Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Характерной чертой настоящего этапа развития экономики является реструктуризация бизнеса, нередко проявляющаяся в реорганизации предприятий.
Реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому.

Работа содержит 1 файл

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

      Подробности о порядке опубликования, стоимость  и реквизиты для платежа можно  узнать на сайте журнала «Вестник государственной регистрации».

      Кредитор  реорганизуемого юридического лица, в свою очередь, вправе потребовать  прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и  возмещения убытков6 (30 дней со дня направления им уведомления о реорганизации или с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации»).

      В течение 3-х дней после принятия решения  о реорганизации каждый ее участник обязан в письменном виде сообщить об этом в налоговый орган.

      Рассмотрим  на примере преобразования порядок регистрации реорганизации.

      Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме  преобразования, осуществляется по месту  нахождения юридического лица, которое  прекращает свою деятельность.   

      При этом регистрирующий орган:

    • вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности преобразованного юридического лица;
    • выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
    • сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов.

      При реорганизации необходимо у всех работников каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, получить письменное согласие на продолжение трудовых отношений после того, как реорганизация будет завершена.

      Юридические лица, которые в ходе реорганизации  ликвидируются, должны завершить бухгалтерский  учет своей деятельности.

      Предприятия, ликвидируемые при реорганизации, должны закрыть счета учета прибылей и убытков и распределить суммы  чистой прибыли в соответствии с  решением учредителей.

      Закрытие  счетов учета прибылей и убытков подразумевает реформацию баланса, которая производится по тем же правилам бухгалтерского учета, что и реформации баланса в рамках годовой бухгалтерской отчетности.

      Все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90.9), закрываются  внутренними записями на субсчет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

      Все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие  доходы и расходы» (кроме субсчета 91.9), закрываются внутренними записями на субсчет 91.9 «Сальдо прочих доходов  и расходов».

      При закрытии счета 99 «Прибыли и убытки»  сумма чистой прибыли или убытка (сальдо счета 99) списывается с этого счета соответственно в кредит или дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

      После этого суммы, учтенные на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», могут быть использованы на цели, определенные учредителями (акционерами).

      Организации обязаны представлять квартальную  бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

      Каких-либо иных сроков для заключительной бухгалтерской  отчетности при реорганизации законодательство РФ не предусматривает. Поскольку она составляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности и по последнему отчетному периоду, нужно применять сроки, предусмотренные для годовой бухгалтерской отчетности.

      Таким образом, заключительная бухгалтерская  отчетность должна быть представлена заинтересованным лицам в течение 90 дней начиная с даты завершения реорганизации (внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи).

      Промежуточный ликвидационный баланс, который рассматривается в процессе реорганизации, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

      Промежуточный ликвидационный баланс предприятия  представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное  и финансовое положение предприятия, и отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), а также суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственный капитал предприятия (пассив).

      По  ликвидационному балансу можно  судить об имуществе, которое перейдет к учредителям.

      Ликвидационный  баланс может быть как прибыльным для учредителей, которые получают дополнительный доход от ликвидации активов, так и убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала.

      Имущество, подлежащее распределению между  участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации.

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Средства, оставшиеся после погашения обязательств 
перед кредиторами, зачисляются в уставной капитал
84 80
В порядке, указанном в уставе, оставшиеся денежные 
средства распределяются между учредителями
80 75
Выплата денежных средств и погашение  задолженности 
перед учредителями
75 50, 51
Погашение задолженности перед учредителями 
имуществом
75 10, 41, 43

      Последним отчетным периодом для организаций, прекращающих свою деятельность, является период с 1 января до завершения реорганизации.

      После расчетов с учредителями ликвидационная комиссия закрывает счет в банке.

      После этого подается заявление на ликвидацию в налоговую инспекцию с подачей  ликвидационного баланса и квитанции  об оплате государственной пошлины.

      На  дату, предшествующую дню завершения реорганизации (внесения соответствующей  записи в ЕГРЮЛ), составляется заключительная бухгалтерская отчетность по каждой организации, которая ликвидируется. Тем организациям, которые сохраняют  статус юридического лица (при присоединении или выделении), заключительная бухгалтерская отчетность не требуется.

      Заключительная  бухгалтерская отчетность составляется по каждому ликвидируемому при реорганизации  юридическому лицу.

      Ликвидация  юридического лица считается завершенной, а коммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

      При реорганизации в  формах преобразования и разделения ликвидируется одно юридическое лицо. По нему и следует составлять заключительную бухгалтерскую отчетность.

      При реорганизации в форме слияния  заключительная бухгалтерская отчетность составляется по каждому ликвидируемому юридическому лицу.

      При реорганизации в форме разделения составляется разделительный баланс, в котором производится разделение числовых показателей реорганизуемой организации. На день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникших организациях организации, прекращающие свою деятельность, делают заключительные проводки в бухгалтерской отчетности. В заключительной бухгалтерской отчетности производится разделение показателей согласно разделительному балансу. У каждой новой возникшей организации вступительная отчетность составляется на основании заключительной отчетности разделяемой организации и разделительного баланса.  
    Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованной организацией возлагается на его правопреемника(ов) независимо от того были ли известны ему(им) до завершения реорганизации факты и(или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованной организацией указанных обязанностей. На правопреемника(ов) реорганизованной организации возлагаются также обязанность по уплате штрафов, наложенных на организацию за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации7.  
    Реорганизация организации не изменяет сроков исполнения его обязанности по уплате налогов правопреемником этой организации8.

      При реорганизации в  форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяемыми юридическими лицами. Организация, к которой они присоединяются, не составляет заключительную отчетность, поскольку статус юридического лица она сохраняет, и деятельность не прекращает.

      Следовательно, при реорганизации в форме  присоединения не составляется и  вступительная бухгалтерская отчетность.

      «Присоединение» заключительных балансов присоединяемых организаций к балансу правопреемника осуществляется составлением внеплановой  промежуточной бухгалтерской отчетности на дату реорганизации (внесения в ЕГРЮЛ  записи о прекращении деятельности последнего присоединившегося юридического лица), причем без закрытия счетов, заключительных оборотов и определения финансового результата.

      При этом показатели графы «На начало года» правопреемника будут соответствовать  показателям этой графы по отчетности данного юридического лица до реорганизации.

      Эта промежуточная бухгалтерская отчетность составляется точно так же, как  и вступительная отчетность при  слиянии, с тем же самым принципом  построчного объединения (суммирования) показателей, такими же особенностями формирования раздела «Капитал и резервы». Единственное отличие: показатели заносятся в графу «На конец отчетного периода». 

      При реорганизации в  форме выделения заключительная бухгалтерская отчетность не составляется, поскольку организация, из которой выделяются новые самостоятельные структуры, статус юридического лица сохраняет и деятельность не прекращает. Вместо заключительной отчетности организация, из которой выделяется другая организация, составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о регистрации последней из выделившихся организаций (п. 37 Методических указаний № 44н).

      Хозяйственные операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного  баланса до даты государственной  регистрации вновь возникших в результате реорганизации в форме выделения предприятий, а также операции по вводу в действие (эксплуатацию) основных средств должны найти отражение в бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия, составленной на дату внесения в Реестр записи о возникших организациях.

      Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей  организации на дату ее государственной  регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемым юридическим  лицом операций.

      Данные  о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемник при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия на дату внесения в Реестр записи о возникшей организации.

      Сформированный  уставный капитал возникшей при  выделении организации отражается во вступительной бухгалтерской отчетности в соответствии с решением учредителей о реорганизации в форме выделения и предусмотренным в нем в соответствии с законодательством порядке конвертации (обмена) акций (определение размеров долей, паев) реорганизуемого предприятия в (на) акции (доли, паи) возникшей организации.

Информация о работе Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации