Показной метод учета затрат и калькулирования себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и анализа системы калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе. В рамках указанной цели необходимо решение следующих задач:
* Исследование методической базы учета затрат при позаказном методе;
* Определение основных принципов (правил) учета затрат;
* Изучение анализа калькуляции, целей, задач, методов, а также результатов анализа калькулирования продукции для принятия управленческий решений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….... 3
1 Методологические основы учета затрат при позаказном методе…………………. 5
1.1 Принципы учета затрат при позаказном методе……………………………... 5
1.2 Принципы учета затрат………………………………………………………… 7
1.3 Сравнительная характеристика позаказного и попередельного методов учета затрат……………………………………………………………………... 11
2 Анализ калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе…… 26
2.1 Цели, задачи и методы калькуляции………………………………………….. 26
2.2 Методы проведения анализа…………………………………………………... 28
2.3 Варианты применения результатов анализа калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческих решений………... 32
3 Учет затрат и анализ системы калькулирования себестоимости на примере производстенного предприятия……………………………………………………... 36
Заключение………………………………………………………………………………….. 42
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по бух учету.doc

— 383.00 Кб (Скачать)
 

   При этом анализе необходимо выявить:

  1. Какое изменение по сравнению с прошлым годом предусматривалось планом (гр.2-гр.1);
  2. Как изменились затраты по нормам по сравнению с планом отчетного года (гр.3-гр.2);
  3. Каково изменение за счет норм расхода (гр.3-гр.1).

   Далее целесообразно показать динамику себестоимости  изделия в постатейном разрезе  (таблица 4).

Таблица 4. Динамика себестоимости  изделия в постатейном  разрезе

Статьи  калькуляции изделия А год
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
 

   При анализе динамики себестоимости  изделия в постатейном разрезе  необходимо выявить:

  1. Как изменились затраты в целом и по статьям;
  2. Каков среднегодовой темп роста себестоимости;
  3. Как по годам изменилась структура себестоимости изделия (каков удельный вес каждой статьи).

   По  заработной плате целесообразно  сопоставить тенденции изменения  трудоемкости (таблица 5).

Таблица 5. Изменение трудоемкости изделия

Показатели годы
1 2 3 4 5
1. Трудоемкость  единицы, нормо-ч          
2. Заработная  плата производственных рабочих,  руб.          
3. Средняя  оплата одного нормо-ч (условная  трудоемкость)          
 

   Анализу себестоимости в динамике придается особое значение. С этой целью сравниваются себестоимость, прибыль и рентабельность изделия по годам. Можно углубить анализ и показать динамику по годам не только всей себестоимости изделия, но и по статьям калькуляции. Задачи такого анализа – изучить размер и причины отклонений по годам, выявить годы подъема и спада рентабельности изделия, а также установить характер изменения затрат, уровня прибыльности изделия для оценки эффективности производства или принять решение о снятии изделия с производства.

   В нашей нестабильной экономике для руководства предприятия самое важное – понять, до каких пор продолжать сложившуюся ситуацию и когда и чем ее заменить. «Возможности для успешных внешних маневров открываются тогда, когда управленцы ясно представляют состояние своего хозяйства, умеют им управлять, реально оценивают его действительные перспективы и используют их для достижения поставленных целей»13.

    2.3 Варианты применения результатов анализа калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческий решений

 

   «Разработка решения включает генерацию альтернативных вариантов. При этом используют как  синтез, так и анализ»14. Решением называют выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения цели. Анализ с точки зрения принятия управленческого решения – это «разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения по развитию объектов»15.

   Прежде всего, рассмотрим анализ себестоимости и подготовку сметы (бюджета) затрат на производство. Смета затрат на производство представляет собой программу действий на предстоящий период в стоимостном экономическом выражении. Смета позволяет скоординировать экономические интересы различных подразделений и согласовать различные цели. Смета представляет собой программу желаемого будущего, включающую экономические пути его достижения.

   Цели  составления сметы:

  1. оказание помощи при планировании очередных ежегодных хозяйственных операций;
  2. координация деятельности различных подразделений;
  3. доведениё планов до руководителей различных центров ответственности;
  4. стимулирование деятельности руководителя по достижению той или иной цели;
  5. управление производством;
  6. оценка эффективности работы руководителя.

     Разработкой смет руководят планово-финансовые  службы. Бухгалтер оказывает помощь  в их составлении, обеспечивает  информацией о прошедших периодах, о фактических затратах, оказывает  консультационные услуги менеджерам, занимающимся разработкой сметы.

   Перечислим  этапы составления сметы:

  1. анализ ситуации, предшествующей плановому периоду. Уточнение политики составления сметы на предстоящий период;
    1. первоначальная подготовка сметы;
    1. обсуждение варианта сметы с руководителями;
  1. координация сметы затрат с другими сметами;
    1. корректировка и окончательное принятие сметы затрат;
    2. анализ сметы, сопоставление фактической  сметы с плановой.

   Одним из вариантов обоснования и подготовки сметы затрат является расчет себестоимости  продукции по технико-экономическим факторам. Общая схема этого метода сводится к рассмотрению вариантов изменения базовой сметы исходя их намеченного на планируемый год комплекса организационно-технических мероприятий.

   Далее рассмотрим анализ затрат с целью  управления безубыточностью производства. В основе математической модели взаимосвязи себестоимости, прибыли и объема продаж лежит классификация затрат на постоянные и переменные. Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем продаж. Цепочка взаимосвязи результирующих показателей:

    1. Объем производства влияет  на объем продаж;
    2. Объем продаж определяет выручку от продаж;
  1. Доход от продаж и затраты на производство и реализацию продукции определяют прибыль от продаж.

   Изучение этих взаимозависимостей позволяет руководству определить критические уровни продаж, при которых:

  1. Прибыль будет максимальной (зона прибыльности);
  2. Прибыли не будет (точка безубыточности);
  3. Будут убытки (зона убытков).

   Анализ  безубыточности основан на изучении зависимости между доходами, издержками и прибылью на протяжении короткого промежутка времени, в течение которого предприятие имеет действующие  в настоящий момент мощности и может работать с относительно постоянными ресурсами.

   Математическая  модель взаимосвязи между прибылью издержками и объемом продаж базируется на делении себестоимости на постоянные и переменные расходы. Постоянные расходы – это амортизация, плата за кредит, арендная плата, оклады управленческого персонала, другие административные расходы. Переменные расходы – это сырье и материалы, энергия, транспортные расходы, торгово-комиссионные расходы. Смешанные затраты состоят из постоянных и переменных частей – почтовые, телеграфные, затраты на ремонт и содержание оборудования. В этих расходах выделяется долевое участие постоянных и переменных частей. Прямые переменные расходы в себестоимости продукции растут пропорционально объему производства и объему продаж. Таким образом, доля переменных расходов в цене за единицу продукции не меняется, а доля постоянных расходов меняется с изменением объема производства, так как меньшая их часть приходится на 1 руб. цены продаж. Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на единицу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии условно-постоянных расходов. В поисках максимальной прибыли тщательно изучаются возможности снижения уровня постоянных расходов. Поэтому на переменные и особенно на постоянные расходы составляются сметы, называемые бюджетами. Оптимальным признается тот проект сметы, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене за единицу продукции.

   Для описания модели взаимосвязи введем следующие условные обозначения:

   Тк  – точка критического объема продаж;

   Дм—общая  сумма маржинального дохода;

   Ду  — удельный вес маржинального  дохода в выручке от продаж;

   Дс  — ставка маржинального дохода в  цене за единицу продукции;

   Ц—цена  единицы продукции;

   Нр  — постоянные расходы (фиксированные);

   Рп  — переменные расходы;

   Пр  — прибыль от продаж (прибыль  от реализации);

   Врп – выручка от продаж без НДС, акцизов, экспортных тарифов;

   К – количество проданного в натуральных  единицах;

   Сп  -полная себестоимость продукции;

   Спр –производственная себестоимость;

   КР  – коммерческие расходы.

   Традиционный  подход к исчислению прибыли от реализации продукции:  

    Пр = Впр – Сп = Врп – (Спр +КР) = Врп  – Спр – КР (1 вариант),

    Пр = Врп – Сп = Врп – (Нр + Рп), отсюда

    Пр + Нр = Врп – Рп или

    Нр + Рп = Врп – Пр.

   Вариантов построения графиков и расчетов точки  безубыточности несколько. Однако при  всех вариантах расчета безубыточности необходимо строго соблюдать следующие  допущения:

    1. все расходы, кроме переменных, остаются постоянными;
  1. при расчете точки безубыточности должна быть постоянная номенклатура, так как при одном и том же физическом объёме, но при разной номенклатуре результаты будут разными;
    1. прибыль рассчитывается по переменным издержкам;
  1. совокупные издержки и совокупный доход являются линейными функциями объема производства;
  1. главным условием является соблюдение приемлемого диапазона производства. Это означает, что все формулы расчетов верны только в приемлемом диапазоне производства. Это тот уровень производства, который фирма переживала в прошлом;
  2. издержки необходимо точно подразделять на постоянные и переменные, так как от правильности такого разделения зависят результаты расчетов.

   Далее необходимо привести анализ затрат, необходимый  для принятия оперативных решений  и управления прибылью. Анализ затрат необходим при принятии следующих решений:

    1. о собственном производстве или закупке изделий со стороны;
    2. специальных  решений о ценах реализации и размере прибыли;
    3. решений, связанных с расформированием сегмента рынка;
    4. решений, связанных с ограниченными производственными возможностями.

   Для всех четырех типов решений необходимо определение принимаемых в расчет релевантных издержек — издержек будущего периода.

   Расходы и доходы, величина которых зависит  от принимаемого решения, называются релевантными, т.е. принимаемыми в расчет. Величина расходов и доходов, не принимаемых в расчет при принятии решения, называется нерелевантными расходами. Релевантные затраты представляют собой приростное дополнительное движение денежной наличности, величина которой зависит от принимаемых альтернативных решений.

   Анализ  издержек при принятии решения о  собственном производстве или закупке  изделий со стороны заключается  в следующем. Например, предприятие  решает, закупить ли данную продукцию  на стороне или изготовить ее самостоятельно. Сопоставляются расчетные затраты на оба варианта по схеме, приведенной в таблице 6.

Таблица 6. Сравнительный анализ затрат

Статьи  релевантных затрат Затраты производства, руб.
Собственными  силами При закупке
1. Труд  основных производственных рабочих 100 -
2. Основные  материалы 300 -
3. Переменные  накладные расходы 50 -
4. Постоянные  расходы 100 100
5. Цена  закупки на стороне - 500
Итого 550 600

Информация о работе Показной метод учета затрат и калькулирования себестоимости