Понятие и структура бухгалтерского учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

Если вы или ваши родители решили провести учет своих доходов и расходов, проанализировать, эффективно ли расходуются ваши средства, то возьмите лист бумаги, разделите его на две части, первую часть таблицы назовите приход, другую — расход. В течение месяца записывайте суммы различных видов доходов и расходов. К концу месяца подведите итоги, подсчитайте, сколько денег получено, сколько израсходовано и остаток денег на конец месяца.

Работа содержит 1 файл

Понятие и структура бухгалтерского счета.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Выплату заработной платы  производят, как правило, из кассы наличными деньгами, что отражают по дебету счета 70. Наличные деньги поступают в кассу предприятия с расчетного счета и хранятся там в течение нескольких дней. Из кассы деньги выдают на заработную плату, командировочные расходы и для наличной оплаты счетов на небольшие суммы.

Рассмотрим на примере, как ведется учет обязательств по оплате труда.

Пример 2.4. Ведение учета обязательств по оплате труда.

На начало месяца предприятие  имеет задолженность по оплате труда 26 000 р. (начислена премия). В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции:

Содержание операции

Сумма, р.

1 . Из кассы выдана  премия

22000

2. Начислена заработная  плата персоналу

55000

3. Начислены отпускные

8000

4. Выдана заработная  плата

50000

5. Погашена задолженность по оплате труда

2000


Задание. Оформить пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  наличие задолженности по оплате труда на начало месяца 
Сн = 26000

Оборот по дебету —  уменьшение задолженности 

1) 22000  
4) 50000  
5) 2000

Оборот по кредиту  — увеличение задолженности

2) 55000  
3) 8000

Од = 74000

Ок = 63000

 

 

Сальдо конечное —  наличие задолженности по оплате труда на конец месяца 
Ск = 26000 + 63000 - 74000 = 15000


 

 Активно-пассивные бухгалтерские счета

На активно-пассивных  бухгалтерских счетах ведется учет расчетов с различными организациями  или отдельными лицами, т. е. учет дебиторской  и кредиторской задолженности.

Если предприятие пользуется привлеченными или заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия.

Если предприятию должны другие организации или отдельные лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию — дебиторской.

Дебиторы должны предприятию, а кредиторам должно само предприятие. Слово «дебет» образовано от латинского debet, что означает «должен», а «кредит» — от латинского слова credo, что значит — «верю».

Схема активно-пассивного счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие дебиторской задолженности  на начало отчетного периода

Сальдо начальное —  наличие кредиторской задолженности  на начало отчетного периода

Оборот по дебету: увеличение дебиторской задолженности; уменьшение кредиторской задолженности

Оборот по кредиту: увеличение кредиторской задолженности; уменьшение дебиторской задолженности

Сальдо конечное —  наличие дебиторской задолженности  предприятия на конец отчетного периода (когда ему, предприятию, должны)

Сальдо конечное —  наличие кредиторской задолженности  предприятию на конец отчетного  периода (когда оно, предприятие, должно)


К основным активно-пассивным  счетам относятся:

71 — «Расчеты с подотчетными лицами»;  
75 — «Расчеты с учредителями»;  
76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 
99 — «Прибыли и убытки».

На счете 71 ведутся  расчеты с подотчетными лицами. Подотчетными лицами являются работники предприятия, которым из кассы выдаются деньги на командировочные расходы или хозяйственные нужды, т. е. для покупки товаров на небольшие суммы. После того как работник израсходовал полученные деньги, он должен отчитаться, т.е. предоставить счета о покупке товаров, железнодорожные или авиабилеты, счета за гостиницу и т.п. Все это утверждается в авансовом отчете, который сдает подотчетное лицо. Эти расходы обычно списывают как производственные затраты.

Рассмотрим на примерах, как ведется учет на активно-пассивных  счетах.

Пример 2.5. Ведение учета расчетов с подотчетными лицами.

На начало месяца подотчетное  лицо Петров А. С. имеет задолженность  предприятию 500 р. (дебиторская задолженность). В течение месяца отражены следующие  хозяйственные операции, связанные  с подотчетными лицами:

Содержание операции

Сумма, р.

1 . Выданы деньги на  командировочные расходы руководителю  предприятия

4500

2. Получены неиспользованные  подотчетные деньги от Петрова  А. С.

500

3. Выданы деньги на  покупку расходных материалов  для принтера Смирнову Д. М.

300

4. Предоставлен авансовый отчет о командировке руководителем предприятия

4450

5. Предоставлен счет  о покупке материалов Смирновым  Д. М.

380


Задание. Оформить активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», рассчитать обороты и сальдо.

Для того чтобы определить сальдо конечное на активно-пассивном счете, нужно подсчитать все суммы по дебету, включая начальное сальдо, таким же образом следует подсчитать итоговую сумму по кредиту. Сальдо конечное на активно-пассивном счете будет находиться там, где сумма больше, и будет равно разности сумм по дебету и кредиту.

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие дебиторской задолженности  подотчетных лиц организации  на начало месяца  
Сн = 5000

 

 

Оборот по дебету —  выдача денег подотчетным лицам

1) 4500  
3) 300

Оборот по кредиту  — списание подотчетных денег

2) 500 
4) 4450  
5) 380

Од = 4800

Ок = 5330

 

 

Сальдо конечное —  наличие кредиторской задолженности  подотчетным лицам на конец месяца 
Ск = 5330 -(500 +4800) = 30


Относительно счета 99, который ранее рассматривался как  пассивный, следует сказать следующее: все предприятия работают, имея основную цель — получение прибыли, но если по каким-либо причинам они несут  убытки, то в этом случае счет 99 становится активно-пассивным. Рассмотрим на примере, как ведется учет на счете 99 «Прибыли и убытки».

Пример 2.6. Ведение учета прибылей и убытков. На начало месяца предприятие имеет убыток 4000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции:

Содержание операции

Сумма, р.

1. Получена прибыль  от реализации продукции

18000

2. Отражена убыль готовой  продукции на складе

3000

3. Выплачен штраф за  несвоевременное перечисление налогов  в бюджет

1500

4. Получена прибыль  от продажи патента

6000


Задание. Оформить активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие убытка на начало месяца 
Сн = 4000

 

Оборот по дебету —  отражение убытков

2) 3000  
3) 1500

Оборот по кредиту  — отражение прибыли

1) 18000  
4) 6000

Од = 4500

Ок = 24000

 

 

Сальдо конечное —  наличие прибыли на конец месяца 
Ск = 24000 - (4000 + 4500) = 15500


 

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

Для ведения бухгалтерского учета на счетах используется правило  двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах — в дебете одного и кредите другого счета.

Например, списаны материалы  в производство на сумму 6000 р. В данной операции участвуют два активных счета: 10 «Материалы» и 20 «Основное производство». Так как материалы выбыли со склада, то сумма 6000 р. отражается на кредите счета 10. Эти материалы поступили в основное производство, поэтому та же сумма будет проходить по дебету счета 20.

Счет 10 «Материалы»

Дебет

Кредит

 

 

6000


Счет 20 «Основное производство»

Дебет

Кредит

6000

 

 


Бухгалтерская проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 20 «Основное производство»  КРЕДИТ 10 «Материалы».

Взаимосвязь между счетами  называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими. Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, какой счет дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму.

Рассмотрим на примерах, как составляются бухгалтерские проводки.

Пример 2.7. Составление простых бухгалтерских проводок.

Задание 1. Составить бухгалтерские проводки для следующих хозяйственных операций.

1. Погашен краткосрочный  кредит банка с расчетного  счета: 

а) определим, какие счета участвуют в операции, в нашем случае это активный счет 51 «Расчетный счет» и пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам»; 
б) сначала определимся с одним счетом. Для этого следует выбрать активный или пассивный счет (а не активно-пассивный), потому что именно на активных и пассивных счетах действуют строгие правила. Лучше всего, если это будет активный денежный счет, как в нашем примере.

Активный счет

Дебет

Кредит

+

-

Увеличение

Уменьшение


Пассивный счет

Дебет

Кредит

-

+

Уменьшение

Увеличение



Так как деньги выбыли с расчетного счета (уменьшение в  кредите активного счета), то активный счет 51 кредитуется, при этом уменьшается  задолженность за краткосрочный  кредит, значит пассивный счет 66 дебетуется. Проводка для этой хозяйственной операции будет следующая:

ДЕБЕТ 66 «Расчет по краткосрочным  кредитам» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет».

2. Получены нематериальные  активы от учредителей: 

а) в данной операции участвуют  активный счет 04 «Нематериальные активы»  и активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями»;  
б) определимся с активным счетом 04. Нематериальные активы получены (увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 04 дебетуется, в результате этой операции появляется кредиторская задолженность перед учредителями, что отражается на кредите активно-пассивного счета 75.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 04 «Нематериальные  активы» КРЕДИТ 75 «Расчеты с учредителями».

3. Перечислены налоги  в бюджет:

а) в данной операции участвуют  активный счет 51 «Расчетный счет», так как налоги — это денежные средства предприятия, и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;  
б) определимся с активным счетом 51. Деньги перечислены с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), поэтому счет 51 кредитуется, при этом будет погашена задолженность бюджету по налогам, следовательно, пассивный счет 68 будет отражаться в дебете.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 68 «Расчет по налогам  и сборам» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет».

4. Покрыт убыток за  счет средств резервного капитала:

а) в данной операции участвуют  пассивный счет 82 «Резервный капитал» и активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки»;  
б) определимся с пассивным счетом 82. Резервный капитал уменьшается (уменьшение в дебете пассивного счета), поэтому счет 82 дебетуется, уменьшение убытка будет показано на кредите активно-пассивного счета 99.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 82 «Резервный капитал» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки».

5. Увеличен уставный  капитал за счет средств добавочного  капитала:

а) в данной операции участвуют два пассивных счета — 80 «Уставный капитал» и 83 «Добавочный капитал»;  
б) определимся сначала с одним счетом, например со счетом 80. Уставный капитал увеличивается (увеличение в кредите пассивного счета), поэтому пассивный счет 80 кредитуется, а уменьшение в пассивном счете 83 будет показано в дебете.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 83 «Добавочный капитал» КРЕДИТ 80 «Уставный капитал».

6. Оприходованы запасные  части на склад: 

а) в данной операции участвуют  активный счет 10 «Материалы» и пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками». Не указано, от кого получены материалы, значит они приобретены у поставщиков, как это бывает в большинстве случаев, в остальных вариантах обычно оговаривается, от кого поступили средства;  
б) определимся с активным счетом 10. Материалы получены (увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 10 дебетуется, при этом появилась задолженность перед поставщиками, поэтому пассивный счет 60 будет кредитоваться.

Информация о работе Понятие и структура бухгалтерского учёта