Порядок составления бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В ходе своей деятельности любое предприятие в лице его руководителей осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Информация о хозяйственных операциях, произ¬веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерс¬кую отчетность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические основы исследуемого объекта и предмета………….…6
1.1.Бухгалтерская отчетность: её понятие, состав и содержание………..6
1.2.Сроки предоставления бухгалтерской отчетности………………….10
2.Правовая база бухгалтерской отчетности……………………………...…13
2.1.Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности…………………………………………………...13
2.2.Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности………………………………………………………………...…..16
3. Порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности………………………………………………………………….....19
3.1.Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей………………………………………………………………………....19
3.2.Содержание отчета о прибылях и убытках………………………….22
3.3.Содержание отчета о движении денежных средств……………..…26
3.4.Содержание отчета об изменениях капитала, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки………………………..28
Заключение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 65.10 Кб (Скачать)

     Открытые  акционерные общества, банки, страховые  организации, биржи и инвестиционные фонды обязаны опубликовать годовую  бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июля года, следующего за отчётным.

     Формы бухгалтерской отчётности, предлагаемые Минфином Российской Федерации, являются рекомендательными. На основе их каждая организация может разрабатывать  самостоятельно формы отчётности. Необходимо, чтобы эти формы содержали  сведения для достоверного и полного  представления информации о финансовом положении организации, изменениях этого положения и финансовых результатах деятельности. В формах должны быть сохранены коды строк, строк  разделов и групп статей бухгалтерского баланса. 
 
 

  1.2. Сроки предоставления бухгалтерской отчетности

     Бухгалтерская отчётность должна соответствовать  предъявленным к ней требованиям. При составлении бухгалтерских  отчётов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение  за отчётный период всех хозяйственных  операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой  продукции и расчётов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учёта, а также показателей отчётов  и балансов с данными синтетического и аналитического учёта; осуществление  записи хозяйственных операций в  бухгалтерском учёте только на основании  надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним  технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

     Составлению отчётности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчётности является закрытие в конце отчётного периода  всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все  бухгалтерские записи на синтетических  и аналитических счетах (включая  результаты инвентаризации), проверена  правильность этих записей.

     Приступая к закрытию счетов, следует иметь  в виду, что современные организации  являются сложными объектами учёта  и калькулирования себестоимости  продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и  основному производству вспомогательные  производства. При взаимном использовании  продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все  объекты калькуляции фактические  затраты. Какую-то часть затрат по некоторым  объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

     Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило  выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов учёта  затрат на производство, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные  встречные затраты, и заканчивают  счетами с минимальным количеством  потребителей и максимальным количеством  встречных затрат.

     При составлении форм бухгалтерской  отчётности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления  отчётных форм подробно изложен в  Методических рекомендациях о порядке  формирования показателей бухгалтерской  отчётности.3

     Отчётным  годом для всех организаций считается  период с 1 января по 31 декабря включительно.

     Отчетная  дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

     Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний  календарный день отчетного периода.

     Организации обязаны представлять промежуточную (квартальную) бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации.

     Представляемая  годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном  учредительными документами организации.

     День  представления организацией бухгалтерской  отчетности определяется по дате ее почтового  отправления или дате фактической  передачи по принадлежности.

     Если  дата представления бухгалтерской  отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской  отчетности считается первый, следующий  за ним рабочий день.

     Первым  отчётным годом для создаваемых  организаций считается период с  даты их государственной регистрации  по 31 декабря включительно. Вновь  созданным организациям после 1 октября  разрешается считать первым отчётным годом период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

     Данные  вступительного баланса должны соответствовать  данным утверждённого заключительного  баланса за период, предшествующий отчётному периоду. В случае изменения  вступительного баланса на 1 января отчётного года причины следует  объяснить.

     Изменения в бухгалтерской отчётности, относящиеся  как к текущему, так и к прошлому году (после её утверждения), производятся в отчётности, составляемой за отчётный период, в котором были обнаружены искажения её данных.

     Исправления ошибок в бухгалтерской отчётности подтверждаются подписью лиц, её подписавших, с указанием даты исправления.

     Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем  и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где  бухгалтерский учёт ведётся на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская  отчётность подписывается руководителем  этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учёт. 

  1. Правовая  база бухгалтерской  отчётности

2.1. Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

     При ведении бухгалтерского учета и  составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование  следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

  • Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.03г.);
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);
  • Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н);
  • Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н);
  • Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности  организаций».

     Кроме того, организация должна руководствоваться:

  • Нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);
  • Другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).

     Основным  же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.

     В данном Положении устанавливается  состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

     Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование данного Положения.

     Одно  из главных требований к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, достоверность и полнота. Следовательно, служба бухгалтерии на предприятии должна отслеживать изменения в области бухгалтерского учета и отчетности.

     За  последнее время данная область  претерпела множество изменений. Главное  из которых, по моему мнению - изменения  в Плане счетов. Так, Приказом Минфина  РФ от 7 мая 2003 г. № 38н, утверждены дополнения и изменения в План счетов и инструкцию по его применению. Появление этого приказа связано с принятием следующих Положений по бухгалтерскому учету: ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»; Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, приспособлений, оборудования, одежды. Перечисленные нормативные документы изменили способы ведения бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, что потребовало изменений схемы их регистрации и группировки в бухгалтерском учете, которую и устанавливает план счетов. Причем все вновь принятые документы вводятся в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год4. В последнее время произошли некоторые изменения в форме № 2. 18.09.06 г. Был утвержден приказ № 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету. Изменения коснулись таких понятий как операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. В настоящее время все доходы и расходы в бухгалтерском учете делятся на следующие виды: от обычных видов деятельности и прочие.  Эти изменения коснулись формы 2 и 5. Понятия «операционные» и «внереализационные» заменяются на «прочие».

     Подводя итог этому разделу, хочется отметить важность и необходимость  использования  нормативной базы по бухгалтерскому учету при составлении бухгалтерской  отчетности.

     В следующей главе рассмотрим организационные  вопросы, возникающие при составлении  годовой бухгалтерской отчетности. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

     Требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, определены Законом о  бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

     Эти требования следующие: достоверность  и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).

     Требование  достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

     Если  при составлении бухгалтерской  отчетности выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления о финансовом положении  организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

     Для достижения достоверного и полного  отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ 4/99.

     Требование  нейтральности означает, что при  формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

     Требование  целостности означает необходимость  включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Информация о работе Порядок составления бухгалтерской отчетности