Политика управления оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Политика управления оборотными активами.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Современный этап экономического развития страны характеризуется  значительным замедлением платёжного оборота, вызывающим рост дебиторской  задолженности на предприятии. Поэтому  важной задачей является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего её размера и обеспечение своевременной инкассации долга. 

В целях эффективного управления дебиторской  задолженностью на предприятии  предлагаются разработка и осуществление особой финансовой политики управления дебиторской задолженностью (или его кредитной политики по отношению к потребителям). 

Политика  управления дебиторской  задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объёма реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении современной её инкассации. 

Основные этапы  формирования политики управления дебиторской задолженностью: 

1.     Анализ дебиторской задолженности  предприятия в предшествующем  периоде. 

2.     Формирование принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции. 

3.     Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. 

4.     Формирование системы кредитных  условий. 

5.     Формирование стандартов оценки  покупателей и дифференциация  условий предоставления кредита. 

6.     Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. 

7.     Обеспечение использования на  предприятии современных форм  рефинансирования дебиторской задолженности. 

8.     Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной  инкассацией дебиторской задолженности. 

Для выявления  кризисных явлений в управлении дебиторской задолженности проведём её анализ. На первом этапе анализа  оцениваем уровень дебиторской  задолженности предприятия и  его динамику в предшествующем периоде. Оценку этого уровня осуществляем на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле 
 
 

(5.6) 
 

где  - общая  сумма дебиторской задолженности  предприятия; 

- общая сумма  оборотных активов предприятия. 

На втором этапе определяем средний период инкассации дебиторской задолженности и количество оборотов в рассматриваемом периоде. 

Средний период инкассации дебиторской задолженности  характеризует её роль в фактической  продолжительности финансового  и общего операционного цикла предприятия. Этот показатель рассчитываем по формуле 
 

(5.7) 

где  - средний  остаток дебиторской задолженности; 

- сумма однодневного  оборота по реализации. 

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует  скорость обращения инвестиционных в неё средств в течение определённого периода. Этот показатель рассчитываем по формуле 
 

.  (5.8) 
 

Формы реализации продукции в кредит имеют две  разновидности: 

Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму  оптовой реализации продукции её продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчётов (от 1 до 6 месяцев). 

Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа (от 6 месяцев до двух лет). 

Различают три  типа кредитной политики предприятия  по отношению к покупателям продукции: консервативный – направлен на минимизацию  кредитного риска; умеренный – характеризует  типичные условия её осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа; агрессивный (мягкий) – максимизирует дополнительную прибыль за счёт расширения объёма реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. 

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует  предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа  за реализованную продукцию. 

Кредитоспособность  покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объёме в предусмотренные  сроки и выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства. 
 

Политика управления оборотными активами предприятия 

Тезисы 

Принципы управления оборотными активами. Управление запасами. Управление дебиторской задолженностью. Управление денежными средствами.

Высшее образование  в МИЭМП по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дистанционно: 11900 руб. в семестр

8.1.

Принципы управления оборотными активами 

Управление оборотными активами представляет наиболее обширную часть краткосрочной финансовой политики предприятия, поскольку именно текущие активы обеспечивают платежеспособность и целевые финансовые результаты деятельности предприятия. Сложность управления этими активами связана с наличием большого количества их элементов и постоянной трансформацией их видов. 

Информационной  базой анализа и управления оборотными средствами являются формы бухгалтерской и финансовой отчетности, в которых в стоимостной оценке отражается материально-вещественное воплощение оборотных средств — это оборотные активы. Иными словами, оборотные активы — это натуральная форма выражения сути оборотных средств. 

К особенностям оборотных активов можно отнести  высокую степень структурной  трансформации, т.е. возможность их быстрого преобразования из одного вида в другой, тесную связь с объемами деятельности при изменениях конъюнктуры  товарного и финансового рынков, высокую ликвидность, возможность реализации управленческих решений в течение короткого периода времени. В то же время недостатками оборотных активов с точки зрения финансового менеджмента являются: 

инфляционное  обесценение значительной части оборотных средств (денежные средства и дебиторская задолженность); 

потеря части  стоимости в результате естественной убыли ТМЦ. 

Кроме того, излишне  сформированные оборотные активы не генерируют прибыль, а неиспользуемые запасы вызывают дополнительные затраты по их хранению. 

Процесс формирования активов предприятия строится на следующих принципах: 

Определение оптимального состава и структуры оборотных  средств на основе учета ближайших  перспектив развития производственно-коммерческой деятельности и форм ее диверсификации. 

Установление  потребности в оборотных средствах. Уже в процессе разработки финансового  плана предприятие должно обеспечить сбалансированность потребностей производства и сбыта и возможность привлечения  планового объема оборотного капитала. Размер и структура оборотных активов должны обеспечивать, с одной стороны, максимизацию прибыли предприятия, с другой — полное и эффективное использование отдельных их видов. 

Определение источников финансирования оборотных средств. Источниками формирования оборотных активов могут являться собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства. Структура источников формирования оборотных активов во многом определяет масштабы, доходность и потенциал предприятия, а также степень финансового риска, генерируемого заемными источниками финансирования. Собственные источники обеспечивают имущественную и оперативную самостоятельность, определяют финансовую устойчивость предприятия, привлеченные источники обеспечивают преимущества в конкурентной борьбе. 

Повышение эффективности использования оборотных средств путем ускорения оборачиваемости активов. Ускорение оборачиваемости активов оказывает на финансовые результаты предприятия как прямое, так и косвенное воздействие. Прямое воздействие ускорения оборота на финансовые результаты приводит к пропорциональному возрастанию суммы прибыли от реализации продукции. 

Косвенное воздействие  ускорения оборота на сумму прибыли  проявляется в том, что сокращение периода оборота активов приводит к соответствующему снижению потребности в них. 

Обеспечение сохранности  оборотных средств. Сохранность  оборотных средств, т.е. их возмещение по завершении воспроизводственного цикла  в сумме не менее авансированной в операционную деятельность предприятия, определяется такими факторами, как рациональная организация оборотных средств, стабильность хозяйственных связей, объемов деятельности и потребительского спроса, уровни инфляции, налогового бремени, доступность внешнего финансирования. 

В теории финансового  менеджмента выделяются три подхода к формированию оборотных средств предприятия. 

Консервативный  подход предусматривает не только полное удовлетворение потребности во всех видах оборотных активов, но и  создание их резервов в больших размерах на случай удорожания или перебоев в поставках сырья. 

Умеренный подход предусматривает полное удовлетворение потребности во всех видах оборотных  средств для финансирования текущей  деятельности и создание нормальных страховых запасов на случай наиболее типичных сбоев в процессе воспроизводства. При таком подходе обеспечивается среднеотраслевое соотношение между уровнями риска и эффективности использования капитала. 

Агрессивный подход заключается в минимизации или  отсутствии страховых резервов всех видов оборотных активов. Такой  подход обеспечивает наибольшую эффективность использования оборотных активов при условии отсутствия сбоев в воспроизводственном процессе, но и вызывает повышенную степень предпринимательского и финансового рисков в связи с финансовыми потерями из-за сокращения объемов производства и сбыта продукции. 

В зависимости  от применяемого на предприятии подхода  к формированию оборотных активов  определяется сумма оборотных активов, их уровень по отношению к объему деятельности и требуемый объем  источников финансирования. 

На предприятиях с большим объемом оборотных активов разрабатывается политика управления следующими видами активов: 

1) запасами товарно-материальных  ценностей; 

2) дебиторской  задолженностью; 

3) денежными  активами и краткосрочными финансовыми  вложениями.

Дистанционное обучение для тех, кто не хочет стоять в пробках по доступным ценам

8.2.

Управление запасами 

Величина активов  в форме запасов во многом зависит  от объемов операционной деятельности предприятия. Управление запасами сложно потому, что неверные решения об их размере немедленно приводят к потерям в объемах производства или излишним расходам по хранению. Если дефицит продукции грозит срывом производственных и маркетинговых планов, то вследствие чрезмерных запасов растет потребность в складских площадях, расходах на страховку и выплату налогов, обслуживание источников их финансирования, к тому же хранящиеся на складе ТМЦ могут утратить часть стоимости. 

В экономической  литературе описаны различные подходы  к определению потребности в  оборотных средствах для формирования материальных запасов. Достаточно эффективным методом управления материальными элементами оборотных активов является разработка на предприятии финансовых нормативов. 

Норматив оборотных  средств — это минимальная  плановая сумма оборотных средств, постоянно необходимая предприятию для финансирования хозяйственной деятельности. 

Целью нормирования является экономически обоснованное определение  потребности предприятия в собственных  оборотных средствах для обеспечения  непрерывности процесса производства. 

Существует несколько  методов расчета норматива оборотных  средств: метод прямого счета, аналитический  и коэффициентный методы. 

Метод прямого  счета основан на определении  научно обоснованных норм запаса по отдельным  элементам оборотных средств. Нормы  оборотных средств — это объем запаса по материальным ценностям, необходимым для обеспечения нормальной ритмичной работы. Это относительные величины, которые устанавливаются в днях запаса или в процентах к годовой потребности в данном виде оборотных средств и показывают длительность периода, обеспеченного данным видом запасов. 

Информация о работе Политика управления оборотными активами