис. 2 Схема позаказного накопления затрат и калькуляции

     Примечание  – составлена автором по данным ТОО «Westfalia»   

          В организации для учета материалов, как основных, так и вспомогательных, используется активный счет «Материалы». По дебету счета отражают покупку и поступление материалов на склад, по кредиту – отпуск материалов в производство. В течение месяца  было приобретено основных материалов на сумму 95600 тг., а вспомогательных – на 5100 тг. Материалы по себестоимости оприходованы на счет «Материалы». На начало месяца сальдо счета «Материалы» – 61000 тг., сальдо счета «Незавершенное производство» – 20000 тг.

Проводка 1

Дт 1310 Кт 3310 = 95600

Проводка 2

ДТ 1310 Кт 3310 = 5100

По предъявлении требования на отпуск материалов были отпущены со склада: основные материалы  на 84000 тг. и вспомогательные материалы  на 19800 тг. Стоимость отпущенных основных материалов относят на счет «Основное производство» и одновременно делают записи на карточках заказов «А» – 51800 тг. и «В» – 32200 тг. Стоимость вспомогательных материалов списывают на счет «Общепроизводственные расходы».

Информация о работе Практические вопросы организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости