Подходы и методы оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Анализ используемых на практике методов оценки интеллектуальной собственности позволяет разделить их, в зависимости от лежащих в их основе принципиальных подходов. Различные источники рекомендуют использовать свои группы подходов к оценке нематериальных активов, но, объединив опыт ведущих российских оценщиков можно выделить основные из них. Классическими являются затратный и доходный подход, в практике используются так же еще рыночный, сравнительный, и комбинаторный подходы

Работа содержит 1 файл

Подходы и методы оценки.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Величины  Vi, Pi, Ri могут быть как постоянными, так и изменяться по годам.

    Не  смотря на то, что этот метод приобрел широкое распространение в международной практике, он отнюдь не является безупречным. И вызвано это, как правило, трудностями в правильном определении ставок роялти. Трудности могут возникнуть уже непосредственно при определении базы роялти: эк. Эф-т, прибыль, объем реализации в денежном выражении или натуральных показателях и т. д. Наиболее часто используется объем реал-и прод-и, так как прибыль зависит от многих факторов, которые могут ее снизить. Поэтому самым простым и надежным способом определения ставок роялти является использование их стандартных значений, выбранных многолетней практикой. Как правило стандартные ставки роялти выражаются в виде процента от цены единицы продукции или от суммы продаж этой продукции. Но и эти часто используемые в практике оценки так называемые "фольклорные"роялти - превалирующие средние размеры роялти для определенных отраслей, не всегда корректно отражают реальную стоимость оцениваемого актива.

    Осуществить же справедливую оценку интеллектуального  актива можно будет только в условиях установления зависимости размера  роялти от специфики актива (экспертным методом). Так, на ставку роялти влияют следующие факторы: вид лицензионного договора (полная лицензия дороже, простая лицензия - дешевле), срок договора (чем больше срок тем меньше величина процента), объем патентной охраны (чем более надежно защищено изобретение тем более высокие ставки роялти). При этом средние размеры роялти могут быть использованы как дополнительные ориентиры. В Приложении 3. приведены данные о средних размерах роялти, представленные Дж. Ромэри на проходящем в1994 году в Москве семинаре НАТО.3

Средние размеры роялти.

 
 
Общие средние 
5% - 6%

3% - 10%

3% - 5%

3% - 5,9%

5%

(1984)

(1988)

(1979)

(1993)

(1975)

Отраслевые  средние 

Химическая промышленность 
 
 

Нефтепереработка 

Оборудование  для деревообработки 

Упаковочный картон 

Электроника 

Вычислительная  техника 

Полупроводники 

Автомобилестроение 

Потребительские продукты 

Фармацевтическая

Промышленность

 
 
2% - 5%

2% - 5%

1% - 3% 

1% 
 

4% - 5% 

1% - 1,5% 

ниже 1%

5%

3% - 5%

3% - 5%

1,75% - 3% 

5% 

2% 

8% - 15%

4% - 7%

 
 
(1984)

(1975)

(1991) 

(1975)  
 

(1975) 

(1975) 

(1984)

(1975)

(1984)

(1991)

(1991) 

(1975) 

(1975) 

(1991)

(1984)

 
 
 

    4. Родственным рыночному подходу  является сравнительный подход, который правда предусматривает определение суммарной оценки всех интеллектуальных активов предприятия, а не каждого актива в отдельности. Этот подход реализуется через метод рынка капитала и метод капитализации "гудвил".

    Оценка  интеллектуальных активов предприятия  по методу рынка капитала состоит  из нескольких этапов. Во-первых, формируется выборка предприятий с аналогичным оцениваемому предприятию ведущим в программе выпуска продуктом, либо услугой, с условием, на который приходится та же доля, что приходится на основной продукт оцениваемого предприятия. Заметим, что как и использование рыночного подхода, реализация сравнительного может быть осложнена недостатком информации. Поэтому следует отметить, что перечень сравнимых предприятий ограничивается, теми, акции которых, находятся в листинге соответствующих фондовых бирж или ведущих операторов внебиржевого рынка, чьи акции являются ликвидными, имеют котировки своей рыночной стоимости. Далее, на основе информации, взятой из отчетов, напечатанных в средствах массовой информации, либо из затребованных по закону копий финансовых отчетов внесенных в выборку предприятий, рассчитываются средние соотношения рыночной цены акций предприятий к их чистой балансовой стоимости активов (мультипликатор "цена/балансовая стоимость"), годовой прибыли (мультипликатор "цена/прибыль"), недисконтированному номинальному денежному потоку (мультипликатор "цена/денежный поток"). Рассчитанные соотношения переносятся на оцениваемое предприятие и применяются как мультипликаторы, на которые умножаются показатели его фактической отчетности, с целью получения его ожидаемых показателей.

    То  есть:

    1. Будущая стоимость активов предприятия = Мультипликатор "Цена/Чистая балансовая стоимость" х Фактическая/Прогнозная величина чистой балансовой стоимости предприятия.
    2. Будущая стоимость активов предприятия = Мультипликатор "Цена/Прибыль" х Фактическая/Прогнозная величина прибыли.
    3. Будущая стоимость активов предприятия = Мультипликатор "Цена/Денежный поток" х Фактическая/Прогнозная величина денежного потока предприятия.
 

    Таким образом, по методу рынка капитала, разница между анализируемыми фактическими и ожидаемыми показателями приписывается влиянию интеллектуальных активов, определяющих общую стоимость активов и эффективность предприятия. Стоимость же самих интеллектуальных активов, здесь определяется как разница стоимости предприятия, полученной по фактическим показателям, и ожидаемой стоимости по сопоставлению с предприятием-аналогом.

    Если  выборку предприятий-аналогов невозможно осуществить из числа предприятий, имеющих ликвидные акции, цена которых  достаточно репрезентативна и вызывает доверие, как равновесная между спросом и предложением, то в данном случае следует применять метод капитализации "гудвил". Этот метод предполагает прямое сопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов.

    Здесь, на основе тех же источников информации, которые могут быть использованы и при применении метода рынка капитала, высчитываются и сопоставляются отношения фактической годовой прибыли к балансовой стоимости оцениваемого предприятия и такое же средневзвешенное по предприятиям-аналогам. Выявленная разница умножается на коэффициент соотношения балансовой стоимости оцениваемого предприятия и средневзвешенной (по доле в их общей величине) балансовой стоимости предприятий-аналогов.

    Капитализация выявленной разницы, обеспечивая переход от годовых показателей к их потенциальному суммарному дисконтированному потоку в течение определенного отрезка времени в будущем, осуществляется путем деления этой разницы на рыночную безрисковую ставку ссудного процента (стандартную ставку дисконта), аппроксимируемую по рыночной ставке доходности долгосрочных ликвидных государственных облигаций либо взятую на уровне годовой учетной ставки Центрального банка РФ.

    Таким образом, капитализация разницы  в прибыльности, рассчитанной по годовым балансовым прибылям, применяется для оценки рыночной стоимости интеллектуальных активов, а капитализация на основе чистого денежного потока дает приближенную оценку стоимости интеллектуальных активов независимо от их дальнейшей амортизации.

    5. В практике оценки интеллектуальных  активов часто приходится использовать  и комбинаторный подход, включающий  в себя элементы вышеназванных  основных подходов.

    Естественно, что перечень методов оценки стоимости  интеллектуальных активов не ограничивается вышеизложенными. Как в мировой, так уже и в российской оценочной деятельности, касающейся нематериальных активов в настоящее время используется огромное количество разнообразных методов их оценки.

Информация о работе Подходы и методы оценки