Позаказный метод учета производственных затрат и калькулирования (условия, достоинства, недостатки)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Определение себестоимости производства единицы продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений. Успех фирмы зависит от информации о формировании себестоимости по нескольким причинам: затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении огромного количества текущих оперативных задач управления.

Содержание

I. Теоретическая часть работы
Введение…………………………….……………………………………………....3
1. Нормативная база учета затрат и особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции……………5
2. Практика организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….8
Учет прямых затрат при позаказном калькулировании ………………….8
Учет общепроизводственных расходов при позаказном калькулировании……………………………………………………………………………11
Учет общехозяйственных расходов при позаказном методе учета затрат……………………………………………………………………………14
Учет выпуска продукции и ее реализация при позаказном калькулировании……………………………..……………………………………………..17
Заключение..……………………………………………………………….............23
II. Практическая часть работы
Список использованной литературы…………………….………………….......25

Работа содержит 1 файл

курсоваяяяя (восстановлен).doc

— 148.50 Кб (Скачать)

    Очевидно, что фактическая сумма косвенных общепроизводственных расходов при подведении итогов за отчетный период может не совпасть (и чаще всего не совпадает) с суммой косвенных расходов, включенных в себестоимость заказов согласно расчетной ставке. В этом случае возникающая разница списывается следующим образом:

    - если наблюдается небольшое недовключение  расходов (фактические расходы немного выше распределенных), разница списывается с кредита счета "Общепроизводственные расходы" на уменьшение финансового результата (в дебет счета "Продажи", т.е. была бы составлена проводка Дт 90 Кт 25);

    - если наблюдается небольшое перевключение  (излишнее включение) расходов, т.е. фактические расходы несколько меньше распределенных, разница должна увеличить финансовый результат (была бы сделана сторнировочная запись на сумму разницы проводкой Дт 90 Кт 25, однако в западных системах учета, где метод красного сторно применяется далеко не всегда, может быть составлена обратная проводка типа Дт 25 Кт 90 обычной записью - это можно назвать "метод черного сторно");

    - если разница существенна, в некоторых странах для получения наиболее точных и достоверных результатов необходимо осуществить перераспределение общепроизводственных расходов исходя из их фактической суммы и фактической базы распределения (т.е. включенные ранее расходы сторнируются, и составляется новая проводка Дт 20 Кт 25 по аналитическим счетам на счете 20).

    Пример 7. В примере 6 бухгалтер в течение месяца включил в себестоимость заказов в соответствии с рассчитанной заранее бюджетной ставкой распределения косвенных расходов общепроизводственные расходы на сумму 61 710 руб. Предположим, что фактическая сумма общепроизводственных расходов совпала с плановой и составила 62 500 руб. (см. пример 5).

    В этом случае налицо недораспределение  расходов в сумме 62 500 руб. - 61 710 руб. = 790 руб. Поскольку данная сумма является несущественной (всего лишь 1,26% от фактической суммы общепроизводственных расходов), ее можно списать на уменьшение финансового результата отчетного месяца.

    За  критерий "существенности" для  распределения расходов по заказам в Российской Федерации можно взять 5%, т.е. если отклонение составило более 5% от фактической суммы расходов, оно признается существенным и должно быть перераспределено по заказам – этот норматив вытекает из п. 18.1. ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 21.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

    Пример 8. Воспользуемся условиями примера 7, изменив фактический размер общепроизводственных расходов. Допустим, из-за роста цен на электроэнергию и повышения арендной платы фактическая сумма общепроизводственных расходов составила 66 000 руб.

    В этом случае налицо недораспределение  расходов в сумме 66 000 руб. - 61 710 руб. = 4 290 руб. Поскольку данная сумма  является существенной (6,5% от фактической  суммы общепроизводственных расходов), ее следует распределить между заказами, т.е. довключить в себестоимость каждого заказа.

    Поскольку заказов было 30 и затраты на оплату труда по ним одинаковы, в нашем  случае можно разделить сумму  отклонения на 30, т.е. необходимо увеличить себестоимость каждого заказа на 4 290 руб. : 30 = 143 руб.

    Если  же база по отдельным заказам различна, можно сделать следующее: разделить  сумму разницы на общую фактическую  базу, т.е. 42 90 руб. : 33 000 руб. = 0,13(см. пример 6); умножить базу по каждому из заказов  на полученный фактический коэффициент распределения разницы, т.е. 1 100 х 0,13 = 143руб. 
 

2.4. Учет выпуска продукции и ее реализация при позаказном калькулировании

      Как правило, выпускаемая предприятием продукция приходуется на склады.

      Для учета готовой продукции предназначен счет 43 "Готовая продукция", к которому в случае позаказной калькуляции открываются субсчета и аналитические счета в том же порядке, что и к счету 20.

    Пример 9. Предприятие "ПРАЙМ" (см. пример 1) оказывает услуги по изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, печати книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 43 "Готовая продукция":

    - 43-1 "Визитные карточки";

    - 43-2 "Плакаты";

    - 43-3 "Книги".

    При выпуске продукции по заказам (см. пример 3) будут открыты следующие аналитические счета:

    - 43-1-001 "Визитные карточки по заказу № 001 для ООО "МАЯК";

    - 43-1-002 "Визитные карточки по заказу № 002 для ЗАО "Сити";

    При позаказном методе калькулирования  продукция приходуется на счет 43 по мере ее готовности исходя из фактической себестоимости, определенной в карточке заказа (на аналитическом счете к счету 20).

    Пример 10. В соответствии с условиями примера 4 бухгалтер "ПРАЙМ" должен оприходовать выпущенную готовую продукцию, фактическая производственная себестоимость которой составляет:

    - заказ №001 для ООО "МАЯК" – 3341руб.;

    - заказ №002 для ЗАО "Сити" – 1433,1 руб.;

    При этом бухгалтер составит следующие  проводки:

  • Дт 43-1-001 "Визитные карточки по заказу № 001 для ООО "МАЯК",

 Кт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК"- 3341,00 руб. - оприходованы визитные карточки, изготовленные для ООО "МАЯК";

  • Дт 43-1-002 "Визитные карточки по заказу № 002 для ЗАО "Сити",

 Кт 20-1-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" – 1433,10 руб. - оприходованы визитные карточки, изготовленные для ЗАО "Сити";

    Расчет  себестоимости единицы продукции  при позаказном методе производят по мере выпуска продукции (сдачи работ, услуг) по данному заказу при закрытии карточки заказа (т.е. при списании продукции со счета 20 на счет 43) путем деления суммы затрат, собранных при выполнении данного заказа, на количество продукции, выпущенной по данному заказу.

    Пример 11. По данным примеров 3 и 10 исчислим себестоимость единицы продукции по каждому из заказов:

    - заказ №001 на изготовление ламинированных визитных карточек для ООО "МАЯК" - сумма расходов 3341руб., количество визитных карточек 300 шт., следовательно, себестоимость одной карточки:

3341,00 руб. : 300 = 11,14 руб.;

    - заказ №002 на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" - сумма расходов 1433,10 руб., количество визитных карточек 200 шт., следовательно, себестоимость одной карточки:

 1433,10 руб. : 200 = 7,17 руб.;

    Реализация  продукции (работ, услуг) при позаказном методе отражается в общем порядке с использованием счета 90 "Продажи", при этом целесообразно открыть к счету 90 субсчета и аналитические счета, аналогичные субсчетам и аналитическим счетам счета 43, поскольку это позволит выявлять прибыль от выполнения каждого из заказов. Планом счетов предусмотрено выделение таких субсчетов счета 90, как 90-1 "Выручка" , 90-2 "Себестоимость продаж" и т.д., что вполне оправданно при составлении формы № 2 бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках). Поэтому возможно построение системы комбинированного аналитического учета, удовлетворяющего и требованиям составления финансовой отчетности, и потребностям внутреннего управления организации.

    Пример 12. В предприятии "ПРАЙМ" (см. примеры 1 - 4, 10 - 11) в соответствии с рабочим планом счетов открыты следующие субсчета к счету 90 "Продажи":

    - 90-1 "Продажа изготовленных визитных карточек";

    - 90-2 "Продажа изготовленных плакатов";

    - 90-3 "Продажа отпечатанных книг".

При выпуске  продукции по заказам (см. пример 3) будут открыты следующие аналитические счета:

    - 90-1-001 "Продажа визитных карточек по заказу № 001 для                  ООО "МАЯК";

    - 90-1-002 "Продажа визитных карточек по заказу № 002 для ЗАО "Сити";

    Пример 13. Продолжим рассмотрение сквозного примера (см. примеры 3 - 4, 10 - 11), дополнив его следующими условиями:

    - цена изготовления 1 ламинированной  визитной карточки (с разработкой  макета дизайнером "ПРАЙМ") составляет 15 руб.;

    - цена изготовления 1 неламинированной  визитной карточки (с разработкой макета дизайнером "ПРАЙМ") составляет 10 руб.;

    Для упрощения предположим, что никакие  налоги уплачивать не нужно, а оплата за выполнение заказов была внесена  наличными в кассу "ПРАЙМ".

    В этом случае при отражении реализации выполненных заказов клиентам бухгалтер "ПРАЙМ" составит следующие бухгалтерские проводки:

  • Дт 62 Кт 90-1-001 "Выручка от продажи изготовленных по заказу №001 для ООО "МАЯК" визитных карточек" - 4 500 руб. (15 руб. х 300)

- отражена  выручка от исполнения заказа  на изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

  • Дт 90-1-001 "Себестоимость изготовленных по заказу № 001 для ООО "МАЯК" визитных карточек",

Кт 43-1-001 "Визитные карточки по заказу № 001  - 3341,00 руб.

- списана производственная себестоимость визитных карточек, изготовленных для ООО "МАЯК", при их передаче заказчику;

  • Дт 62 Кт 90-1-002 "Выручка от продажи изготовленных по заказу №002 для ЗАО "Сити" визитных карточек" - 2 000 руб. (10 руб. х 200)

- отражена  выручка от исполнения заказа на изготовление визитных карточек ЗАО "Сити" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

  • Дт 90-1-002 "Себестоимость изготовленных по заказу № 002 для ЗАО "Сити" визитных карточек",

    Кт 43-1-002 "Визитные карточки по заказу №002  – 1433,10 руб.

- списана  производственная себестоимость  визитных карточек, изготовленных  для ЗАО "Сити"  при их  передаче заказчику; 

  • Дт 50 Кт 62 - 6500 руб.

- получена  в кассу наличная выручка от  заказчиков (в общей сумме);

  • Дт 90-1-001 "Прибыль по заказу № 001 на изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК" Кт 99 - 1 159,00 руб. (исчисляется как разница между кредитовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, оканчивающимся на 1-001 и дебетовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, также оканчивающимся на 1-001)

    - выявлена прибыль от исполнения  заказа № 001 на изготовление ламинированных визитных карточек для ООО "МАЯК";

  • Дт 90-1-002 "Прибыль по заказу № 002 на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" Кт 99 – 566,90 руб.

    - выявлена прибыль от исполнения  заказа № 002 на изготовление неламинированых визитных карточек для ЗАО "Сити";

  • Таким образом, получаем следующую информацию:

    1. Суммарная выручка от реализации  за период составляет 6 500 руб.

    2. Суммарная производственная себестоимость по всем заказам, выполненным и реализованным за отчетный период, составляет 4774,10 руб.

    3. Общий финансовый результат от  реализации за отчетный период  составил 1725,9 руб. Аналогичная сумма должна быть получена при вычитании из выручки производственной себестоимости.

    Проверим: 6 500 руб. – 4774,1 руб. = 1725,9 руб.; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Каждое  предприятие, прежде чем приступить к производственной деятельности, решает, какие затраты ему предстоят. Затраты на производство являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние. Чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем более появляется возможностей для снижения затрат на производство продукции предприятия.

Информация о работе Позаказный метод учета производственных затрат и калькулирования (условия, достоинства, недостатки)