Пояснительная записка к бухгалтерскому учету

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:07, методичка

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики составления пояснительной записки.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;
- изучить состав пояснительной записки;
- охарактеризовать формирование показателей пояснительной записки;
- проанализировать деятельность исследуемого предприятия;
- подвергнуть анализу основные финансовые показатели предприятия;
- составить пояснительную записку к бухгалтерскому балансу предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Порядок составления и содержания пояснительной записки…………..5
Требования к составлению пояснительной записки………………………..5
Состав пояснительной записки и общая характеристика ее содержания.9
Глава 2. Составление пояснительной записки……………………………………24
2.1 Порядок составления пояснительной записки в бухгалтерской отчетности на предприятии………………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая БФО.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

    - выручкой от продажи внешним покупателям;

    - балансовой величиной активов;

    - величиной капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

    Если  первичной признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из места расположения активов, отличным от места расположения рынков сбыта, то в дополнение к предыдущим показателям по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения рынков сбыта, раскрывается величина выручки от продажи внешним покупателям, если она составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям.

    Если  первичной информацией по сегментам  признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, то также в дополнение к предыдущим показателям по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения активов, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям либо величина активов которого составляет не менее 10 процентов величины всех активов организации, в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели:

    - балансовая величина активов  сегмента, выделенного исходя из  мест расположения активов;

    - величина капитальных вложений  в основные средства и нематериальные  активы.

    Информация  по прекращаемой деятельности (с  учетом ПБУ 16/02). Многие коммерческие организации занимаются одновременно несколькими видами деятельности, осуществляемыми их структурными подразделениями, филиалами, представительствами и информация по прекращаемой деятельности представляет собой информацию, раскрывающую ту часть деятельности организации, которая может быть выделена операционно или функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и по решению организации подлежит прекращению. Часть деятельности организации, подлежащая прекращению, может представлять операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов.

    ПБУ 16/02 не применяется, если организация  прекращает деятельность вследствие таких  обстоятельств, как стихийные бедствия, пожары, аварии и тому подобное, в  случае принудительного изъятия имущества в соответствии с законодательством, а также вследствие национализации имущества.

    Если  организация приостанавливает часть  деятельности без намерения ее прекратить, то такая деятельность не рассматривается  как прекращаемая и не подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.

    Прекращаемая  деятельность может быть выделена операционно  или функционально, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам  деятельности или основная их часть  относятся или могут быть прямо  отнесены к прекращаемой деятельности. Такое отнесение возможно только в том случае, если они будут проданы, погашены или их выбытие произойдет иным образом в результате прекращения части деятельности организации.

    Прекращение части деятельности организации  осуществляется:

    - путем продажи предприятия как имущественного комплекса в целом или его части, в результате заключения единой сделки;

    - путем продажи отдельных активов  и прекращения обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности;

    - путем отказа от продолжения  части деятельности;

    - при реорганизации в форме  выделения из состава организации  одного или нескольких юридических  лиц.

    Если  организацией принято решение о  прекращении части деятельности и выработана единая программа прекращения  деятельности, то деятельность признается прекращаемой на дату возникновения наиболее раннего из следующих событий:

    - заключения договоров купли-продажи  активов, без которых прекращаемая  деятельность практически неосуществима;

    - доведения информации о решении  прекращения деятельности до  сведения акционеров, работников организации, поставщиков и прочих лиц, чьи интересы будут затронуты непосредственно.

    Когда организация признает деятельность прекращаемой, у нее возникают  обязательства перед юридическими и физическими лицами, обусловленные  требованиями законодательства, заключенных договоров, а также принятые организацией добровольно. Для урегулирования обязательств, в отношении величины или срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв.

    Создание  и использование резерва, правила его оценки производится в соответствии с ПБУ 8/2010, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 13 декабря 2010 года №167н положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/10» (далее ПБУ 8/10). В соответствии с пунктом 8 ПБУ 8/10 резерв создается при одновременном наличии следующих условий:

    - существует очень высокая или  высокая вероятность, что будущие  события приведут к уменьшению  экономических выгод организации;

    - величина обязательства может быть достаточно обоснованно оценена.

    Раскрытию информации по прекращаемой деятельности посвящен раздел III ПБУ 16/02. В пояснительной  записке к годовой бухгалтерской  отчетности необходимо раскрыть следующую  информацию по прекращаемой деятельности:

    - описание прекращаемой деятельности  с указанием операционного или  географического сегмента, в рамках  которого происходит прекращение  деятельности, дату признания деятельности  прекращаемой, дату или период, в  котором ожидается завершение  прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;

    - стоимость активов и обязательств  организации, предполагаемых к  выбытию или погашению в рамках  прекращения деятельности;

    - суммы доходов, расходов, прибылей  или убытков до налогообложения,  а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;

    - движение денежных средств, относящееся  к прекращаемой деятельности, в  разрезе текущей, инвестиционной  и финансовой деятельности в  течение текущего отчетного периода.

    По  мере выбытия активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, следует раскрыть сумму прибыли (убытка), связанных с выбытием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль. Для активов и обязательств, по которым организация заключила договоры купли-продажи, раскрывается продажная цена актива за вычетом расходов на выбытие, сроки поступления денежных средств и отражаемая в балансе сумма соответствующих активов и обязательств.

    Информация  по прекращаемой деятельности раскрывается в бухгалтерской отчетности, начиная с первого года, в котором деятельность признана прекращаемой, до отчетного периода, когда завершается прекращение деятельности, то есть программа по прекращению деятельности выполнена или организация от нее отказалась. Если программа прекращения деятельности отменена, суммы сформированных и признанных резервов, а также суммы убытков от снижения стоимости активов подлежат восстановлению.

    Любая информация, раскрываемая по прекращаемой деятельности, должна представляться раздельно по каждому виду деятельности организации, выделяемому как прекращаемый.

    Информация  о финансовых вложениях. В соответствии с разделом VII ПБУ 19/02 финансовые вложения должны быть представлены в бухгалтерской отчетности с подразделением на краткосрочные и долгосрочные.

    В бухгалтерской отчетности с учетом требования существенности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

    - способы оценки финансовых вложений  при их выбытии по группам  (видам);

    - последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;

    - стоимость финансовых вложений, по которым можно определить  текущую рыночную стоимость, и  финансовых вложений, по которым  текущая рыночная стоимость не  определяется;

    - разница между текущей рыночной  стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;

    - по долговым ценным бумагам,  по которым не определялась  текущая рыночная стоимость, - разница  между первоначальной стоимостью  и номинальной стоимостью в течение срока их обращения, начисляемая в соответствии с порядком, установленным пунктом 22 ПБУ 19/02;

    - стоимость и виды ценных бумаг  и иных финансовых вложений, обремененных  залогом;

    - стоимость и виды выбывших  ценных бумаг и иных финансовых вложений, переданных другим организациям или лицам (кроме продажи);

    - данные о резерве под обесценение  финансовых вложений с указанием:  вида финансовых вложений, величины  резерва, созданного в отчетном  году, величины резерва, признанного  операционным доходом отчетного периода; сумм резерва, использованных в отчетном году;

    - по долговым ценным бумагам  и предоставленным займам - данные  об их оценке по дисконтированной  стоимости, о величине их дисконтированной  стоимости, о примененных способах  дисконтирования.

    Информация, содержащаяся в пояснительной записке, позволяет пользователям бухгалтерской  отчетности составить полную и объективную  картину о финансовом положении  организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Об этом говорится в пункте 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

    В пояснительной записке отражаются: численность работников, материалоемкость и фондоемкость производства, технические характеристики основных средств, основные экономические показатели за ряд лет, перспективы изменения финансового состояния и другие сведения.

    Исключительно в составе пояснительной записки представляется информация связанных сторонах (ПБУ 11/2008), информация по сегментам (ПБУ 12/2010), а с 2003 года — и информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02).

    Однако  не все организации представляют пояснительную записку в составе  бухгалтерской отчетности. Так, не составляют ее общественные организации (объединения). Основание — пункт 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом № 67н. Некоммерческим организациям и малым предприятиям, которые не подлежат обязательному аудиту, в этом вопросе предоставлено право выбора. Составлять пояснительную записку или нет, они решают сами.

    Включение в состав бухгалтерской отчетности пояснительной записки является обязательным для всех организаций, за исключением бюджетных, а также  общественных организаций и объединений, включая их структурные подразделения, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Право не представлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности имеют также субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В пояснениях должно быть указано, что  бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих  в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила  при формировании бухгалтерской  отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99.

    Составление пояснительной записки представляет собой важный этап формирования бухгалтерской  отчетности. Пояснительная записка  является важным элементом годовой  бухгалтерской отчетности. В ней содержится дополнительная информация о деятельности организации, которая не отражена в других отчетных формах.

    Глава 2. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия.

 

    Все организации в составе бухгалтерской  отчетности должны представить пояснительную записку. Исключение составляют общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также субъекты малого предпринимательства.

Информация о работе Пояснительная записка к бухгалтерскому учету