Понятие и структура бухгалтерского учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

Если вы или ваши родители решили провести учет своих доходов и расходов, проанализировать, эффективно ли расходуются ваши средства, то возьмите лист бумаги, разделите его на две части, первую часть таблицы назовите приход, другую — расход. В течение месяца записывайте суммы различных видов доходов и расходов. К концу месяца подведите итоги, подсчитайте, сколько денег получено, сколько израсходовано и остаток денег на конец месяца.

Работа содержит 1 файл

Понятие и структура бухгалтерского счета.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Понятие и структура бухгалтерского счета

Если вы или ваши родители решили провести учет своих доходов  и расходов, проанализировать, эффективно ли расходуются ваши средства, то возьмите лист бумаги, разделите его на две  части, первую часть таблицы назовите приход, другую — расход. В течение месяца записывайте суммы различных видов доходов и расходов. К концу месяца подведите итоги, подсчитайте, сколько денег получено, сколько израсходовано и остаток денег на конец месяца.

Проведя анализ расходов, вы, может быть, придете к выводу, что некоторые траты были неэкономными. Если вам нужно собрать некоторую сумму денег, анализ расходов поможет вам понять, где можно сэкономить. Если возникнет необходимость вести подобный учет доходов и расходов в следующем месяце, то начните его вести с суммы остатка денег за предыдущий месяц.

Эти простейшие операции вносят элемент хозяйственного учета  в вашу жизнь. Практически так  же ведет учет своих средств каждое предприятие. Только записи поступления  и выбытия средств предприятие ведет в специальных таблицах, которые называют бухгалтерскими счетами, и колонку приход называют дебет (Д), а колонку расход — кредит (К). В конце месяца рассчитывают сумму всех операций, которые прошли по дебету счета, ее называют оборотом по дебету (Од), итоговая сумма операций по кредиту счета даст оборот по кредиту (Ок). Остаток средств, который имеется на счете на начало месяца, называется сальдо начальное (Сн), остаток средств на конец месяца — сальдо конечное (Ск). При подсчете оборотов сальдо начальное не учитывается.

Схема бухгалтерского счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное, Сн

Оборот по дебету, Од

Оборот по кредиту, Ок

Сальдо конечное, Ск


В процессе деятельности предприятия происходит множество  различных хозяйственных процессов: поступают сырье и материалы, производится и реализуется продукция, начисляется и выдается зарплата и т. п. Чтобы правильно отразить в учете многочисленные хозяйственные операции, их группируют по однородным хозяйственным признакам. Для такой группировки используются бухгалтерские счета. Перечень всех счетов, которые применяются в бухгалтерском учете, их номера с 01 по 99, а также их названия приведены в типовом плане счетов.

В зависимости от того, учет каких средств ведется на бухгалтерских счетах, они делятся  на активные, пассивные и активно-пассивные счета. Учет на бухгалтерских счетах ведется только в денежном выражении.

Активные бухгалтерские счета

На активных бухгалтерских  счетах ведется учет движения активов  предприятия, т.е. наличия, поступления  и выбытия хозяйственных средств.

Схема активного счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  остаток (наличие) хозяйственных средств  на начало отчетного периода

 

 

Оборот по дебету —  сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение хозяйственных средств, в течение отчетного периода

Оборот по кредиту  — сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение хозяйственных  средств, в течение отчетного  периода

Сальдо конечное —  остаток хозяйственных средств  на конец отчетного периода

 

 

Активные счета имеют  следующие особенности:

  • на них отражается наличие и движение хозяйственных средств и имущества предприятия;
  • сальдо начальное всегда дебетовое и показывает наличие средств на начало отчетного периода;
  • обороты по дебету отражают получение средств;
  • обороты по кредиту показывают выбытие средств;
  • сальдо конечное всегда дебетовое и показывает остаток средств на конец отчетного периода.

Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:

Ск = Сн + Од - Ок

К основным активным счетам относятся:

01 — «Основные средства»;  
04 — «Нематериальные активы»;  
10 — «Материалы»;  
20 — «Основное производство»;  
43 — «Готовая продукция»;  
50 — «Касса»;  
51 — «Расчетные счета»;  
52 — «Валютные счета»;  
58 — «Финансовые вложения» (в акции и другие ценные бумаги).

Рассмотрим, как ведется  учет на активных счетах, на следующем примере.

Пример 2.1. Ведение учета на активных счетах.

На начало месяца на складе предприятия находились различные  материалы на сумму 22000 р. В течение  месяца отражены следующие хозяйственные  операции, связанные с движением материалов:

Содержание операции

Сумма, р.

1 . Получены материалы  от учредителей

10000

2. Списаны материалы  в производство

15000

3. Поступили материалы  от поставщиков

42000

4. Получены материалы  безвозмездно

7000

5. Возвращены бракованные  материалы поставщику

3000

6. Продан излишек материалов

8000


Задание. Оформить активный счет 10 «Материалы», подсчитать обороты по дебету, кредиту и сальдо на конец месяца.

В дебет счета 10 «Материалы»  заносим стоимость материалов на начало месяца (Сн). Далее разносим в дебет и кредит операции, связанные с движением материалов. Записываем номер операции и сумму в дебет счета 10, если операция отражает поступление материалов, или в кредит счета, если в операции происходит выбытие материалов. Затем подсчитываем оборот по дебету как сумму всех операций по поступлению материалов и оборот по кредиту как сумму операций, связанных с выбытием материалов. Далее вычисляем сальдо конечное.

Счет 10 «Материалы»

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие материалов на складе на начало месяца  
Сн = 22000

 

 

Оборот по дебету —  получение материалов на склад

1) 10000  
3) 42000 
4) 7000

Оборот по кредиту  — выбытие материалов со склада

2) 15000  
5) 3000  
6) 8000

Од = 59 000

Ок = 26000

Сальдо конечное —  наличие материалов на складе на конец месяца 
Ск = 22000 + 59000 - 26000 = 55000

 

Пассивные бухгалтерские счета

На пассивных бухгалтерских  счетах ведется учет источников образования  хозяйственных средств. По аналогии с активными счетами можно  сказать, что на пассивных счетах ведется учет движения пассивов предприятия. К основным пассивам или источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыли и обязательств предприятия.

Можно дать следующую  характеристику пассивному счету:

  • на пассивных счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств предприятия, т.е. капитала и обязательств (задолженности) предприятия;
  • сальдо начальное всегда кредитовое и показывает величину капитала или наличие обязательств предприятия на начало отчетного периода;
  • обороты по дебету показывают уменьшение капитала или обязательств предприятия;
  • обороты по кредиту показывают увеличение капитала или обязательств предприятия;
  • сальдо конечное всегда кредитовое и показывает величину капитала или обязательств предприятия на конец отчетного периода.

Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:

Ск = Сн + Ок - Од

Схема пассивного счета

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  остаток источников образования  хозяйственных средств на начало отчетного периода

Оборот по дебету — сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение источников образования хозяйственных средств, в течение отчетного периода

Оборот по кредиту  — сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение источников образования  хозяйственных средств, в течение отчетного периода

 

 

Сальдо конечное —  остаток источников образования  хозяйственных средств на конец  отчетного периода


К основным пассивным  счетам относятся: 80 — «Уставный  капитал»;

82 — «Резервный капитал»;  
83 — «Добавочный капитал»; 
99 — «Прибыли и убытки»;  
66 — «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;  
67 — «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; 
60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;  
68 — «Расчеты по налогам и сборам»;  
69 — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;  
70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда». Рассмотрим, как ведется учет на пассивных счетах, на следующем примере.

Пример 2.2. Ведение учета на пассивных счетах.

На начало месяца предприятие  имеет задолженность банку за кредит 80000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с кредитованием предприятия:

Содержание операции

Сумма, р.

1. Погашена часть кредита

50000

2. Полностью погашена  задолженность за кредит

30000

3. В конце месяца  получен очередной кредит банка

100000


Задание. Оформить пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам»

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  наличие задолженности за кредит на начало месяца  
Сн = 80000

Оборот по дебету — уменьшение задолженности

1) 50000  
2) 30000

Оборот по кредиту  — увеличение задолженности 

3) 100000

Од= 80000

Ок = 100000

 

 

Сальдо конечное —  наличие задолженности за кредит на конец месяца 
Ск = 80000 + 100000 - 80000 = 100000


 

 Учет расчетов по обязательствам

Обязательства — это привлеченные средства в виде задолженности предприятия, которые возникают в процессе расчетов с другими юридическими и физическими лицами и временно находятся в распоряжении предприятия. Чаще всего предприятие имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, поставщиками за полученные, но еще не оплаченные средства, работниками предприятия по выплате заработной платы и т.д.

Каждое предприятие  покупает различные материалы и  средства, продает свою продукцию. Тех, с кем имеет дело предприятие, покупая и продавая средства, принято делить на поставщиков и покупателей. Расчеты с поставщиками ведут на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет расчетов с покупателями ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поставщиками считают не только тех, кто поставляет товарно-материальные ценности, но и тех, кто выполняет работы, оказывает предприятию услуги, например услуги связи и т.д.

Р а с ч е т  ы   с   п о с т а в щ и к а м и  в основном проводятся безналичным путем. Безналичные расчеты — это перевод денег с расчетного счета одного предприятия на расчетный счет другого предприятия. Эту операцию выполняют банки, и она, как правило, занимает несколько дней. Поэтому операции приобретения средств у поставщиков обычно проходят в два этапа:

  • получены средства от поставщиков и предъявлен счет на их оплату — в этом случае появляется задолженность перед поставщиками по оплате полученных средств, которую отражают на кредите счета 60;
  • оплачен счет за полученные средства — после того как деньги поступят на расчетный счет поставщика, будет погашена задолженность, что отражают на дебете счета 60.

При этом возможно, что  сначала производится оплата, а затем  получение средств. Рассмотрим на примере, как отражаются на счете 60 расчеты с поставщиками.

Пример 2.3. Ведение учета расчетов с поставщиками.

На начало месяца предприятие  имеет задолженность поставщикам 16000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции:

Содержание операции

Сумма, р.

1. Получена вычислительная  техника от поставщика

15000

2. Погашена частично  задолженность поставщикам

6000

3. Оплачен счет за  вычислительную технику

15000

4. Полностью погашена  задолженность поставщикам

10000

5. От поставщика получено  оборудование

34000


Задание. Оформить пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  наличие задолженности поставщикам  на начало месяца  
Сн= 16000

Оборот по дебету —  уменьшение задолженности

2) 6000  
3) 15000  
4) 10000

Оборот по кредиту  — увеличение задолженности 

1) 15000 
5) 34000

Од = 31000

Ок = 49000

 

 

Сальдо конечное —  наличие задолженности поставщикам  на конец месяца 
Ск= 16000 + 49000 - 31000 = 34000


Н а ч и с л  е н и е  з а р а б о т н о й   п л а т ы, т.е. ее расчет, производится за отработанное время. С того момента как начислены заработная плата, аванс, отпускные, больничный лист и до момента их выплаты, появляется задолженность предприятия перед работниками по оплате труда, которую отражают на кредите счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Выплата перечисленного выше показывает, что задолженность по оплате труда погашена.

Информация о работе Понятие и структура бухгалтерского учёта