Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:25, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении действующих методик документооборота первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию первичных учётных документов и показать их значение при организации бухгалтерского учёта на предприятии.
- рассмотреть классификацию первичных учётных документов.
- показать существующие формы первичных учётных документов
- охарактеризовать систему документооборота первичных учётных документов.
- рассмотреть документооборот первичных документов в организациях различной формы собственности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Основы первичного учета на предприятии………………………………….. 5
1.1.Понятие первичных учетных документов и их значение…………………..5
1.2. Классификация первичных учётных документов………………………… 8
1.3. Форма первичных учётных документов…………………………………..12
2. Организация документооборота в бухгалтерском учете………………….. 19
2.1. Система документооборота первичных учётных документов………….. 19
2.2. Документооборот первичных документов в организациях различной формы собственности…………………………………………………………...23
2.3 Пути совершенствования первичного учета……………………………………………..…………………………..……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
Список использованных источников………….……………………………...40
Практическая часть……………………………………………………….……42
Как установлено п. 4.4 указания Банка России от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации"11, все отчетные данные, представляемые кредитными организациями в Банк России, должны быть сформированы на основе первичных учетных документов, составляемых в соответствии с Положением Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Согласно п.
1.3 Правил ведения бухгалтерского учета
в кредитных организациях, расположенных
на территории Российской Федерации, подлежат
обязательному утверждению
В пункте 1.4 Порядка учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов (приложение 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации) воспроизведены положения п. 1 комментируемой статьи, а также установлено, что оформление первичных документов производится в соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Центральным банком РФ утверждено Положение от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (в ред. указания Банка России от 3 марта 2003 г. N 1256-У), в котором наряду с прочим определены форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов. Так, в приложениях к названному Положению приведены следующие формы:
N 0401060 - платежное поручение;
N 0401063 - аккредитив;
N 0401061 - платежное требование;
N 0401071 - инкассовое поручение;
N 0401066 - платежный ордер;
N 0401065 - реестр счетов;
N 0401004 - заявление
об акцепте, отказе от акцепта.
2.3 Совершенствование
В данном разделе автор предлагает общие рекомендации организационного характера.
Сбор и регистрация оперативных фактов, подлежащих первичному учёту. Во избежание ошибок и нарушений, свойственных данной подсистеме, в Управлении целесообразно давать детальные инструкции конкретным исполнителям (в виде должностных инструкций, выписок из графиков документооборота и прочего) о порядке и сроках регистрации данных на носителе. Целесообразно использовать систему поощрений и наказаний за надлежащее исполнение исполнителями своих обязанностей. Контрольные мероприятия (ревизии, сверки, инвентаризации и прочее) также снижают риск неэффективной системы сбора и регистрации оперативного факта.
Массив первичной учётной документации. Совершенствование данной подсистемы подразумевает достижение следующей цели: все документы, подтверждающие совершение хозяйственной операции, должны иметь юридическую силу.
Среди мероприятий, способствующих повышению эффективности этой подсистемы, следует выделить следующие. В первую очередь – использование на всех участках учёта унифицированных форм документации. Кроме того:
Организация работы с документацией. Как и во всех других подсистемах, создание графиков документооборота и доведение их до исполнителей – существенный шаг в плане оптимизации системы организации работы с документами.
Большое количество нарушений в работе с документами, полученными от других предприятий, требует осуществления ряда мероприятий по их предотвращению. В частности, службам, ответственным за совершение хозяйственных операций с другими предприятиями, необходимо давать чёткие инструкции на то, какой должна быть документация, принимаемая ими от других организаций. Это можно сделать, издав распоряжение главного бухгалтера для каждого подразделения организации, сотрудничающего со сторонними фирмами либо имеющего дело с поступающими документами, в котором должны быть прописаны:
На стадии регистрации документов в учётных регистрах во избежание ошибок и нарушений целесообразно использовать метод «служебных записок » - своего рода инструктивный материал для конкретной бухгалтерской службы, описывающей порядок бухгалтерской обработки того или иного документа. В служебной записке должно быть определено:
Кроме того, риск
неполного отражения документов
в учётных регистрах снижают
сквозная нумерация (предпочтительнее
предварительная или
В плане организации хранения документов целесообразно использование графиков документооборота и должностных инструкций, а также повышение статуса архивной службы при организации работы с переданными в архив документами (путём издания соответствующих положений об организации архивной службы на предприятии).
При использовании
документов в текущей работе руководству
Управления следует обеспечить правильную
организацию доступа к
Среда функционирования
системы организации первичного
учета (далее СОПУ). Среда, в которой
работает СОПУ, - фактор объективный, однако
у предприятия есть реальные возможности
усовершенствовать некоторые
Государственные меры совершенствования первичного учета.
06.12.2011 г. принят Федеральный Закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", нормы которого принципиально меняют существующую систему регулирования российского бухгалтерского учета. В Государственную Думу он поступил еще в июне прошлого года и вот, наконец, принят. Закон N 402-ФЗ вступит в силу 01.01.2013 г., при этом заменив действующий Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все российские юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет.
Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Закон N 402-ФЗ) расширяет сферу действия Закона N 129-ФЗ.
В дальнейшем действие указанного Закона будет распространяться на:
1) коммерческие и некоммерческие организации;
2) государственные
органы, органы местного
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) индивидуальных
предпринимателей, а также адвокатов,
учредивших адвокатские
5) находящиеся
на территории Российской
Таким образом, ведение бухгалтерского учета в отличие от действующего в настоящее время Закона N 129-ФЗ предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, а также адвокатов, нотариусов и прочих лиц, занимающихся частной практикой. Следовательно, фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут вести бухгалтерский учет в общем порядке, установленном для экономических субъектов. Сегодня, как известно, эта категория организаций, обязана в полном объеме вести лишь бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, что подтверждает и Минфин Российской Федерации своим Письмом от 13.09.2011 г. N 03-03-06/2/139.12
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Таблица 1- Остатки по синтетическим счетам на 01.03.2012 г. по ОАО «Альфа».
Наименование счета |
Сумма, рубли |
1 |
2 |
01 «Основные средства» |
1 800 000 |
02 «Амортизация основных средств» |
482 100 |
10 «Материалы» |
40 000 |
50 «Касса» |
5 000 |
51 «Расчетные счета» |
260 000 |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
81 900 |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
54 000 |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
120 000 |
69 «Расчеты по
социальному страхованию и |
25 000 |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
96 000 |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
6 000 |
80 «Уставный капитал» |
1 070 000 |
84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» |
290 000 |
Таблица 2 - Журнал хозяйственных операций ОАО «Альфа»
за январь 2012 г.
Содержание хозяйственных операций |
Сумма, рубли |
Корреспонденция | ||
Дебет |
Кредит | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
1. Принят к оплате счет-фактура №32 от 11.03.200_г. РТП №5 за запасные части к тракторам |
26 000 |
10 |
60 | |
Учтен НДС по поступившим от РТП №5 запасным частям |
4 680 |
19 |
60 | |
2. Лимитно-заборная
карта №21 от 12.03.200_г. Отпущены
материалы в основное |
34 000 |
20 |
10 | |
3. Выписка с расчетного счета от 12.03.200_г.: Платежное поручение №36 от 12.03.200_г. Поступило на расчетный счет от ОАО «Зея» за услуги |
50 000 |
51 |
62 | |
Денежный чек, приходный кассовый ордер №18 от 12.03.200_г. Поступили в кассу предприятия деньги для выплаты заработной платы за прошлый месяц |
96 000 |
50 |
51 | |
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | |
4. Авансовый
отчет №11 от 12.03.200_г. Поступили
материалы от подотчетного |
5 000 |
10 |
71 | |
Учтен НДС по поступившим от подотчетного лица материалам |
900 |
19 |
71 | |
5. Расходный кассовый ордер №36 от 15.03.200_г. Выдана сумма под отчет на хозяйственные расходы Петрову Б.И. |
4 500 |
71 |
50 | |
6. Платежная ведомость №5 от 12.03.200_г. Выдана заработная плата за прошлый месяц |
91 000 |
70 |
50 | |
7. Выписка с расчетного счета от 15.03.200_г. Платежное поручение №31 от 15.03.200_г. Оплачен счет РТП №5 за запасные части |
30 680 |
60 |
51 | |
Платежное поручение №32 от 15.03.200_г. Перечислена задолженность в бюджет по налогу на доходы физических лиц |
10 400 |
68 |
51 | |
Платежное поручение №33 от 15.03.200_г. Перечислена задолженность по НДС |
80 600 |
68 |
51 | |
Платежное поручение №34 от 15.03.200_г. Перечислена задолженность по налогу на имущество |
29 000 |
68 |
51 | |
Платежное поручение №35 от 15.03.200_г. Перечислена задолженность по единому социальному страхованию |
25 000 |
69 |
51 | |
Объявление на взнос наличными №9 от 15.03.200_г., расходный кассовый ордер №37 от 15.03.200_г., ведомость депонированной заработной платы №1 от 15.03.200_г. Возвращена на расчетный счет неполученная заработная плата |
5 000 |
51 |
50 | |
8. Авансовый
отчет №12 от 18.03.200_г. Израсходована
подотчетная сумма Петровым Б. |
3 500 |
20 |
71 | |
9. Приходный
кассовый ордер №19 от 18.01. 200_г.
Возвращена в кассу Петровым
Б.И. неиспользованная подотчет |
1 000 |
50 |
71 | |
10. Принят к
оплате счет-фактура №48 от 24.03.200_г.
ОАО «Домострой» за |
32 000 |
10 |
60 | |
Учтен НДС по поступившим от ОАО «Домострой» строительным материалам |
5 760 |
19 |
60 |
Информация о работе Первичный учет и его значение в системе управления организацией