Отчет о прибылях и убытках

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Роль отчетности особенно возросла в связи с тесным сближением национальных экономик ведущих индустриальных стран мира, что потребовало унификации методов и принципов составления финансовой отчетности. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных предприятий, но и объединений и министерства.

Содержание

Введение 3
1.Значение и сущность отчета о прибылях и убытках 6
1.1. Общие требования к составу бухгалтерской отчетности организации 6
1.2. Нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую (финансовую) отчетность 9
1.3. Понятие, сущность и основные правила составления отчёта о прибылях и убытках 13
1.4. Информационная сущность отчета о прибылях и убытках в свете требований МСФО 15
2. Содержание и структура отчёта о прибылях и убытках 20
2.1. Структура отчёта о прибылях и убытках 20
2.2. Показатели отчёта о прибылях и убытках 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Практическая часть 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Отчет о прибылях и убытках моя.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     В одном ряду с Законом о бухгалтерском  учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, например, Указ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», Постановления Правительства РФ, например, Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

     Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ утверждённое Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

     Второй  уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

     В этих ПБУ рассматриваются отдельные  методологические вопросы учета  конкретных операций, например, учета  основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности - это, прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

     С вступлением в силу ПБУ 18/02 «Учёт  расчётов по налогу на прибыль, утверждённый приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н  введены новые показатели «Отложенные  налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства», которые отражаются в бухгалтерском учёте отдельными счетами 09 и 77. Отложенные налоговые активы – это часть отложенного налога на прибыль которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Под отложенным налоговым обязательством понимается часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль. Отложенные налоговые активы и обязательства появляются в случае возникновения временных разниц, связанных с различными моментами признания дохода (расхода), принимаемых для целей бухгалтерского учёта и налогообложения прибыли.  К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкцию по его применению утверждённую Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н в редакции Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 №38н. План счетов является базовым документом системы бухгалтерского учета в России. План счетов — документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.

     Третий  уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

     Если  документы второго уровня обязательны  для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчётности текущего года, являются документами третьего уровня (например, Приказ Минфина Росси от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», являются документами четвертого уровня.

     Формирование  современной системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности - МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

     С целью приведения национальной системы  бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, о которой уже упоминалось выше.

     Достоверной и полной считается бухгалтерская  отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами бухгалтерского учета.

     1.3. Понятие, сущность и основные правила составления отчета о прибылях и убытках

     Отчет о прибылях и убытках - форма бухгалтерской  отчетности, которая отражает финансовый результат деятельности организации за определенный период.

     В этом документе фирма показывает свои доходы и расходы на основании данных бухгалтерского учета. Доходы отражаются в учете согласно нормам ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н (далее - ПБУ 9/99). Правила бухгалтерского учета расходов установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (далее - ПБУ 10/99). Кроме того, в отчете о прибылях и убытках показывают отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и сумму уплаченного налога на прибыль согласно ПБУ 18/02.

     Типовая форма отчета о прибылях и убытках  утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчётности организации». На ее основании организация имеет право разработать собственную форму с учетом специфики деятельности. Соответствующее положение необходимо закрепить в учетной политике организации и утвердить форму № 2 в качестве приложения к приказу об учетной политике.

     Показатели  об отдельных доходах и расходах могут приводиться в отчете о  прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности. Таким образом, организация самостоятельно определяет степень детализации показателей бухгалтерской отчетности и необходимость вынесения соответствующих сведений в пояснения (при этом содержание пояснений разрабатывается организацией). Вместе с тем организация обязана выполнять предписание бухгалтерских стандартов, в частности п.18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации», согласно которому выручка и прочие доходы, составляющие 5% (и более) от общей суммы доходов организации за отчётный период, указываются по каждому виду в отдельности. Одновременно в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п.21.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

     По  каждому числовому показателю бухгалтерской  отчетности, кроме отчета, составляемого  за первый отчетный период, должны быть приведены данные за конкретный временной  отрезок.

     Случается, что показатели за отчетный период не сопоставимы с показателями за аналогичный период прошлого года. В основном, это случается, когда в законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету, а также в учетную политику организации вносятся изменения.

     Чтобы правильно составить отчет о прибылях и убытках, нужно скорректировать данные за прошлый год исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, ее вызвавших.

     Отчет о прибылях и убытках строится по аналитическому принципу с разделением на несколько информационных зон (Рисунок 1).

     

Рисунок 1 – Аналитический  принцип построения отчета о прибылях и убытках

     1.4. Информационная сущность отчета о прибылях и убытках в свете требований международных стандартов финансовой отчетности

     Отчет о прибылях и убытках служит как  бы связующим звеном между балансовыми  отчетами прошлого и нынешнего учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в нынешнем балансе по сравнению с прошлым. Иначе говоря, этот отчет показывает, как изменяется капитал акционеров компании под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.

     Согласно  МСФО компании пользуются значительной степенью свободы при выборе формата  предоставления отчета о прибылях и  убытках. Существуют два способа  его составления – одношаговый  и многошаговый. При одношаговом способе позиции отчета о прибылях и убытках делятся на две категории: доходы и прибыль, с одной стороны, и затраты и убытки – с другой. Получение показателя прибыли осуществляется в один шаг – посредством вычитания общей суммы расходов из общей суммы доходов. Обычно при использовании такого способа строка прибыли носит название прибыль от операций или прибыли от непрерывных операций. В российской системе бухгалтерского учета аналогом этого показателя является прибыль от основной деятельности. При наличии у компании дохода от операций, не являющихся непрерывными, т.е. не повторяющихся периодически из года в год, используется многошаговый метод, поскольку МСФО, в частности, GAAP, требует отдельного отражения таких операций и вычисления чистого дохода по ним.

     При многошаговом способе в отчете о  прибылях и убытках раздельно показываются основная деятельность, деятельность, не повторяющаяся от периода к периоду, финансовая деятельность, налоговые платежи, операции филиалов компании, отчетность которой не консолидирована в ее собственную отчетность, и прочие подобные показатели. Этим объясняется название данного способа – многошаговый, поскольку, чтобы получить показатель чистого дохода по компании в целом, нужно сделать несколько предварительных шагов, а именно подсчитать промежуточные итоги по отдельным видам деятельности и рубрикам.

     Как правило, в отчет о прибылях и  убытках, подготовленный многошаговым методом, включает следующие рубрики:

     I.Основная деятельность

     А. Доход или продажи. В рамках данной рубрики показываются различные источники дохода от основной деятельности, а также итоги всевозможных событий, способных повлиять на размер доходов, - скидки, возврат проданных изделий и т.д.

     В. Затраты на реализованную продукцию или предоставленные услуги - российским аналогом этого показателя является себестоимость реализованной продукции – показаны все прямые затраты на реализованные товары или услуги, которые признаются при реализации этих товаров и услуг и непосредственно направлены на получение дохода от реализации. Алгоритм вычисления этих показателей может быть приведен в отчете или в примечаниях и сносках к нему.

     С. Валовая прибыль (общая моржа) – разница между доходами от основной деятельности и прямыми расходами на нее.

     D. Затраты на сбыт (реализацию). В этой рубрике отражается информация о сбытовых расходах компании. Данная категория затрат включает расходы на маркетинг, рекламу, заработную плату сотрудников системы сбыта, доставку продукции потребителю, а также накладные расходы, возникающие в ходе сбытовой деятельности.

     Е. Общие и административные затраты — расходы на управление компанией и расходы общего характера, не связанные с производством конкретного товара или услуги.

     F. Прочие затраты на основную деятельность — все остальные относительно значительные затраты на основную деятельность, не вошедшие в приведенные выше категории затрат. С учетом значительной роли налога на добавленную стоимость в России его можно включить в эту категорию затрат, начисляя затраты на ее выплату пропорционально объему продаж. G. Прибыль от основной деятельности до налогообложение - разность между доходами и всеми перечисленными выше видами затрат.

Информация о работе Отчет о прибылях и убытках