Отчетность бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности и изменений порядка заполнения форм по сравнению с 2002 годом.
Исходя из цели работы, поставлены задачи для изучения. В курсовой работе рассмотрено: Сущность и значение отчетности; состав, структура и требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности; порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности; нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ;

Содержание

Введение 3
Глава I. бухгалтерская отчетность, порядок ее составления. …5
1.Сущность и значение отчетности………………………………………………5
2.Состав, структура и требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности 10
3.Порядок составления и формирование показателей бухгалтерской отчетности. …23
4. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ. …36
Заключение………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………………..…46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     Если  предприятие имеет дочерние и  зависимые общества, то это тоже отражается в пояснительной записке. Еще необходимо раскрывать сведения об изменении учетной политики. Также указываются ограничения прав собственности на имущество и если это акционерное общество - сведения об акциях (выпущенных, выкупленных и причины по которым они выкуплены), существенные события, которые произошли после отчетной даты.

     В пояснительной записке должны быть отражены:

  • текущая платежеспособность,
  • ликвидность,
  • деловая активность,
  • долгосрочная платежеспособность,
  • финансовая структура и доходность.

     Аудиторское заключение

     В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

     Итоговая  часть аудиторского заключения удостоверяет степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятий.

     Проанализировав изменения, которые произошли в 2003 году в формах отчетности положительным изменением считаем то, что как и в международных стандартах в финансовых отчетах содержаться цифры за предшествующий период. Это несомненно повышает аналитичность отчетов. Однако заметим, что эти изменения произошли только с формой №1 и №2, а формы №3, 4, 5 лишь частично содержат сведения прошлого периода, что затрудняет проведение финансового анализа. Ведь для того, чтобы сделать правильные выводы и принять правильное решение необходимо располагать не только отчетами за текущий период времени, но и за прошлые периоды, которые доступны не для любого пользователя.

     В приведенных таблицах (см. Приложение 9-11) отражены те немногие показатели, взаимоувязка которых должна быть соблюдена в отчетности всех без исключений предприятий. В новой форме баланса по строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показывают прибыль (убыток) как отчетного года , так и прошлых лет. Поэтому суммы строки 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» формы №2 и строки 470 формы №1 будут совпадать только в том случае, если на начало года по счету 84 было нулевое сальдо или фирма начала работать в 2003 году.  

     4.Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ

     В настоящее в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

     Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996г. и одобрен Советом Федерации 20 марта того же года, (ред. от 30.06.2003г.), с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2004г.. Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству Финансов Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

     В Законе о бухгалтерском учете  дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

     Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

       В одном ряду с Законом о  бухгалтерском учете стоят другие  законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208 ФЗ от 26.12.1995г.(ред. от 24.02.2004г.), Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. От 21.03.2002г.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ.

     Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, не смотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

     Второй  уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

     В этих ПБУ рассматриваются отдельные  методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 ПБУ (см. список литературы [1-20].

     Третий  уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

     Если  документы второго уровня обязательны  для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 22 июля 2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

     Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

     Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства.

     Чтобы правильно составить отчетность за 2003 год, необходимо учесть все изменения  в законодательстве. В минувшем году их немало. Помимо новых форм отчетности, были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета. Этот документ дополнили новыми счетами 09 и 77 для учета отложенного налога на прибыль. Разъяснил Минфин и как отражать расходы по НИОКР. Стоимость тех работ, которые дали результаты и разработки которых будут использоваться в дальнейшем, теперь надо учитывать в составе нематериальных активов на счете 04.

     Кроме того, с 1 января 2003 года начали действовать  сразу четыре новых Положения  по бухгалтерскому учету: «Информация  о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), «Учёт расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) и «Учёт финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Таким образом, составляя годовую отчетность, бухгалтер должен учитывать требования этих стандартов бухгалтерского учета.

     Также необходимо отметить, что в 2003 году были выпущены Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Появилась и методичка по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий.

     И наконец, самое свежее нововведение. Снова появились официально утверждённые коды строк в формах отчетности –  они нужны для органов статистики. Коды приведены в совместном приказе  Госкомстата России и Минфина  России от 14 ноября 2003г. № 475/102н.

     В марте 1998 года Правительство РФ приняло  решение о реформировании бухгалтерского учёта в стране в соответствии с МСФО. Летом 1999 года Министр финансов РФ, в интервью информационному бюллетеню "Accounting Report" сказал, что в 1999 году "продвижение этих инструментов идёт достаточно успешно. Но хочу ещё раз подчеркнуть, что это не будет полная копия МСФО.… Так не получится в силу того, что нельзя рассматривать систему бухгалтерского учёта «изолировано». Прежде всего, её нельзя отрывать от отечественных учётных традиций и законодательства.

     Раньше  планы счетов не менялись десятилетиям - это было оправдано в плановой экономике, но совершенно нетерпимо в современных рыночных условиях. Новые национальные стандарты и ранее действующий план счетов не позволяли составлять финансовую отчётность в полном соответствии с МСФО, да для большинства российских организаций этого и не требуется.

     Компании, входящие в листинг на мировых  фондовых биржах или планирующие  продвижение на мировые фондовые рынки своих финансовых инструментов, обязаны составлять и представлять финансовую отчётность в полном соответствии с требованиями МСФО. В мае 1999 года Министерство финансов РФ разрешило таким компаниям представлять сводную финансовую отчётность консолидированной группы организаций в полном соответствии с МСФО и не составлять таковую по российским стандартам и правилам. Но воспользоваться этим решением весьма не просто, так как применяемый в России сокращённый План счетов бухгалтерского учёта не позволяет получить однозначно идентифицируемую развёрнутую информацию по методике МСФО, обеспечить необходимые данные для требуемого раскрытия отчётной информации.

     Компании  составляют свою финансовую отчётность по российским правилам, а затем  прибегают к весьма дорогостоящим услугам аудиторских фирм для трансформации этой отчётности в соответствии с МСФО, но добиться необходимой прозрачности трансформированной финансовой отчётности не удаётся из-за недостаточности учётной информации, на что постоянно жалуются иностранные пользователи отчётности. Российские компании на мировых фондовых рынках оказываются в неравных условиях с другими компаниями, сталкиваются с неоправданными трудностями в отношениях с инвесторами.

     В течение трех лет проводилась  разработка проекта плана счетов плана счетов бухгалтерского учёта коммерческой, финансовой и производственной деятельности в РФ. После неоднократных обсуждений на заседаниях методологического совета по бухгалтерскому учёту и отчётности Министерства финансов РФ был избран европейский подход к разработке плана счетов для российских организаций.

     В плане счетов отдельными массивами  выделяются счета финансового учёта – балансового и забалансового – и управленческого учёта. Последние позволяют получить конфиденциальную учётную информацию для внутреннего управления компанией.

     Все счета разделены на десять классов. Первые семь классов от нулевого до шестого относятся к финансовому учёту, седьмой и восьмой – к управленческому учёту. В девятый (последний) класс объединены забалансовые счета. Все классы подразделяются на группы счетов. Каждая группа включает до девяти однородных счетов, что позволяет почти на порядок увеличить число применяемых счетов по сравнению с ранее действующим планом.

     Расширенная номенклатура синтетических счетов разрешает получить на счетах прозрачную и детальную информацию для составления надёжной и полезной для пользователей финансовой отчётности в полном соответствии с МСФО. Выделение отдельных классов счетов для учёта расходов и доходов позволяет формировать на счетах финансового учёта данные для составления налоговой отчётности. План счетов не заменяет и не подменяет стандарты бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Он определяет только методику единообразного отражения и обобщения на счетах данных о фактах хозяйственной деятельности, характеризует содержание конкретных счетов, указывает возможную их корреспонденцию, значение и интерпретацию сальдо на счетах.

Информация о работе Отчетность бухгалтерского учета