Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение состава и подготовки годовой бухгалтерской отчетности.

Исходя из цели курсовой работы, можно определить следующие задачи:
Дать определение бухгалтерской отчетности, определить состав и порядок представляемой отчетности российскими организациями;
Рассмотреть законодательную основу в области российского бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
Дать краткую характеристику требованиям, предъявляемым к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
Рассмотреть этапы подготовительных работ при составлении бухгалтерской отчетности;
Дать оценку формам годовой бухгалтерской отчетности, сформированной бухгалтерской службой;
Рассмотреть последние изменения, произошедшие в системе бухгалтерского учета и отчетности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности 4
1.1. Значение, функции и основные элементы бухгалтерской отчетности 4
1.2. Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 8
Глава 2. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности 11
2.1. Этапы подготовительной рабо­ты составления отчетности 11
2.2. Состав годового бухгалтерского отчета 14
Глава 3. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета 15
3.1. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса 15
3.2. Оценка порядка составления Отчета о прибылях и убытках 16
3.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

подготовка к сооставлению бух отчетности.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Далее рассмотрим формирование отчетных показателей бухгалтерского баланса  (Приложение 1). Перечень показателей, отражающихся в бухгалтерском балансе представим в Приложении 2.

     Годовой бухгалтерский баланс, в соответствии с п.5 ст.13 ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, подписывается руководителем и главным бухгалтером.

3.2. Оценка порядка составления Отчета о прибылях и убытках

     В отличии от бухгалтерского баланса, в котором отражаются данные об остатках активов, обязательств и капитала на отчетную дату, в «Отчете о прибылях и убытках» (форма №2) представляются данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, то есть обороты за отчетный период, характеризующие информацию о финансовых результатах деятельности организации8.

     Источниками информации для составления отчета являются журналы-ордера, книги учета, аналитические и синтетические  данные.

     В последнее время произошли некоторые  изменения в форме № 2. 18.09.06 г. Был утвержден приказ № 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету. Изменения коснулись таких понятий как операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. В настоящее время все доходы и расходы в бухгалтерском учете делятся на следующие виды: от обычных видов деятельности и прочие.  Эти изменения коснулись формы 2 и 5. Понятия «операционные» и «внереализационные» заменяются на «прочие».

     Рассмотрим  формирование показателей Отчета о прибылях и убытках  (Приложение 3).

  • Показатель 1 - «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)». По данной статье отражаются поступления от обычных видов деятельности, в том числе: выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг; поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности (относимыми к обычным видам деятельности). Формирование показателя - разница между кредитовым оборотом субсчета "Выручка" счета 90 и дебетовыми оборотами субсчетов "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы",   "Экспортные пошлины" счета 90         
  • Показатель 2 -  «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». По этой статье отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящиеся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам. Формирование показателя - дебетовый оборот по субсчету "Себестоимость продаж" счета 90 в корреспонденции со счетами 20, 41, 43 и 45. Т.к. организации использует для учета затрат на производство счет 40, то должна скорректировать дебетовый оборот по субсчету "Себестоимость продаж"  счета 90 на разницу между фактической и нормативной себестоимостью продукции. Если фактическая себестоимость выше нормативной, то сумма превышения  прибавляется к дебетовому обороту по субсчету "Себестоимость продаж", а если ниже, то вычитается из него.           
  • Показатель 3 -  «Валовая прибыль». Показатель определяется как разница между показателями выручки и себестоимости (показатель 1 – показатель 2).
  • Показатель 4 -  «Коммерческие расходы». Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения статью «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не включаются, а списываются бухгалтерской записью по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 44 «Расходы на продажу» и отражаются по статье «Коммерческие расходы».
  • Показатель 5 - «Управленческие расходы». В случае признания организацией в соответствии с установленным порядком управленческих расходов полностью в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности по данной статье отражаются затраты на производство проданных продукции, работ, услуг без учета общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы, списываемые бухгалтерской записью по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 26 «Общепроизводственные расходы», при этом отражаются по статье «Управленческие расходы».
  • Показатель 6 - «Прибыль (убыток) от продаж». Данный показатель получается расчетным путем:  «Валовая прибыль» - «Коммерческие расходы» - «Управленческие расходы».
  • Показатель 7 -  «Проценты к получению». По данной статье отражаются о доходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам и т.п. – за предоставление в пользование денежных средств организации, за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации. Формирование показателя  - кредитовый оборот субсчетов счета 91, на которых показаны проценты к получению.                             
  • Показатель 8 -  «Проценты к уплате». По этой статье отчета о прибылях и убытках отражаются расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям – за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов). Формирование показателя - дебетовый оборот субсчетов счета 91, где отражены проценты к уплате.        
  •   Показатель 9 -  «Доходы от участия в других организациях». Доходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций и подлежащие получению по сроку в соответствии с учредительными документами, организация отражает в составе прочих доходов по статье «Доходы от участия в других организациях». Формирование показателя - кредитовый оборот субсчетов счета 91, на которых показана величина доходов от долевого участия в других организациях.
  • Показатель 10 - «Прочие доходы». Доходы, не относящиеся к основному виду деятельности и не включающие показатели 7 и 9.

     Формирование  показателя - кредитовый оборот по субсчетам  счета 91, где указаны прочие доходы, минус сумма НДС.  

  • Показатель 11 -  «Прочие расходы». Доходы, не относящиеся к основному виду деятельности и не включающие показатели 8.

     Формирование  показателя -  дебетовый оборот по субсчетам счета 91, на которых отражены прочие операционные расходы.                               

  • Показатель 12 -  «Прибыль (убыток) до налогообложения». По статье «Прибыль (убыток) до налогообложения» отражается показатель, рассчитываемый по формуле: показатели (6+7-8+9+10-11).
  • Показатель 13 -  «Отложенные налоговые активы». Отложенный налоговый актив - это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

      Формирование  показателя - разница между дебетовым  и кредитовым оборотами счета 09.

  • Показатель 14 -  «Отложенные налоговые обязательства». Отложенное налоговое обязательство - часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Сумма отложенного налогового обязательства получается путем умножения налогооблагаемых временных разниц на ставку налога на прибыль. Формирование показателя - разница между кредитовым и дебетовым    
    оборотами счета 77.   
  • Показатель 15 - «Текущий налог на прибыль». Текущим налогом на прибыль (текущим налоговым убытком) признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (добавим, суммы постоянного налогового актива), отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

     Формирование  показателя - дебетовый оборот по счету 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с субсчетами счета 68, на которых отражены расчеты по налогу на прибыль и по штрафным санкциям. Эту сумму корректируют на величину отложенных  налоговых активов и обязательств.                          

  • Показатель 16 -  «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода». Статья представляет собой расчетный показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и величиной налога на прибыль.

     Две рассмотренные формы – Бухгалтерский  баланс и Отчет о прибылях и  убытках – являются основными  формами отчетности, обязательно присутствующими в периодической отчетности, поскольку именно они отражают имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты.

3.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

      В пояснении к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках  раскрываются сведения, относящиеся  к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового состояния. Все существенные отступления в деятельности общества и их влияние на результаты этой деятельности должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности10.

      Пояснения представляют собой отдельные формы  бухгалтерской отчетности, это: Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), Пояснительная записка

      Форма «Отчета об изменениях капитала»  приведена в Приказе Минфина  России от 22 июля 2003 г. № 67н (Приложение 4). В Отчете об изменениях капитала все строки должны указываться с кодами. Они утверждены другим Приказом Минфина России – от 14 ноября 2003 г. № 102н.

      В таблице I «Изменение капитала» нужно  отразить движение капитала организации  за предыдущий и за отчетный  год. В состав капитала предприятия входят уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. Это установлено п.66 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

      Таблица заполняется таким образом, что данные об изменениях каждого вида капитала заносятся в отдельную графу. Так, в графе 3 нужно показать изменения уставного капитала, в графе 4 – добавочного капитала, в графе 5 – резервного капитала. А вот в графе 6 записываются изменения величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

      Что касается графы 7, то в ней дается общая величина движения капитала. Чтобы заполнить эту графу, необходимо сложить данные граф 3 – 6 по каждой строке таблицы в отдельности.

      Изменение каждого вида капитала может произойти по различным причинам:

  • изменение уставного капитала: увеличение (кредит счета 80) – за счет дополнительного выпуска акций, увеличения их номинальной стоимости, реорганизации юридического лица и т.п.; уменьшение (дебет счета 80) – за счет уменьшения количества акций посредством их выкупа и последующего аннулирования, уменьшения их номинальной стоимости и т.п.; изменение добавочного капитала: увеличение (кредит счета 83) – пересчет иностранной валюты при внесении вклада, получение эмиссионного дохода и т.п.; уменьшение (дебет счета 83) – за счет направления его части на увеличение уставного капитала, погашение убытка, выявленного по результатам работы за год, выбытие основных средств (ранее подвергавшихся дооценке) и т.п.;
  • изменение резервного капитала: увеличение  (кредит счета 82) – за счет отчислений от чистой прибыли (норма определяется в соответствии с учредительными документами); уменьшение (дебет счета 82) – погашение убытка, выявленного по результатам работы за год, погашение облигаций общества по полученным кредитам и займам, выкуп акций общества и т.п.;
  • изменение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка): увеличение (кредит счета 84) – за счет увеличения прибыли отчетного года, реорганизации организации, списания сумм дооценки при выбытии основных средств; уменьшение (дебет счета 84) – при принятии решения о выплате дивидендов, отчислениях в резервный фонд.

      В таблице II «Резервы» приводят данные о резервах, которые создала организация. Все резервы подразделяют на: резервы, образованные в соответствии с законодательством; резервы, образованные в соответствии с учредительными документами; оценочные резервы; резервы предстоящих расходов. Данные по каждому виду резервов показывают за предыдущий и за отчетный год. В графе 3 указывается остаток резерва на начало года (кредитовое сальдо соответствующего счета). Суммы, которые отчисляются в резервы в течение года, приводят в графе 4, а расходы, которые покрываются за счет резерва, - в графе 5. Остатки на конец года отражают в графе 6.

      В таблице «Справки» отражают данные о стоимости чистых активов на начало и конец отчетного года. Чтобы узнать стоимость чистых активов, нужно использовать форму расчета, которая приведена в Порядке  оценки стоимости чистых активов  акционерного общества. Этот Порядок утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз. Несмотря на то, что порядок разработан для акционерных обществ, его могут применять и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

      Далее бухгалтер указывает сумму средств, которые были получены организацией из бюджета и внебюджетных фондов за предыдущий и отчетный год. Причем данные нужно указывать так: в графе 3 – средства, полученные из бюджета в отчетном году; в графе 4 – средства, полученные из бюджета в предыдущем году; в графе 5 – средства, полученные из внебюджетных фондов в отчетном году; в графе 6 – средства, полученные из внебюджетных фондов в предыдущем  году.

     Каждый  отчет, составляемый бухгалтерской  службой, имеет свою цель. Баланс показывает какие ресурсы вложила компания в деятельность и каковы источники их финансирования на определенную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает расчет чистой прибыли, которая была получена по результатам отчетного периода.

     Но  ни один из указанных выше отчетов не могут ответить на такие вопросы как: Имеется ли у компании достаточно свободных денежных средств для выплаты дивидендов, в состоянии компания погасить текущую кредиторскую задолженность, если кредиторская задолженность уменьшалась или увеличивалась, то за счет чего это происходило,  за счет, каких источников происходило финансирование основных средств.

     Поэтому для того, чтобы ответить на поставленные выше вопросы, составляется отчет о движении денежных средств (Приложение 5).

     Составными частями отчета о движении денежных средств является поступление и выбытие денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

     Группировка потоков денежных средств по этим трем категориям позволяет отразить влияние каждого из трех основных направлений деятельности предприятия на денежные средства. Комбинированное воздействие всех трех категорий на денежные средства определяет чистое изменение денежных средств за период. Затем чистое изменение денежных средств за период выверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств.

  • Текущая деятельность - это деятельность предприятия, приносящая ему основные доходы, а также прочие виды деятельности, не связанные с инвестициями и финансами.

Как правило, основная деятельность предприятия направлена на продажу продукции или предоставление услуг. Движение денежных средств от основной деятельности включает в себя все операции предприятия, не подпадающие под определение инвестиционной или финансовой деятельности.

Информация о работе Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности