Понятие бухгалтерской финансовой отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение введения бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации и в международной практике и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, а та же основные понятия международных стандартов финансовой отчетности.

Работа содержит 1 файл

БФО надо.docx

— 105.05 Кб (Скачать)

Введение.

             Два последних десятилетия отмечены  усилением внимания к проблеме  международной унификации бухгалтерского  учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся  возрастанием роли международной  интеграции в сфере экономики,  предъявляет определенные требования  к единообразию и понятности  применяемых в разных странах  принципов формирования и алгоритмов  исчисления прибыли, налогооблагаемой  базы, условий инвестирования и  капитализации заработанных средств  и т.п. Именно с этой проблемой  столкнулись наши специалисты  в области бухгалтерского учета  при переходе страны к рыночной  экономике и установлению деловых  контактов с зарубежными инвесторами  на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т.п.

      Проблема  несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов  во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

      В настоящее время наибольшую известность  получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация. Они  сначала различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам  реализации. Однако в последние годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие  понятия.

      Идея  гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 года.

      Идея  стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, - КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards, IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.

      В настоящее время известны несколько  систем бухгалтерского учета, в частности  англо-американская, европейская и  ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные КМСФО, будут  использоваться большинством стран  мира в ближайшем будущем.

      Рассссмотрим  положительные и отрицательные  черты международных стандартов учета.

      Их  объективными преимуществами перед  национальными стандартами в  отдельных странах являются:

  • четкая экономическая логика;
  • обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;
  • простота восприятия для пользователей финансовой информации в мире.

        При этом Международные стандарты  учета позволяют не только  сократить расходы компаний по  подготовке своей отчетности, особенно  в условиях консолидации финансовой  отчетности предприятий, работающих  в разных странах, но и снизить  затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала  определяется двумя основными  факторами: перспективной отдачей  и рисками. Некоторые из рисков  действительно характерны для  деятельности самих компаний, однако  есть и такие, которые вызваны  недостатком информации, отсутствием  точных сведений об отдаче  капиталовложений. Одной из причин  информационной недостаточности  является отсутствие стандартизированной  финансовой отчетности, которая,  сохраняя капитал, фактически  приумножает его. Это объясняется  тем, что инвесторы согласны  получать чуть более низкие  доходы, зная, что большая открытость  информации снижает их риски.

       Совокупность данных преимуществ  во многом обеспечивает стремление  различных стран к использованию  МСФО в национальной практике  учета.

      Однако следует отметить и  недостатки МСФО. К ним, в частности,  можно отнести:

  • обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета;
  • отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

     В российских условиях существуют  несколько факторов, которые делают  необходимым для предприятия  составление финансовой отчетности  в соответствии с МСФО. Основным  фактором является возможность  увеличения способности предприятия  привлекать внешнее финансирование. По причине недостаточности потока  денежных средств в российской  экономике, недостаточного финансирования  посредством выпуска акций, а  также ненадежности финансовых  институтов российские предприятия  начинают обращаться к иностранному  финансированию. В этом случае  они часто сталкиваются с требованиями  большого объема финансовой информации  для иностранных кредиторов в  соответствии с МСФО. По этой  причине многие российские предприятия  начали создавать и внедрять  процедуры составления отчетности  в соответствии с МСФО.

      Целью данной курсовой работы  является изучение введения бухгалтерской  финансовой отчетности в Российской  Федерации и в международной  практике и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, а та же основные понятия международных стандартов финансовой отчетности.

Глава 1. Назначение и сущность развития бухгалтерской - финансовой отчетности в Российской Федерации.

  1. 1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности

         В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 (1).

       Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности. В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

         В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в  отсутствии официального статуса бухгалтерской  отчетности, составляемой по МСФО, а  также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) в  формальном подходе регулирующих органов  и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям  бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в  неоправданно высоких затратах хозяйствующих  субъектов на подготовку консолидированной  финансовой отчетности по МСФО путем  трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в  значительном административном бремени  хозяйствующих субъектов по представлению  избыточной отчетности органам государственной  власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно  с бухгалтерским учетом вести  налоговый учет;

д) в  слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том  числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в  недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая  пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также  в развитии бухгалтерской и аудиторской  профессии;

ж) в  низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и  аудиторов, а также недостаточности  навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

         Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее  время складываются благоприятные  условия для дальшейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены  в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены  определенные навыки и опыт ведения  бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости  повышения темпов перехода к использованию  МСФО. 

  1. 2. Цель и основные  направления дальнейшего  развития бухгалтерского  учета и отчетности

         Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

         Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение  качества информации, формируемой  в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание  инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение  системы регулирования бухгалтерского  учета и отчетности;

4) усиление  контроля качества бухгалтерской  отчетности;

5) существенное  повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением  бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской  отчетности.

            Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

           В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и  отчетности должно происходить в  тесной связи с изменениями экономической  ситуации в стране и отвечать характеру  и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание  процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском  учете и отчетности вне связи  с изменениями в хозяйственном  механизме и реальным функционированием  рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует  времени для практической отработки  новых методов и процедур сбора  и обработки информации.

Информация о работе Понятие бухгалтерской финансовой отчётности