Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа
В России вхождение многих организаций в рыночную экономику обусловило проблему представления полной финансовой информации о деятельности организации и имущественном положении на опре¬деленную дату. Среди групп внешних пользователей такой информа¬ции (инвесторы, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительство и правительственные учрежде¬ния, общественность) ее предоставление особенно важно для инвес¬торов и будущих акционеров организации.
Введение 1-6
Глава 1. Бухгалтерский учет в России в условиях рыночных отношений 4
1.1 Нормативные документы в бухгалтерской отчетности 4
1.2 Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности 4-8
1.3 Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности 6-10
1.4. Состав бухгалтерской отчетности 8-13
Глава 2. Особенности состава бухгалтерской отчетности в России, вытекающие из нормативных документов 11
2.1. Бухгалтерский баланс 11-23
2.2 Отчет о прибылях и убытках 21-27
2.3 Другие составляющие отчетности 25-31
Глава 3. Практическая часть 29
3.1 Форма № 1 «Баланс» 29-34
3.3 Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» 34-36
Заключение 35-38
Список использованных источников 37-40
Приложения 39-61
В строке 070 "Проценты к уплате" записывают суммы процентов, которые предприятие должно в отчетном периоде уплатить по векселям, облигациям, полученным кредитам и займам.
Строка 080 "Доходы от участия в других организациях". Доходы от долевого участия в уставных капиталах других предприятий и дивиденды по акциям отражаются в бухгалтерском учете по мере объявления их размеров источником выплаты. При заполнении строки используется оборот по кредиту счета 91-1 в корреспонденции со счетом 76 субсчет 3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам".
По строке 090 "Прочие доходы" учитывают прочие доходы. Их перечень приведен в п. п. 7 и 9 ПБУ 9/99.
В строке 100 "Прочие расходы" отражаются расходы, поименованные в п. п. 11 и 13 ПБУ 10/99. Показатель записывается в круглых скобках.
При необходимости организация имеет право ввести дополнительные строки в форму N 2. Рассмотрим, в каких случаях это нужно сделать при отражении расчетов по налогу на прибыль.
В строке 151 "Налог на прибыль прошлых лет" следует отражать сумму налога на прибыль, доначисленную в связи с обнаружением ошибки в налоговом учете за предыдущие налоговые периоды. Так рекомендуют поступать специалисты Минфина России в Письме от 23.08.2004 N 07-05-14/219.
Строка 152 "Штрафные санкции по налогам и сборам". Штрафные санкции по налогам и сборам не относятся к прочим расходам организации. Они не поименованы в ПБУ 10/99. По мнению специалистов Минфина России (Письмо от 02.03.2004 N 16-00-16/29), сумму штрафных санкций по налогам и сборам организации должны отражать после текущего налога на прибыль. Для этого необходимо ввести дополнительную строку.
Строку 160 "Налог на игорный бизнес" заполняют организации игорного бизнеса.
Строка 170 "ЕНВД". Организациям, переведенным на уплату ЕНВД по одному из видов деятельности, также нужно заполнить дополнительную строку. В ней указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период (Письмо Минфина России от 18.08.2004 N 07-05-14/215).
Прибыль
По строке 140 "Прибыль (убыток) до налогообложения" показывается финансовый результат (прибыль или убыток) деятельности организации.
Он определяется по формуле:
строка 140 = строка 050 + строка 060 + строка 080 + строка 090 - строка 070 - строка 100.
В строку 141 "Отложенные налоговые активы" вписывают разницу между начисленными и погашенными в отчетном периоде отложенными налоговыми активами.
В строке 142 "Отложенные налоговые обязательства" указывается разница между начисленными и погашенными в отчетном периоде отложенными налоговыми обязательствами.
По строке 150 "Текущий налог на прибыль" отражается сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период (ТНП) (счет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"). Она рассчитывается путем корректировки условного расхода (УР) или условного дохода (УД) по налогу на прибыль на величину постоянных налоговых активов (ПНА) и обязательств (ПНО), а также отложенных налоговых активов и обязательств по следующей формуле:
ТНП = УР (-УД) + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.
Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль определяется путем умножения бухгалтерской прибыли или убытка (строка 140) на ставку налога на прибыль.
Строка 190 "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода". Чтобы заполнить строку, необходимо прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140) увеличить на сумму отложенных налоговых активов (строка 141), а затем уменьшить на величину отложенных налоговых обязательств (строка 142) и текущего налога на прибыль (строка 150). Именно таким образом Минфин России в Письме от 15.09.2003 N 16-00-14/280 рекомендует рассчитывать показатель чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках.
Если организация отражает в форме N 2 суммы штрафных санкций по налогам и сборам, доплаты по налогу на прибыль в связи с обнаружением ошибки, налога на игорный бизнес или ЕНВД, прибыль (убыток) до налогообложения уменьшается еще и на эти суммы.
Коротко остановимся на остальных составляющих бухгалтерской отчетности.
В Отчете об изменениях капитала (форма N 3) раскрывается информация о движении уставного (складочного) капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией.
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать Отчет об изменениях капитала в состав бухгалтерской отчетности (п. п. 3 и 4 Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н). Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не имели оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.
Если для каких-либо случаев изменения уставного, резервного и дополнительного капитала в (форме N 3), рекомендованной Минфином России, строки не предусмотрены, организация должна их добавить.
Данные Отчета о движении денежных средств (форма N 4) должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (п. 15 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). Сведения предоставляются за отчетный и за предыдущий период.
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать форму N 4 в состав бухгалтерской отчетности (п. п. 3 и 4 Приказа Минфина N 67н). Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не продавали товары (работы, услуги), за исключением собственного имущества.
В форме N 4 отражаются данные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств, то есть о дебетовых и кредитовых оборотах по счетам 50 "Касса" (за исключением сумм на субсчете "Денежные документы"), 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" и 57 "Переводы в пути".
Если организации получали и расходовали какие-либо денежные средства в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожарами, стихийными бедствиями и т.п.), эти суммы нужно показать отдельно. Они указываются в пустых строках раздела "Движение денежных средств по текущей деятельности" или по строкам "Прочие доходы", "На прочие расходы".
Каждая группа строк, посвященных отдельному виду деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая деятельность), заканчивается итоговой строкой "Чистые денежные средства...". Показатель этой строки рассчитывается как разность между суммой полученных в связи с этой деятельностью денежных средств и суммой, направленной для осуществления этой деятельности.
В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в форме N 1.
Этот отчет могут не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства , не подлежащие обязательному аудиту, некоммерческие организации, а также общественные организации (объединения), которые не осуществляли предпринимательскую деятельность.
Каждый раздел состоит из одной или нескольких таблиц. Коды строк в этих таблицах организации проставляют самостоятельно.
Если у организации нет данных по каким-либо активам, обязательствам, доходам, расходам, то соответствующие строки (разделы) в состав формы N 5 не включаются.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) составляют некоммерческие организации, в том числе общественные организации и объединения и их структурные подразделения. В нем отражаются суммы, поступившие в отчетном и в предыдущем году в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, и суммы прочих поступлений. Кроме того, расшифровывается сумма израсходованных в отчетном и в предыдущем году денежных средств.
В пояснительной записке приводится дополнительная информация, необходимая для характеристики финансового состояния организации, и расшифровываются отдельные показатели форм бухгалтерской отчетности.
Пояснительную записку могут не составлять:
- субъекты малого предпринимательства;
- общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие оборотов по продаже товаров, кроме выбывшего имущества (работ, услуг).
Пояснительную записку удобно формировать по разделам. Например, структура пояснительной записки может быть такой:
1. Общие сведения.
2. Основные положения учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
3. Расшифровка отдельных показателей отчетности.
4. Информация об аффилированных лицах.
5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
6. Решения учредителей по итогам отчетного года.
На примере российского предприятия ЗАО «Маштекс»
Заполним бухгалтерскую отчетность на 31 декабря 200… года (форму № 1 «Баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках») Исходные данные дл работы смотрите в Приложении 1.
Краткая характеристика предприятия:
1. ЗАО «Маштекс» имеет уставный капитал 825000 руб., который сформирован путем размещения обыкновенных акций в количестве 825 шт., номинальной стоимостью 1000 рублей.
2. Основной вид деятельности – производство средств малой механизации (приборы с дистанционным управлением) – ПК-8; ПК-8М.
3. Организация имеет цеховую структуру:
Цех № 1 – подготовительный;
Цех № 2 – механический;
Цех № 3 – сборочный;
Цех № 4 – ремонтно-строительный;
Цех № 5 – транспортный цех.
4. Согласно коллективному договору в акционерном обществе применяются следующие формы и системы оплаты труда:
- сдельно-премиальная;
- повременно-премиальная.
5. Коллективным договором предусмотрена выплата вознаграждения за выслугу лет для работников со стажем работы в акционерном обществе более 3 лет.
Выписка из приказа об учетной политике ЗАО «Маштекс»
1. Амортизация основных средств начисляется линейным методом.
2. Амортизация нематериальных активов начисляется линейным методом в течение срока полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации). Учет начисленной амортизации ведется на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».
3. Учет заготовления материалов ведется с применением счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
В текущем учете материалы учитываются по учетным (покупным) ценам.
Отклонения в стоимости израсходованных и выбывших материалов определяются по среднему проценту пропорционально учетной стоимости.
4. Затраты на производство продукции (работ, услуг) группируются на прямые и косвенные.
5. Прямые расходы основных цехов учитываются на счете 20 «Основное производство», а косвенные – на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и счете 25 «Общехозяйственные расходы».
6. Прямые и косвенные расходы вспомогательных цехов учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». Аналитический учет ведется по заказам.
7. Косвенные расходы распределяются и включаются в себестоимость каждого вида продукции пропорционально основной зарплате производственных рабочих.
8. Незавершенное производство оценивается по прямым затратам. Остаток незавершенного производства на конец отчетного месяца определяют по данным инвентаризации.
9. Сводный учет затрат на производство продукции ведется по бесполуфабрикатному варианту.
10. Учет выпуска продукции ведется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг).
В течение месяца по дебету счета 40 отражается плановая себестоимость готовой продукции. В конце месяца отклонения фактической производственной себестоимости от плановой отражаются на субсчете 90/2 «Себестоимость продаж». Счет 40 закрывается.
11. Расходы на продажу обособленно учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Ежемесячно фактическая сумма этих расходов включается в полную себестоимость реализованной продукции по дебету субсчета 90/2 «Себестоимость продаж».
Выручка от продажи продукции, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в учете признаются по методу начислений.
12. Для равномерного включения в себестоимость продукции расходов на ремонт основных средств создается резерв на ремонт оборудования.
13. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
- отчисления в резервный фонд в размере 5% от прибыли;
- выплата дивидендов (45% от прибыли);
- капитализация прибыли (20% от прибыли на развитие производства);
- на текущие расходы и социальные нужды коллектива организации (30% от прибыли).
Форма № 1 «Баланс»