Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:54, курсовая работа
Определение себестоимости производства единицы продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений. Успех фирмы зависит от информации о формировании себестоимости по нескольким причинам: затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении огромного количества текущих оперативных задач управления.
I. Теоретическая часть работы
Введение…………………………….……………………………………………....3
1. Нормативная база учета затрат и особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции……………5
2. Практика организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….8
Учет прямых затрат при позаказном калькулировании ………………….8
Учет общепроизводственных расходов при позаказном калькулировании……………………………………………………………………………11
Учет общехозяйственных расходов при позаказном методе учета затрат……………………………………………………………………………14
Учет выпуска продукции и ее реализация при позаказном калькулировании……………………………..……………………………………………..17
Заключение..……………………………………………………………….............23
II. Практическая часть работы
Список использованной литературы…………………….………………….......25
-
10-12 "Материал для ламинирования визитных
карточек" и т.д.
Прямые затраты (к которым относятся прежде всего затраты основных материалов и заработная плата рабочих, непосредственно занимающихся изготовлением продукции, а также амортизация производственного оборудования, если на данном оборудовании изготавливается только один вид продукции, т.е. всю сумму амортизации можно непосредственно отнести на конкретную продукцию) при позаказном калькулировании собираются прямо в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа. При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 70, 69, 02 и др.
Пример 3. Предприятие "ПРАЙМ" (см. примеры 1 и 2) получило в течение месяца следующие заказы:
- заказ № 001 на 300 единиц ламинированных карточек на имя генерального директора для ООО "МАЯК";
-
заказ № 002 на 200 единиц неламинированных
карточек на имя коммерческого директора
ЗАО "Сити";
Стоимость бумаги для изготовления 100 визиток составляет 40 руб., материал для ламинирования 100 визиток - 60 руб., оплата труда за печать и резку 100 визиток - 25 руб., за ламинирование 100 визиток - 30 руб., оплата труда дизайнера за разработку макета визитки - 100 руб., страховые взносы по ставке 34%.
Бухгалтер "ПРАЙМ" составит следующие бухгалтерские проводки:
Кт 10-11 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 120 руб.
Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК";
Кт 10-12 "Материал для ламинирования визитных карточек" - 180 руб.
Израсходован материал на ламинирование визитных карточек для
ООО "МАЯК";
Кт 10-11 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 80 руб.
Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити";
Кт 70 - 100 руб. - начислена оплата труда дизайнера за разработку макета визитных карточек для ООО "МАЯК";
Кт 70 - 75 руб. - начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ООО "МАЯК";
Кт
70 - 90 руб. - начислена оплата труда
за ламинирование визитных
Кт
70 - 100 руб. - начислена оплата труда
дизайнера за разработку
Кт 70 - 50 руб. - начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ЗАО "Сити";
Кт 69 – 90,1 руб. – начислены страховые взносы от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ООО "МАЯК";
Кт 69 - 51,00 руб. – начислены страховые взносы от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ЗАО "Сити";
В результате получаем следующие суммы прямых расходов по каждому заказу:
- заказ №001 для ООО "МАЯК" - 655,10 руб.;
-
заказ №002 для ЗАО "Сити" - 281,00 руб.;
2.2. Учет общепроизводственных расходов при позаказном калькулировании
Помимо прямых расходов, которые можно прямо, непосредственно и экономично относить на конкретные виды продукции (например, расход основных материалов, оплата труда рабочих, занятых производством продукции, ЕСН и прочие обязательные отчисления от оплаты труда вышеуказанных рабочих), существует множество других видов расходов, которые предприятию необходимо включать для своей деятельности, но которые невозможно напрямую включить в себестоимость конкретного вида продукции. Такие расходы получили название косвенных.
В отечественном учете наиболее близким эквивалентом производственных косвенных расходов являются общепроизводственные расходы, собираемые на дебете счета 25. Конкретно к ним относятся: амортизация производственного оборудования, зданий цехов, расходы на их содержание, оплата труда вспомогательных рабочих (например, наладчиков) с страховыми взносами по ним, расходы по страхованию цехового оборудования и помещений и т.д.
Распределение расходов производится пропорционально избранной предприятием базе, которой может быть:
- расход основных материалов на каждый вид изделия (по количеству или по стоимости);
- человеко-часы
работы производственных
- машино-часы работы оборудования в связи с изготовлением изделий;
- оплата труда производственных рабочих за изготовление изделий;
- сумма
прямых затрат по каждому
Для расчета сумм общепроизводственных расходов, относимых на конкретный вид продукции, необходимо сделать следующее:
1) исчислить базу распределения – отдельные суммы, отражающие величину показателя, избранного в качестве базы, по каждому виду изделий, а также общую сумму по всем изделиям;
2)исчислить
сумму общепроизводственных
3)
произвести расчет
4)
исчислить суммы
Пример 4. Бухгалтер предприятия "ПРАЙМ" (см. пример 3) в соответствии с учетной политикой организации принял в качестве базы распределения общую сумму прямых производственных затрат. В течение рассматриваемого месяца были понесены следующие общепроизводственные расходы:
- амортизация производственного оборудования (компьютеры, принтер, ксерокс и т.д.) - 1000 руб.;
-
арендная плата за
- оплата труда старшего мастера - 1000 руб.;
- страховые взносы с оплаты труда - 340руб.
Бухгалтер предприятия "ПРАЙМ" составит следующие проводки и расчеты по отражению общепроизводственных расходов:
- Дт 25 Кт 02 - 1 000 руб.- начислена амортизация производственного оборудования;
- Дт 25 Кт 76 - 1500 руб.- начислена арендная плата за производственное помещение;
- Дт 25 Кт 70 - 1 000 руб.- начислена оплата труда старшего мастера;
- Дт 25 Кт 69 - 340 руб.- начислены страховые взносы с оплаты труда.
Итоговая сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению между заказами, представляет собой дебетовый оборот счета 25 за месяц и в нашем случае составляет 3840 руб.
Базой распределения являются суммы дебетового оборота соответствующих аналитических счетов к счету 20, сформированные к настоящему моменту (пока там собраны только прямые затраты) - рассчитаны их в примере 3. Итоговая база распределения – 936,10 руб.
Коэффициент
распределения
Таким
образом, на каждый заказ необходимо
отнести следующую сумму
- заказ №001 для ООО "МАЯК" - 655,10 руб. х 4,1 = 2685,9 руб.;
- заказ №002 для ЗАО "Сити" - 281,00 руб. х 4,1 =1152,1 руб.;
При распределении расходов бухгалтер записывает соответствующие суммы в соответствующие карточки аналитического учета затрат по заказам и составляет проводки:
- Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК" Кт 25 – 2685,9 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК";
- Дт 20-1-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" Кт 25 – 1152,1 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити";
В итоге производственная себестоимость каждого заказа, собранная в соответствующих карточках, составляет:
- заказ №001 для ООО "МАЯК" (655,1 руб. + 2685,9 руб.) = 3341,00 руб.;
-
заказ №002 для ЗАО "Сити" (281,00 руб.
+ 1152,1 руб.) = 1433,1 руб.;
2.3. Учет общехозяйственных расходов при позаказном методе учета затрат
В российской практике в себестоимость единицы продукции помимо общепроизводственных могут также включаться общехозяйственные расходы, собираемые на счете 26 и распределяемые по аналитическим счетам счета 20 аналогично общепроизводственным. В настоящее время альтернативным вариантом является списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 "Продажи" - т.е. каждая организация имеет право выбрать один из способов списания общехозяйственных расходов, зафиксировав его в учетной политике.
Пример 5. Ожидаемая сумма косвенных общепроизводственных расходов фирмы "Конкорд" на предстоящий месяц составляет 62 500 руб., в том числе:
- амортизация оборудования 2 500 руб.,
-
арендная плата за
- потребление электроэнергии и коммунальные платежи 10 000 руб.,
-
заработная плата цехового
В качестве базы распределения косвенных расходов на предприятии выбрана заработная плата основных производственных рабочих. В настоящее время в производстве занято 20 чел. Часовая ставка оплаты труда рабочего составляет 10 руб. В течение месяца в среднем будет отработано 167 ч. Следовательно, суммарная база распределения составляет:
20 чел. х 167 ч х 10 руб. = 33 400 руб.
Таким образом, ставка распределения косвенных расходов составляет:
62 500 руб. : 33 400 руб. = 1,87.
Используется данная ставка не только для планирования, но и для текущего учета затрат: включая в себестоимость заказа (внося в карточку) соответствующий прямой расход, бухгалтер вписывает и косвенные расходы исходя их суммы прямого расхода, умноженной на исчисленный ранее коэффициент.
Пример 6. В течение месяца фирма "Конкорд" (см. пример 5) получила 30 заказов, на выполнение которых у рабочих ушло по 110 чел.ч. и, следовательно, начислена заработная плата в размере 1 100 руб. (110 чел. ч х 10 руб.) на каждый заказ, или 33 000 руб. по всем заказам.
Одновременно с начислением заработной платы по каждому заказу бухгалтер включает в его себестоимость косвенные расходы из расчета 1,87 руб. на каждый рубль заработной платы, т.е. 1 100 x l,87 = 2057 руб.
В конце месяца бухгалтер получил 2 057 руб. х 30 заказов = 61 710 руб. распределенных (включенных в себестоимость заказов) косвенных общепроизводственных расходов.