Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:49, курсовая работа
В соответствии с пунктом 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Качество товара должно подтверждаться сертификатом качества. Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ установлена обязательная и добровольная сертификация.
Введение……………………………………………………стр. 3
1. Общие положения о приёмке товара…………………..стр. 4
2. Документальное оформление поступления товаров… стр. 7
3. Бухгалтерские и налоговые аспекты приёмки товаров от
поставщика………………………………………………стр. 12
4. Списание товарных потерь в пределах норм естественной
убыли …………………………………………………….стр. 15
5. Списание товарных потерь сверх норм естественной
убыли……………………………………………………..стр. 17
6. Бухгалтерский учёт пересортицы товаров……………..стр. 18
7. Учёт возврата товаров…………………………………...стр. 19
Список литературы…………………………………………стр. 22
Доверенности на получение товара выдаются только сотрудникам организации-получателя. Выдача доверенностей лицам, не работающим в данной организации, не допускается. Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими на то уполномоченными, и заверяется печатью организации.
Если товар получает представитель организации-покупателя по доверенности (с печатью), то печать организации-покупателя на товарной накладной не ставится.
При доставке товаров автомобильным
транспортом оформляется «
Так как Госкомстатом России (сейчас Федеральная служба государственной статистики) форма ТТН не утверждена в качестве унифицированной, каждая организация должна утвердить её своим распорядительным документом.
При доставке товаров железнодорожным
транспортом в качестве сопроводительного
документа выступает «
Счёт-фактура для торгового предприятия выступает основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Для оплаты поступающих товаров оформляется Счёт. Счёт выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.
Оприходование поступивших товаров оформляется путём наложения штампа на сопроводительном документе, удостоверяющего количество или качество поступивших товаров.
Если при приёмке товаров по количеству и качеству нет расхождений между документами поставщика и фактическими данными приёмной комиссии, то оформляется «Акт о приёмке товаров» по форме № ТОРГ-1. Если по каким-то уважительным причинам работа по приёмке товаров прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте. Акт по форме ТОРГ-1 составляется отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Один экземпляр акта остаётся у покупателя, а другой передаётся поставщику.
В акте записываются реквизиты поставщика, изготовителя и получателя товара, номер и дата акта, место приёмки, реквизиты договора, вид транспортного средства, доставившего товар, данные о сертификате соответствия на закупаемый товар (номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ, и срок его действия) и другие сведения. На последней странице акта члены комиссии подтверждают правильность сведений, указанных на предыдущих страницах, и пишут своё заключение о приёмке товара. Если представитель поставщика участвует в приёмке, то он расписывается в получении акта. Здесь же подписывается главный бухгалтер грузополучателя. В акте выделено место для записи решения руководителя по поводу приёмки товара. Заведующий складом расписывается на этой же странице в получении товара и тары на ответственное хранение, а руководитель утверждает документ.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об активировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально-ответственные лица торговой организации и другие лица, предусмотренные в условиях договора.
В случаях, когда при приёмке товарно-материальных ценностей установлены расхождения по количеству и качеству с данными сопроводительных документов поставщика, приёмной комиссией оформляется «Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приёмке товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-2) в двух экземплярах. Один – для учёта движения материальных ценностей, другой – для направления претензионного письма поставщику.
Если при приёмке импортных товаров установлено их ненадлежащее качество, некомплектность и недостача, составляется «Акт об установлении расхождений в количестве при приёмке импортных товаров» (форма № ТОРГ-3).
Товары, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в этих актах не перечисляются, о чём в конце акта делается отметка: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Количество экземпляров составляемых актов и комплектность документов обосновывается реальной ситуацией. Обычно акт по форме № ТОРГ-2 на отечественные товары составляется в 4-х экземплярах, а акт по форме № ТОРГ-3 на импортные товары – в пяти экземплярах. Акт по форме № ТОРГ-3 составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Приёмка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и при приёмке товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и/или качества товара договору, составляется рекламационный акт в присутствии материально-ответственного лица, покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта при его отсутствии) и экспертов Торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей Торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Учёт первичных документов
по приходу товаров материально-
Во всех случаях, когда при приёмке груза от органов транспорта устанавливается повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от органа транспорта составления «Коммерческого акта» (отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта – при доставке груза автомобильным транспортом), порядок составления которого закреплён в соответствующих уставах органов транспорта, Правилах перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, Правилах составления актов.
К товарным потерям относится также завес тары (разница между фактическим весом тары из-под товара и её массой по трафарету). Все товары, по которым может быть произведён завес тары, регистрируются в «Журнале регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары» (форма № ТОРГ-7). Записи в журнал производятся бухгалтером на основании приёмных товарных документов.
Завес тары оформляется «Актом о завесе тары» (форма № ТОРГ-6), составленным в одном экземпляре членами комиссии с участием представителя заинтересованной организации и передаётся материально-ответственным лицом с товарным отчётом в бухгалтерию организации.
В случае, если масса тары превышает массу, указанную в сопроводительных документах поставщика, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе продажи товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путём оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.
3. Бухгалтерские и налоговые аспекты приёмки товаров от поставщика.
При поступлении от поставщиков товаров соответствующего количества и качества в бухгалтерском учёте торговой организации приёмка товаров будет отражена в общепринятом порядке.
В том случае, если товары согласно учётной политике учитываются по цене приобретения, в учёте должны быть сделаны следующие записи:
дебет счёта 41 «Товары» кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - оприходованы товары по цене приобретения;
дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - отражён в учёте налог на добавленную стоимость на поступившие товары.
Если товары учитываются по продажной цене, схема имеет вид:
дебет счёта 41 кредит счёта 60 – оприходованы товары по цене приобретения;
дебет счёта 19 кредит счёта 60 – отражён в учёте налог на добавленную стоимость на поступившие товары;
дебет счёта 41 кредит счёта 42 «Торговая наценка» - отражена в учёте торговая наценка на поступившие товары.
Приведённая корреспонденция счетов используется, как правило, тогда, когда товары учитываются на счёте 41 по покупным ценам, т.е. отсутствуют какие-либо другие расходы, связанные с приобретением товара.
Если при приёмке поступивших в организацию товаров выявлены недостачи и порчи, то необходимо руководствоваться положениями Методических указаний по бухгалтерскому учёту МП3, в которых подробно разъяснён порядок списания недостач в пределах и сверх норм естественной убыли.
В соответствии с пунктом 58 Методических указаний по бухгалтерскому учёту МП3 недостача и порча товаров, выявленная организацией при приёмке, должна быть отражена в учёте следующим образом:
сумма недостач и порчи товаров в пределах норм естественной убыли определяется путём умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на продажную цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются;
недостачи и порча товаров сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость
1) стоимость недостающих и
2) сумма транспортно-
3) сумма налога на добавленную
стоимость, относящаяся к
Товарные потери, возникающие от естественной убыли, боя исчисляются по нормам в порядке, установленном действующими инструкциями.
Нормы естественной убыли применяются в тех случаях, когда при приёмке обнаружена фактическая недостача товаров против массы, указанной в сопроводительных документах. В нормы не включаются потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разница между фактической массой тары и массой по трафарету.
Если при приёмке товаров выявлено несоответствие договору, то бухгалтер в любом случае должен кредитовать счёт 60 по итогу полученного счёта. Это связано с тем, что поставщик может, как признать, так и не признать полностью или частично предъявляемую ему претензию. Таким образом, поставщик считается кредитором на полную сумму выставленных им счетов. Объём кредиторской задолженности не уменьшается до момента признания кредитором нарушения обязательств и размера нанесённого ущерба. Но покупатель обязан отразить также и сумму выставленных поставщику претензий.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов, если недостача (порча) товаров выявлена при приёмке ценностей, то в бухгалтерском учёте она отражается записью:
дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - только на сумму естественной убыли товаров (недостачи в пределах, предусмотренных в договоре, величин);
дебет счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Расчёты по претензиям» - на величину недостачи (порчи) товаров сверх норм естественной убыли (сверх оговорённой величины).
На счёте 94 следует отражать только недостачи ценностей, которые являются собственностью торговой организации. Недостача товаров, в пределах предусмотренных норм, считается потерями получателя, поэтому в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта подлежит отражению по дебету счёта 94 и кредиту счёта 60.
Ценности, которые получатель недополучил по вине поставщика (транспортной организации), он не признаёт своей собственностью, поэтому недостачу (порчу) товаров отражает по счёту 76, субсчёт «Расчёты по претензиям», по дебету которого отражаются расчёты по претензиям:
к поставщикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок;