Особенности проведения аудиторской проверки в банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы: охарактеризовать особенности аудита банковской деятельности, а также сравнить банковскую деятельность с деятельностью организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность;
ознакомиться с подготовкой документов отчетности в банковской сфере;
продемонстрировать на примере банка «МДМ» планирование аудита, порядок его проведения и выводы по результатам проведенного аудита.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Отличительные особенности банковской деятельности от деятельности организации
Нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность …………………………………………………………………5
Особенности организации ведения учета и составления отчетности в банке…………………………………………………………………………..6
Особенности отражения банковских операций в его бухгалтерском учете и в его бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………..10
Глава 2. Проведение аудиторской проверки в коммерческом банке (на примере банка «МДМ»)
2.1. Планирование аудита банка ………………………………………….….14
2.2. Порядок проведения аудита банка………………………………………15
2.3. Выводы по результатам аудита банка………………………………..…18
Заключение……………………………………………………………..……..…19
Список литературы……………………………………………………..……..…21
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 71.92 Кб (Скачать)
    1. Особенности отражения банковских операций в его бухгалтерском учете и в его бухгалтерской (финансовой) отчетности

Банковский финансовый отчет составляется на определенную дату, и отражает состояние всех используемых денежных средств, как  собственных, так и привлеченных, их размещение в различных проводимых банками операциях и эффективность  использования. По сути, этот документ является характеристикой реального  положения дел в банке.

Как известно, составление  финансовых отчетов о деятельности банка является неотъемлемой частью деятельности руководства банка, своеобразным свидетельством о проделанной работе, предъявляемым учредителям банка. Достоверность этого отчета может быть проверена с помощью независимых экспертов. Провести анализ банковских финансовых отчетов могут представители государственных структур, сотрудники налоговой инспекции или специальные компании, занимающиеся аудитом.

Именно аудит, как самая точная и результативная система анализа, интересна как руководству банка, так и его учредителям. С его помощью чаще всего и проводится анализ банковских финансовых отчетов.

В ходе работы, прежде всего, определяется правильность составления  баланса, как основного бухгалтерского документа. При этом обязательно  рассматривается отчет о прибылях и убытках. Для этого определяется соответствие принятой официально учетной политики банка и той методики, которая использовалась фактически при оценке имущества. Затем необходимо проверить, все ли документы включены в отчет. Для этого проводятся выборочные проверки финансовых документов и их соответствие проведенным операциям. Затем проверяется, все ли пассивы и активы нашли отражение в финансовом отчете о деятельности банка. При этом анализируется состояние бухгалтерского учета в целом, проверяется правильность начисления и уплаты налогов.

Все эти показатели находят  свое отражение в бухгалтерском  балансе банка, которые являются частью финансовой отчетности каждого  банка. Баланс является основанием для  оценки уровня ликвидности банка, а  также прогноза эффективности системы  управления деятельностью банка.

Оценка и анализ бухгалтерского баланса банка имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, речь идет о коммерческой тайне проводимых банковских операций, в связи с чем, в этом документе не может быть детализации, нарушающей ее. Но при этом баланс должен быть наглядным и достоверным, и клиенты, при ознакомлении с ним, должны иметь возможность произвести реальную оценку финансового состояния банка. С этой целью баланс банка составляется по унифицированной форме.

Баланс банка, в отличие  от балансов других организаций, составляется ежедневно и является средством  коммерческой информации. С его помощью можно оценивать платежеспособность банка, наличие у него средств  для выдачи кредитов, а также делать вывод о надежности и устойчивости этого финансового учреждения.

Ежедневный баланс банка составляется по итогам операций за истекший рабочий  день до 12 часов следующего рабочего дня. Кроме указанного баланса, составляется  оборотная ведомость, которая представляет собой балансовый документ, отражающий обороты денежных средств за день. Оборотная ведомость включает: остатки средств на начало рабочего дня, оборот за день и остатки средств на конец рабочего дня. При этом свод остатков средств на начало рабочего дня фактически представляет собой баланс банка за предшествующий рабочий день, а свод остатков средств на конец рабочего дня есть развернутая форма баланса банка за отчетный рабочий день.

Месячный баланс и оборотная  ведомость за месяц представляют собой нарастающую сумму ежедневных балансов и оборотных ведомостей. То же самое относится и к составлению  квартальной и годовой отчетности.

Для оценки финансового состояния банка может представлять интерес не только ежедневный баланс банка, но и бухгалтерский баланс за квартал или год.

Изучая и анализируя этот документ можно легко оценить  состояние ресурсов банков, предназначенных  для выдачи кредитов, которые находят  свое отражение на пассивных счетах. Активные счета позволяют оценить  эффективность использования банком денежных средств. На активных счетах, также отражаются денежные средства в кассе банка, затраты на капитальные  вложения, дебиторская задолженность  и привлеченные средства.

Внебалансовые счета отражают наличие денежных средств и других ценностей, переданных банку на хранение. При оценке финансового состояния банка нужно оценить наличие у банка собственных средств, для чего суммируется денежное значение всех его фондов. Этот показатель лежит в основе ликвидности банка, значение которой является основным показателем финансового благополучия банка.

По результатам своей  работы российские коммерческие банки  отчитываются перед государственными органами, представляя следующие  основные формы отчетности:

  • Годовой отчет банка представляется в ЦБ РФ.
  • Экономические нормативы деятельности банка рассчитываются и представляются ежемесячно в ЦБ РФ.
  • Данные, характеризующие кредитный портфель банка, представляются ежеквартально в ЦБ РФ.
  • Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и представляется в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог. Данные меры преследуют несколько целей. Во-первых, ЦБ РФ имеет возможность ежемесячно анализировать достаточно информативные формы отчетности коммерческих банков, и тем самым усилится оперативный контроль за их финансовым состоянием. Во-вторых, это способствует более тесной взаимосвязи данных баланса и информации, содержащейся в общей финансовой отчетности, что повышает достоверность всех форм отчетности банков.

 

 

 

 

 

 

2. Проведение аудиторской  проверки в коммерческом  банке  (на примере банка «МДМ»)

2.1. Планирование  аудита банка «МДМ»

Созданный непосредственно перед  проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с  какой интенсивностью будет проводиться  проверка. Для лучшего обзора и  рациональной постановки задач могут  использоваться графики, диаграммы  и компьютерные системы.

Составляя общий план и программу  аудита, аудиторской организации  следует учитывать степень автоматизации  обработки учетной информации, что  также позволит точнее определить объем  и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы  произвести оценку используемой на предприятии  системы учета и внутреннего  контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть  сроки проведения аудита и составить  график его проведения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской  проверки.

Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость  привлечения экспертов в процессе проведения проверки.

Общий план аудита банка «МДМ» представлен  в Приложение №1. Также в данном  приложение рассчитан  уровень существенности равный 159700 тыс. руб.  Программа аудита банка «МДМ»  представлена в Приложение №2.

 

 

 

2.2. Порядок проведения  аудита банка

При кажущейся простоте учета денежных расчетов, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения  действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой  оборачивается для предприятия  значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной  и договорной дисциплины, а также  содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Наиболее подробно опишем проведение проверки правильности организации и проведения учета операций на расчетном счете. Значительных искажений и ошибок не было обнаружено.

Проведена проверка полноты и точности раскрытия информации по денежным средствам  в отчетности. В итоге, в отчетности информация была полной и точной.

Проведена проверка правильности информации о расчетных счетах, проверка сведений о наличии приостановления операций по счетам в банке. У предприятия  присутствуют документы об открытии счета, договор банковского счета  в рублях, сообщение о приостановлении  операций по счетам в банке. Остаток  средств на конец периода в  предыдущей выписке банка по счету совпадает с остатком средств на начало периода в следующей выписке. Однако, на документах, приложенным к выписке банка отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки. В результате выявленной ошибки, аудитору необходимо произвести выверку информации в учреждении банка. Аудиторская организация написала запрос банку «МДМ» о подтверждении остатков по счетам на конец финансового года.

Проведена проверка хозяйственных  операций по поступлению денежных средств  на расчетный счет. Все, выбранные  операции исходя из значения объема аудиторской  выборки, проверены и некорректных корреспонденций бухгалтерских счетов не выявлено.

Проведена проверка на предмет соответствия условиям договора уплачиваемого банку  вознаграждения и проверка тождественности  данных бухгалтерского учета данным выписок банка на конец дня. Ошибок по условиям договора не выявлено.

Ошибками, выявленные в процессе аудита следующие:

  • Отсутствие выписок банка и исправления в выписках банка.
  • Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.
  • На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки.

Отсутствие выписок банка и исправления в выписках банка. Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в учреждении банка.

Оправдательные документы  к выпискам банка представлены не полностью. Каждая сумма, указанная  в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут  быть платежные поручения, платежные  требования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлению на взнос  наличными и другие документы. Суммы  по выпискам банка должны полностью  соответствовать суммам, указанным  в приложенных к ним первичных  документах. Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, аудитору следует  в письменном виде довести это  до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного  им лица. При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору также следует произвести выверку информации в учреждении банка.

Очень часто отсутствие оправдательных документов свидетельствует о мошенничестве  с наличными денежными средствами при получении. Поэтому следует  проверить правильность и полноту  зачисления денежных средств, сданных  в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанции  к объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и  выписки банка на соответствующую  дату.

На документах отсутствует  штамп банка о принятии документов для обработки. На первичных оправдательных документах, приложенных к выпискам банка, должны присутствовать штамп  банка и подпись операциониста банка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудитору следует произвести выверку информации в учреждении банка.

В процессе аудиторской проверке банка «МДМ» были выявлены следующие искажения.

№ п/п

Рабочий документ

Сущность ошибки

Сумма искажения (тыс. руб.)

1

Выписка банка от 23.01.11, 05.04.11, 06.04.11

Отсутствует штамп банка  о принятии документов для обработки

36 800

2

Выписка банка от 15.10.11, 16.10.11

Обнаружены исправления  в выписках банка

 

      Существенными данные искажения не являются, так как они находятся в пределах уровня существенности (159 700 тыс. руб.).

 

 

2.3. Выводы по  результатам  аудита банка

По результатам проведения аудиторской проверки аудитор направляет директору экономического субъекта письменную информацию по результатам  проведенного аудита.

Информация аудитора должна быть адресована директору экономического субъекта. Она должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит.

Информация готовится в ходе аудиторской проверки и предоставляется руководителю экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии. Она составляется не менее чем в двух экземплярах.

По результатам аудиторской  проверки аудиторская организация  ООО «Аудитор» составляет аудиторское  заключение, а затем акт о выполнении условий договора. Аудиторское заключение представлено в Приложение №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Хозяйственная деятельность банка  отражается в бухгалтерском отчете. На основе информации, фиксируемой  средствами бухгалтерского учета, руководство  банка и заинтересованные участники  рынка производят анализ эффективности  работы банка и выявляют его результативность и надежность, поэтому бухгалтерская  отчетность, подготовленная банком, должна быть достоверной. Банк привлекает для ежегодной проверки и подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с ним или его акционерами.

Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки в банковской сфере