Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение состава и подготовки годовой бухгалтерской отчетности.

Исходя из цели курсовой работы, можно определить следующие задачи:
Дать определение бухгалтерской отчетности, определить состав и порядок представляемой отчетности российскими организациями;
Рассмотреть законодательную основу в области российского бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
Дать краткую характеристику требованиям, предъявляемым к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
Рассмотреть этапы подготовительных работ при составлении бухгалтерской отчетности;
Дать оценку формам годовой бухгалтерской отчетности, сформированной бухгалтерской службой;
Рассмотреть последние изменения, произошедшие в системе бухгалтерского учета и отчетности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности 4
1.1. Значение, функции и основные элементы бухгалтерской отчетности 4
1.2. Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 8
Глава 2. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности 11
2.1. Этапы подготовительной рабо­ты составления отчетности 11
2.2. Состав годового бухгалтерского отчета 14
Глава 3. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета 15
3.1. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса 15
3.2. Оценка порядка составления Отчета о прибылях и убытках 16
3.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

подготовка к сооставлению бух отчетности.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
  • Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.03г.);
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);
  • Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н);
  • Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н);
  • Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности  организаций».

     Кроме того, организация должна руководствоваться:

  • Нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);
  • Другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).

     Основным  же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.

     В данном Положении устанавливается  состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

     Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование данного Положения.

     Одно  из главных требований к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, достоверность и полнота. Следовательно, служба бухгалтерии на предприятии должна отслеживать изменения в области бухгалтерского учета и отчетности.

     За  последнее время данная область претерпела множество изменений. Главное из которых, по моему мнению - изменения в Плане счетов. Так, Приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н, утверждены дополнения и изменения в План счетов и инструкцию по его применению. Появление этого приказа связано с принятием следующих Положений по бухгалтерскому учету: ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»; Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, приспособлений, оборудования, одежды. Перечисленные нормативные документы изменили способы ведения бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, что потребовало изменений схемы их регистрации и группировки в бухгалтерском учете, которую и устанавливает план счетов. Причем все вновь принятые документы вводятся в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год3.

     Подводя итог этому разделу, хочется отметить важность и необходимость  использования нормативной базы по бухгалтерскому учету при составлении бухгалтерской отчетности.

     В следующей главе рассмотрим организационные  вопросы, возникающие при составлении  годовой бухгалтерской отчетности.

 

Глава 2. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности

2.1. Этапы подготовительной работы составления отчетности

     Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

     Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

     Приступая к закрытию счетов, следует иметь  в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

     При взаимном использовании продукции  и услуг невозможно во всех случаях  отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов4.

     Итак, разберем этот вопрос несколько подробнее  на примере составления годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:

  1. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются: равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета; равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.

     Если  при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки и они должны быть исправлены.

     При ведении бухгалтерского учета с  помощью компьютерной системы учета  тождество данных синтетического и  аналитического учета должно обеспечиваться  бухгалтерской программой автоматически5.

  1. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.

     Инвентаризация  – это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей6.

  1. Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам.

     Ошибки  в бухгалтерском учете и отчетности могут быть как технические (арифметические, программные), так и методологические (документальное оформление, корреспонденция счетов).

     Производимые  исправления оформляются справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного характера.

     В случаях выявления неправильного  отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце, когда были выявлены искажения.

     При выявлении неправильного отражения  хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями за декабрь года, за который подготавливается годовая бухгалтерская отчетность.

     Внесение  исправлений в кассовые и банковские документы не допускается (п.5 ст.9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, ред. от 30.06.03 г.). В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций с указанием даты внесения исправлений7.

  1. Расчет и начисление налогов, причитающихся в бюджет.
  2. Закрытие счетов по учету прибыли и ее использования.
  3. Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года.

     Если  данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.

     Каждая  корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акций, изменение учетной политики в части учета реализации и др.).

2.2. Состав годового бухгалтерского отчета

     Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. Состав бухгалтерской отчетности зависит от вида экономического субъекта.

     В соответствии с Федеральным законом  от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете», а также положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность состоит:  Бухгалтерский баланс – форма №1; Отчет о прибылях и убытках – форма №2; Пояснения к отчетности: отчет об изменениях капитала – форма №3; отчет о движении денежных средств – форма №4; приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5; отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6 (для некоммерческих организаций);  Пояснительная записка; Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

    Существуют  определённые технические правила  заполнения бухгалтерской отчётности: в формах не должно быть никаких помарок и исправлений; бухгалтерская отчётность составляется в валюте РФ. При наличии в организации иностранной валюты и операций, осуществляемых в инвалюте, все данные пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день составления отчётности, т. е. на 31 декабря отчетного года; все данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. И лишь при очень крупных оборотах организация может приводить данные в миллионах рублей без тех же десятичных знаков; все показатели с отрицательным значением показываются в круглых скобках, а не со знаком «минус».

     В следующей главе дадим оценку формам годовой бухгалтерской отчетности, сформированной бухгалтерской службой предприятия.

 

Глава 3. Основные принципы и техника  составления годового бухгалтерского отчета

3.1. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4\99), Утверждённым приказом  Минфина РФ от 06.07.99.№ 43н,  отчетный Бухгалтерский баланс должен состоять из балансовой и забалансовой части. Балансовая часть включает две равновеликие совокупности показателей (статей) – актив и пассив. В активе отражается нетто-стоимость имущества предприятия, в пассиве – стоимость его обязательств и собственного капитала.

     При составлении годовой отчетности бухгалтерская служба должна руководствоваться ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г.( в ред. 22.07.03 г.)  №4-н «О формах бухгалтерской отчетности организации», Методическими рекомендациями «О прядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.06.2000г. №60-н., а также Положением «О бухгалтерии», утвержденным генеральным директором предприятия, учетной политикой, должностными инструкциями.

     Сдавать баланс, да и другие формы годовой  отчетности нужно на бланках, которые утверждены Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.

     Однако  в этом Приказе в формах бухгалтерской  отчетности не во всех строках проставлены коды. Эти коды утверждены другим документом - Приказом Минфина России от 14 ноября 2003 г. № 102н. И, составляя отчетность, их нужно указать.

    Заполняя  баланс, бухгалтер должен соблюдать  следующие правила: нельзя засчитывать активы и пассивы, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету; основные средства и нематериальные активы нужно отражать по остаточной стоимости, то есть за минусом амотризации; активы и обязательства следует разделять на долгосрочные и краткосрочные; данные о расчетах с другими организациями и гражданами нужно показывать в развернутом виде. По тем счетам аналитического учета, где имеется дебетовое сальдо, их записывают в активе, а по счетам с кредитовым сальдо - в пассиве; если какой-либо показатель имеет отрицательное значение, то в балансе его нужно записать в круглых скобках; в графе 3 даются сальдо по счетам по состоянию на 1 января; в графе 4 приводят сальдо по счетам по состоянию на 31 декабря.

Информация о работе Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности