Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состава и подготовки годовой бухгалтерской отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, можно определить следующие задачи:
Дать определение бухгалтерской отчетности, определить состав и порядок представляемой отчетности российскими организациями;
Рассмотреть законодательную основу в области российского бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
Дать краткую характеристику требованиям, предъявляемым к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
Рассмотреть этапы подготовительных работ при составлении бухгалтерской отчетности;
Дать оценку формам годовой бухгалтерской отчетности, сформированной бухгалтерской службой;
Рассмотреть последние изменения, произошедшие в системе бухгалтерского учета и отчетности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности 4
1.1. Значение, функции и основные элементы бухгалтерской отчетности 4
1.2. Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 8
Глава 2. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности 11
2.1. Этапы подготовительной работы составления отчетности 11
2.2. Состав годового бухгалтерского отчета 14
Глава 3. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета 15
3.1. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса 15
3.2. Оценка порядка составления Отчета о прибылях и убытках 16
3.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31
Кроме того, организация должна руководствоваться:
Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.
В данном Положении устанавливается состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование данного Положения.
Одно из главных требований к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, достоверность и полнота. Следовательно, служба бухгалтерии на предприятии должна отслеживать изменения в области бухгалтерского учета и отчетности.
За последнее время данная область претерпела множество изменений. Главное из которых, по моему мнению - изменения в Плане счетов. Так, Приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н, утверждены дополнения и изменения в План счетов и инструкцию по его применению. Появление этого приказа связано с принятием следующих Положений по бухгалтерскому учету: ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»; Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, приспособлений, оборудования, одежды. Перечисленные нормативные документы изменили способы ведения бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, что потребовало изменений схемы их регистрации и группировки в бухгалтерском учете, которую и устанавливает план счетов. Причем все вновь принятые документы вводятся в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год3.
Подводя итог этому разделу, хочется отметить важность и необходимость использования нормативной базы по бухгалтерскому учету при составлении бухгалтерской отчетности.
В
следующей главе рассмотрим организационные
вопросы, возникающие при составлении
годовой бухгалтерской
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Составлению
отчетности должна предшествовать значительная
подготовительная работа, осуществляемая
по заранее составленному специальному
графику. Важным этапом подготовительной
работы составления отчетности является
закрытие в конце отчетного периода всех
операционных счетов: калькуляционных,
собирательно-
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.
При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов4.
Итак, разберем этот вопрос несколько подробнее на примере составления годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:
Если при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки и они должны быть исправлены.
При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерной системы учета тождество данных синтетического и аналитического учета должно обеспечиваться бухгалтерской программой автоматически5.
Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей6.
Ошибки
в бухгалтерском учете и
Производимые
исправления оформляются
В
случаях выявления
При
выявлении неправильного
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается (п.5 ст.9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, ред. от 30.06.03 г.). В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций с указанием даты внесения исправлений7.
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.
Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акций, изменение учетной политики в части учета реализации и др.).
Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. Состав бухгалтерской отчетности зависит от вида экономического субъекта.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность состоит: Бухгалтерский баланс – форма №1; Отчет о прибылях и убытках – форма №2; Пояснения к отчетности: отчет об изменениях капитала – форма №3; отчет о движении денежных средств – форма №4; приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5; отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6 (для некоммерческих организаций); Пояснительная записка; Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Существуют определённые технические правила заполнения бухгалтерской отчётности: в формах не должно быть никаких помарок и исправлений; бухгалтерская отчётность составляется в валюте РФ. При наличии в организации иностранной валюты и операций, осуществляемых в инвалюте, все данные пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день составления отчётности, т. е. на 31 декабря отчетного года; все данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. И лишь при очень крупных оборотах организация может приводить данные в миллионах рублей без тех же десятичных знаков; все показатели с отрицательным значением показываются в круглых скобках, а не со знаком «минус».
В
следующей главе дадим оценку
формам годовой бухгалтерской
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4\99), Утверждённым приказом Минфина РФ от 06.07.99.№ 43н, отчетный Бухгалтерский баланс должен состоять из балансовой и забалансовой части. Балансовая часть включает две равновеликие совокупности показателей (статей) – актив и пассив. В активе отражается нетто-стоимость имущества предприятия, в пассиве – стоимость его обязательств и собственного капитала.
При составлении годовой отчетности бухгалтерская служба должна руководствоваться ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г.( в ред. 22.07.03 г.) №4-н «О формах бухгалтерской отчетности организации», Методическими рекомендациями «О прядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.06.2000г. №60-н., а также Положением «О бухгалтерии», утвержденным генеральным директором предприятия, учетной политикой, должностными инструкциями.
Сдавать баланс, да и другие формы годовой отчетности нужно на бланках, которые утверждены Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.
Однако в этом Приказе в формах бухгалтерской отчетности не во всех строках проставлены коды. Эти коды утверждены другим документом - Приказом Минфина России от 14 ноября 2003 г. № 102н. И, составляя отчетность, их нужно указать.
Заполняя баланс, бухгалтер должен соблюдать следующие правила: нельзя засчитывать активы и пассивы, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету; основные средства и нематериальные активы нужно отражать по остаточной стоимости, то есть за минусом амотризации; активы и обязательства следует разделять на долгосрочные и краткосрочные; данные о расчетах с другими организациями и гражданами нужно показывать в развернутом виде. По тем счетам аналитического учета, где имеется дебетовое сальдо, их записывают в активе, а по счетам с кредитовым сальдо - в пассиве; если какой-либо показатель имеет отрицательное значение, то в балансе его нужно записать в круглых скобках; в графе 3 даются сальдо по счетам по состоянию на 1 января; в графе 4 приводят сальдо по счетам по состоянию на 31 декабря.
Информация о работе Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности