Позаказный метод учета производственных затрат и калькулирования (условия, достоинства, недостатки)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Определение себестоимости производства единицы продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений. Успех фирмы зависит от информации о формировании себестоимости по нескольким причинам: затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении огромного количества текущих оперативных задач управления.

Содержание

I. Теоретическая часть работы
Введение…………………………….……………………………………………....3
1. Нормативная база учета затрат и особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции……………5
2. Практика организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….8
Учет прямых затрат при позаказном калькулировании ………………….8
Учет общепроизводственных расходов при позаказном калькулировании……………………………………………………………………………11
Учет общехозяйственных расходов при позаказном методе учета затрат……………………………………………………………………………14
Учет выпуска продукции и ее реализация при позаказном калькулировании……………………………..……………………………………………..17
Заключение..……………………………………………………………….............23
II. Практическая часть работы
Список использованной литературы…………………….………………….......25

Работа содержит 1 файл

курсоваяяяя (восстановлен).doc

— 148.50 Кб (Скачать)

    - 10-12 "Материал для ламинирования визитных карточек" и т.д. 

    Прямые  затраты (к которым относятся  прежде всего затраты основных материалов и заработная плата рабочих, непосредственно занимающихся изготовлением продукции, а также амортизация производственного оборудования, если на данном оборудовании изготавливается только один вид продукции, т.е. всю сумму амортизации можно непосредственно отнести на конкретную продукцию) при позаказном калькулировании собираются прямо в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа. При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 70, 69, 02 и др.

    Пример 3. Предприятие "ПРАЙМ" (см. примеры 1 и 2) получило в течение месяца следующие заказы:

  • 2 заказа на изготовление визитных карточек (в обоих случаях с разработкой макета визитки силами  "ПРАЙМ"):

    - заказ № 001 на 300 единиц ламинированных карточек на имя генерального директора для ООО "МАЯК";

    - заказ № 002 на 200 единиц неламинированных карточек на имя коммерческого директора ЗАО "Сити"; 
 

    Стоимость бумаги для изготовления 100 визиток составляет 40 руб., материал для ламинирования 100 визиток - 60 руб., оплата труда за печать и резку 100 визиток - 25 руб., за ламинирование 100 визиток - 30 руб., оплата труда дизайнера за разработку макета визитки - 100 руб., страховые взносы по ставке 34%.

    Бухгалтер "ПРАЙМ" составит следующие бухгалтерские проводки:

  • Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК", 

Кт 10-11 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 120 руб.

Израсходован  материал на изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК";

  • Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК",

 Кт 10-12 "Материал для ламинирования визитных карточек" - 180 руб.

Израсходован  материал на ламинирование визитных карточек для 

ООО "МАЯК";

  • Дт 20-1-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

 Кт 10-11 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 80 руб.

Израсходован  материал на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити";

  • Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК",

 Кт 70 - 100 руб. - начислена оплата труда  дизайнера за разработку макета визитных карточек для ООО "МАЯК";

  • Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК",

 Кт 70 - 75 руб. - начислена оплата труда  за печать и резку визитных  карточек для ООО "МАЯК";

  • Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК",

 Кт 70 - 90 руб. - начислена оплата труда  за ламинирование визитных карточек для ООО "МАЯК";

  • Дт 20-1-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

 Кт 70 - 100 руб. - начислена оплата труда  дизайнера за разработку макета  визитных карточек для ЗАО "Сити";

  • Дт 20-1-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

 Кт 70 - 50 руб. - начислена оплата труда  за печать и резку визитных  карточек для ЗАО "Сити";

  • Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК",

 Кт 69 – 90,1 руб. – начислены страховые взносы от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ООО "МАЯК";

  • Дт 20-1-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

Кт 69 - 51,00 руб. – начислены страховые взносы от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ЗАО "Сити";

В результате получаем следующие суммы прямых расходов по каждому заказу:

    - заказ №001 для ООО "МАЯК" - 655,10 руб.;

    - заказ №002 для ЗАО "Сити" - 281,00 руб.; 
 

2.2. Учет общепроизводственных расходов при позаказном калькулировании

    Помимо прямых расходов, которые можно прямо, непосредственно и экономично относить на конкретные виды продукции (например, расход основных материалов, оплата труда рабочих, занятых производством продукции, ЕСН и прочие обязательные отчисления от оплаты труда вышеуказанных рабочих), существует множество других видов расходов, которые предприятию необходимо включать для своей деятельности, но которые невозможно напрямую включить в себестоимость конкретного вида продукции. Такие расходы получили название косвенных.

    В отечественном учете наиболее близким  эквивалентом производственных косвенных расходов являются общепроизводственные расходы, собираемые на дебете счета 25. Конкретно к ним относятся: амортизация производственного оборудования, зданий цехов, расходы на их содержание, оплата труда вспомогательных рабочих (например, наладчиков) с страховыми взносами по ним, расходы по страхованию цехового оборудования и помещений и т.д.

    Распределение расходов производится пропорционально избранной предприятием базе, которой может быть:

- расход  основных материалов на каждый  вид изделия (по количеству  или по стоимости);

- человеко-часы  работы производственных рабочих  по изготовлению изделий;

- машино-часы  работы оборудования в связи  с изготовлением изделий;

- оплата  труда производственных рабочих за изготовление изделий;

- сумма  прямых затрат по каждому изделию  и т.д.

    Для расчета сумм общепроизводственных расходов, относимых на конкретный вид продукции, необходимо сделать следующее:

    1) исчислить базу распределения – отдельные суммы, отражающие величину показателя, избранного в качестве базы, по каждому виду изделий, а также общую сумму по всем изделиям;

    2)исчислить  сумму общепроизводственных расходов, подлежащих распределению, путем суммирования всех затрат, собранных по дебету счета 25;

    3) произвести расчет коэффициента  распределения общепроизводственных расходов путем деления соответствующей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу распределения;

    4) исчислить суммы общепроизводственных  расходов, относимые на каждый вид продукции, путем умножения соответствующего коэффициента на сумму базы распределения, исчисленную отдельно для каждого из видов продукции.

    Пример 4. Бухгалтер предприятия "ПРАЙМ" (см. пример 3) в соответствии с учетной политикой организации принял в качестве базы распределения общую сумму прямых производственных затрат. В течение рассматриваемого месяца были понесены следующие общепроизводственные расходы:

    - амортизация производственного  оборудования (компьютеры, принтер,  ксерокс и т.д.) - 1000 руб.;

    - арендная плата за производственное  помещение - 1500 руб.;

    - оплата труда старшего мастера  - 1000 руб.;

    - страховые взносы с оплаты труда - 340руб.

    Бухгалтер предприятия "ПРАЙМ" составит следующие проводки и расчеты по отражению общепроизводственных расходов:

     - Дт 25 Кт 02 - 1 000 руб.- начислена амортизация производственного оборудования;

    - Дт 25 Кт 76 - 1500 руб.- начислена арендная плата за производственное помещение;

    - Дт 25 Кт 70 - 1 000 руб.- начислена оплата  труда старшего мастера;

    - Дт 25 Кт 69 - 340 руб.- начислены страховые взносы с оплаты труда.

    Итоговая  сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению между заказами, представляет собой дебетовый оборот счета 25 за месяц и в нашем случае составляет 3840 руб.

    Базой распределения являются суммы дебетового оборота соответствующих аналитических счетов к счету 20, сформированные к настоящему моменту (пока там собраны только прямые затраты) - рассчитаны их в примере 3.      Итоговая база распределения – 936,10 руб.

    Коэффициент распределения общепроизводственных расходов исчисляется делением общей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу, т.е. 3840 : 936,10 = 4,1

    Таким образом, на каждый заказ необходимо отнести следующую сумму общепроизводственных расходов:

    - заказ №001 для ООО "МАЯК" - 655,10 руб. х 4,1 = 2685,9 руб.;

    - заказ №002 для ЗАО "Сити" - 281,00 руб.  х 4,1 =1152,1 руб.;

    При распределении расходов бухгалтер  записывает соответствующие суммы в соответствующие карточки аналитического учета затрат по заказам и составляет проводки:

    - Дт 20-1-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК" Кт 25 – 2685,9 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ООО "МАЯК";

    - Дт 20-1-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" Кт 25 – 1152,1 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити";

    В итоге производственная себестоимость  каждого заказа, собранная в соответствующих карточках, составляет:

    - заказ №001 для ООО "МАЯК" (655,1 руб. + 2685,9 руб.) = 3341,00 руб.;

    - заказ №002 для ЗАО "Сити" (281,00 руб. + 1152,1 руб.) = 1433,1 руб.; 
 

2.3. Учет общехозяйственных расходов при позаказном методе учета затрат

    В российской практике в себестоимость единицы продукции помимо    общепроизводственных могут также включаться общехозяйственные расходы, собираемые на счете 26 и распределяемые по аналитическим счетам счета 20 аналогично общепроизводственным. В настоящее время альтернативным вариантом является списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 "Продажи" - т.е. каждая организация имеет право выбрать один из способов списания общехозяйственных расходов, зафиксировав его в учетной политике.

    Пример 5. Ожидаемая сумма косвенных общепроизводственных расходов фирмы "Конкорд" на предстоящий месяц составляет 62 500 руб., в том числе:

    - амортизация оборудования 2 500 руб.,

    - арендная плата за производственные  помещения 20 000 руб.,

    - потребление электроэнергии и  коммунальные платежи 10 000 руб.,

    - заработная плата цехового персонала  с отчислениями 30000 руб.

    В качестве базы распределения косвенных  расходов на предприятии выбрана заработная плата основных производственных рабочих. В настоящее время в производстве занято 20 чел. Часовая ставка оплаты труда рабочего составляет 10 руб. В течение месяца в среднем будет отработано 167 ч. Следовательно, суммарная база распределения составляет:

    20 чел. х 167 ч х 10 руб. = 33 400 руб.

    Таким образом, ставка распределения косвенных расходов составляет:

    62 500 руб. : 33 400 руб. = 1,87.

    Используется  данная ставка не только для планирования, но и для текущего учета затрат: включая в себестоимость заказа (внося в карточку) соответствующий прямой расход, бухгалтер вписывает и косвенные расходы исходя их суммы прямого расхода, умноженной на исчисленный ранее коэффициент.

    Пример 6. В течение месяца фирма "Конкорд" (см. пример 5) получила 30 заказов, на выполнение которых у рабочих ушло по 110 чел.ч. и, следовательно, начислена заработная плата в размере 1 100 руб. (110 чел. ч х 10 руб.) на каждый заказ, или 33 000 руб. по всем заказам.

    Одновременно  с начислением заработной платы  по каждому заказу бухгалтер включает в  его себестоимость косвенные расходы из расчета 1,87 руб. на каждый рубль заработной платы, т.е. 1 100 x l,87 = 2057 руб.

    В конце месяца бухгалтер получил 2 057 руб. х 30 заказов = 61 710 руб. распределенных (включенных в себестоимость заказов) косвенных общепроизводственных расходов.

Информация о работе Позаказный метод учета производственных затрат и калькулирования (условия, достоинства, недостатки)