Первичный учет и его значение в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении действующих методик документооборота первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию первичных учётных документов и показать их значение при организации бухгалтерского учёта на предприятии.
- рассмотреть классификацию первичных учётных документов.
- показать существующие формы первичных учётных документов
- охарактеризовать систему документооборота первичных учётных документов.
- рассмотреть документооборот первичных документов в организациях различной формы собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Основы первичного учета на предприятии………………………………….. 5
1.1.Понятие первичных учетных документов и их значение…………………..5
1.2. Классификация первичных учётных документов………………………… 8
1.3. Форма первичных учётных документов…………………………………..12
2. Организация документооборота в бухгалтерском учете………………….. 19
2.1. Система документооборота первичных учётных документов………….. 19
2.2. Документооборот первичных документов в организациях различной формы собственности…………………………………………………………...23
2.3 Пути совершенствования первичного учета……………………………………………..…………………………..……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
Список использованных источников………….……………………………...40
Практическая часть……………………………………………………….……42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА

«БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

на  тему: Первичный учет и его значение в системе управления организацией

 

 

 

                                                            Выполнила: студент ФЭИ 2 курса

                                                                  Специальность «Финансы и кредит»

                                                           группа № 6440 зачетка №100009

                                  Варламова Ю.Э.

 

                        Проверил:

 

 

Благовещенск

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Основы первичного учета  на предприятии………………………………….. 5

1.1.Понятие первичных учетных  документов и их значение…………………..5

1.2. Классификация первичных  учётных документов………………………… 8

1.3. Форма первичных учётных документов…………………………………..12

2. Организация документооборота  в бухгалтерском учете………………….. 19

2.1. Система документооборота  первичных учётных документов………….. 19

2.2. Документооборот первичных  документов в организациях различной формы собственности…………………………………………………………...23

2.3 Пути совершенствования первичного учета……………………………………………..…………………………..……26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

Список использованных источников………….……………………………...40

Практическая  часть……………………………………………………….……42

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование  рыночных отношений в стране заставило  по-новому подойти к постановке учета  на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Ведь неэффективное его использование приводит к сокращению объемов производства или реализации, что в свою очередь уменьшает доходы предприятия, а, соответственно, отражается и на прибыли. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного учета и аудита.

Первичный учет представляет собой начальную стадию системного восприятия и регистрации  отдельных операций, характеризующих  хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии. На этой стадии учетной работы первоначальные сведения о хозяйственных процессах и явлениях, возникающие на многочисленных участках, в цехах, на складах, пунктах приемки и отгрузки готовой продукции и других подразделениях предприятия, отражаются в первичных документах.

Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что первичный учет является базой  бухгалтерского учета, результаты анализа  состояния первичного учета на 70—80% можно проецировать на всю систему  бухгалтерского учета и систему внутреннего контроля на предприятии.

Эффективная организация  системы первичного учета становится в настоящее время насущной проблемой, требующей если не немедленного, то достаточно оперативного решения. Связано  это с тем, что сегодня значительная часть российских предприятий, переживших все экономические и политические кризисы и катаклизмы последнего десятилетия и, тем не менее «оставшихся на плаву», перешли к качественно новому этапу своего развития. Накоплен определенный опыт функционирования организаций в условиях рыночной экономики, при этом коренным образом изменился подход к ведению бизнеса.

Ведение первичных  учётных документов осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.

Основная цель курсовой работы состоит в изучении действующих методик документооборота первичных бухгалтерских документов.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

- дать определение  понятию первичных учётных документов  и показать их значение при организации бухгалтерского учёта на предприятии.

- рассмотреть  классификацию первичных учётных  документов.

- показать существующие  формы первичных учётных документов

- охарактеризовать  систему документооборота первичных  учётных документов.

- рассмотреть документооборот первичных документов в организациях различной формы собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ОСНОВЫ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА НА  ПРЕДПРИЯТИИ

 

    1. Понятие первичных учетных документов и их значение

 

Документ –  письменное свидетельство факта  хозяйственной операции.

Хозяйственная операция — событие, которое характеризует  отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования.

Материальным  носителем учетной информации является учетный бланк или магнитный диск в зависимости от способа ведения первичного учета. Одни из них фиксируют хозяйственные операции в момент ее совершения, другие создаются на основе данных первичных носителей и служат для удобства последующей обработки информации, а также дают возможность автоматически вводить данные в компьютер.

 Документ  является основанием и подтверждением  учетных записей. Все хозяйственные  факты должны оформляться первичными  учетными документами. Ни одна  операция не может быть отражена  в учете, если на нее нет надлежащим образом составленного документа1.

Документы в  системе бухгалтерского учета имеют  важное практическое, юридическое, контрольно-аналитическое, организационно-управленческое и экономическое значение2.

Практическое  значение документов в оперативно-хозяйственной деятельности заключается в том, что в них правильно и своевременно регистрируются все распорядительные и исполнительные действия (отпуск материальных ценностей со склада в производство, выплата из кассы наличных денег, акцептование счетов поставщиков и перечисление денежных средств с расчетных счетов и др.).

Юридическое значение документов состоит в том, что  они обеспечивают доказательное  обоснование показателей бухгалтерского учета и отчетности, устанавливают  ответственность исполнителей за произведенные хозяйственные операции. Документы или данные документов используются в качестве получения аудиторских доказательств для составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а также в качестве свидетельств при разрешении хозяйственных и судебных споров, возникающих между организациями или между организацией и органами налогового контроля по поводу налоговых правонарушений и т. д.

Контрольно-аналитическое  значение документов заключается в том, что они служат источником контрольных данных при осуществлении внутрихозяйственного контроля за движением имущества с целью установления законности и экономической целесообразности осуществленных операций. Кроме того, документы являются источником получения аудиторских доказательств для внешних аудиторов при проведении ими как обязательных, так и инициативных аудиторских проверок с целью обоснованного решения целей и задач аудита, обусловленных договором между экономическим субъектом и аудиторской организацией. Документы служат также основанием проведения и источником информации контроля и ревизии.

Документы имеют  важное значение и для анализа  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности с целью  выявления причин и виновников недостач, потерь материальных и денежных средств, непроизводительных расходов, для выявления неиспользованных (скрытых) резервов и их мобилизации в производстве.

Организационно-управленческое значение документов заключается в  том, что путем системного использования информации, носителем которой являются бухгалтерские документы, можно добиться оптимального взаимодействия всех функций управления (учета, планирования, прогнозирования, контроля, анализа, регулирования) и всех систем хозяйственного механизма для достижения намеченных экономических показателей и получения максимальной прибыли.

Экономическое значение документов состоит в том, что они позволяют укреплять  хозяйственный расчет в организации  и в ее подразделениях, работающих на принципах самоконтроля, самоокупаемости и самофинансирования. Данные первичных документов используются для определения важных экономических и производственных показателей, таких, как производительность труда, фондоотдача, материалоотдача и т. д.3

Таким образом, первичный бухгалтерский документ является письменным свидетельством того, что хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации. К учету могут приниматься только правильно оформленные первичные документы, которые будут иметь юридическую силу.

Достоверность бухгалтерской информации напрямую зависит от качества составленного  документа. Поэтому каждый первичный  учетный документ должен составляться с соблюдением установленных  правил и требований.

Наиболее распространенный материальный носитель – учетный бланк (напечатанный типографским способом разграфленный лист бумаги) куда заносятся сведения о хозяйственной операции. Они могут заполняться от руки или автоматизировано, что определяется в инструкции по составлению первичных учетных документов. Ряд документов необходимо заполнять только с использованием техники (платежные поручения).

Учетный документ в бланке часто составляется в  нескольких экземплярах, что регламентируется правилами ведения бухгалтерского учета и соответствующими инструкциями.

 

 

    1. Классификация первичных учётных документов

 

Сущность документов и их место в хозяйственной  деятельности организации отражена в их классификации:

По назначению бухгалтерские  документы делятся на:

  • распорядительные;
  • исполнительные (оправдательные);
  • бухгалтерского оформления;
  • комбинированные.

Распорядительные  документы содержат распоряжения, задания, приказы руководителя организации  или других уполномоченных для этого  лиц о совершении определенных операций. К ним относятся: приказы, распоряжения, чеки на получение денежных средств с расчетного счета в банке, платежные поручения на перечисление денежных средств с банковских счетов организации, доверенности на получение товарно-материальных ценностей и др.

Распорядительные  документы не подтверждают факта осуществления хозяйственной операции, и поэтому основанием для учётных записей не являются.

Исполнительные (оправдательные) документы удостоверяют (подтверждают) факт совершения хозяйственных  операций. К ним относятся накладные  на выдачу материальных ценностей, лимитно-заборные карты (ведомости) на получение материальных ценностей, наряды на сдельную работу и т. д. Эти документы являются источником информации для текущего и последующего контроля хозяйственных операций.

Документы бухгалтерского оформления составляются с целью подготовки, обеспечения, сокращения и упорядочения учетных записей, а также с целью подготовки исполнительных (оправдательных) и распорядительных документов.  Их роль: на основе представленных распорядительных и оправдательных документов подготовить в дальнейшем соответствующие учётные записи для обработки с целью дальнейшего использования в учётном процессе. Поэтому, они составляются и используются только в бухгалтерии. К таким документам относятся:

-документы  по учету ОС и НМА;

-документы по учету сырья и материалов;

-документы по  учету кассовых операции;

-документы по  учету банковских операции;

-документы по  учету НДС;

-документы по  расчетам с подотчетными лицами;

-документы по  учету рабочего времени и начислению  зарплаты.

Комбинированные документы содержат одновременно признаки распорядительных, исполнительных документов и бухгалтерского оформления. Например, расходный кассовый ордер содержит распоряжение о выдаче денег, подтверждает получение денег (исполнение операции) и включает корреспондирующие счета (дебетуемый и кредитуемый).

По объему содержащихся в документах сведений или по порядку  их составления они делятся на:

Информация о работе Первичный учет и его значение в системе управления организацией