Особенности проведения аудиторской проверки в банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы: охарактеризовать особенности аудита банковской деятельности, а также сравнить банковскую деятельность с деятельностью организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность;
ознакомиться с подготовкой документов отчетности в банковской сфере;
продемонстрировать на примере банка «МДМ» планирование аудита, порядок его проведения и выводы по результатам проведенного аудита.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Отличительные особенности банковской деятельности от деятельности организации
Нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность …………………………………………………………………5
Особенности организации ведения учета и составления отчетности в банке…………………………………………………………………………..6
Особенности отражения банковских операций в его бухгалтерском учете и в его бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………..10
Глава 2. Проведение аудиторской проверки в коммерческом банке (на примере банка «МДМ»)
2.1. Планирование аудита банка ………………………………………….….14
2.2. Порядок проведения аудита банка………………………………………15
2.3. Выводы по результатам аудита банка………………………………..…18
Заключение……………………………………………………………..……..…19
Список литературы……………………………………………………..……..…21
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 71.92 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1.Отличительные особенности банковской деятельности от деятельности организации

    1. Нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность …………………………………………………………………5
    2. Особенности организации ведения учета и составления отчетности в банке…………………………………………………………………………..6
    3. Особенности отражения банковских операций в его бухгалтерском учете и в его бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………..10

Глава 2. Проведение аудиторской проверки в коммерческом  банке (на примере банка «МДМ»)

   2.1. Планирование аудита банка ………………………………………….….14

   2.2. Порядок проведения аудита банка………………………………………15

   2.3. Выводы по результатам аудита банка………………………………..…18

Заключение……………………………………………………………..……..…19

Список литературы……………………………………………………..……..…21

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

 

 

 

 

 

Введение

По мере развития финансового рынка  в Российской Федерации, все больше возрастает роль аудита - независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Данный процесс также усиливается по мере открытия филиалов и представительств российских банков за рубежом. Об этом свидетельствует опыт многих крупных зарубежных компаний, которые оказывают свои услуги во многих странах.

Аудит – это независимая  проверка финансовых отчетов или  относящейся к ним финансовой информации объекта.

Аудит существует в двух основных формах: внешний аудит, внутренний аудит.

Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка, или физическими лицами — независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию.

 В некоторых фирмах  и банках службы внутреннего  аудита существуют на протяжении  нескольких десятков лет, а  сотрудничество с внешними аудиторскими  фирмами носит долгосрочный, а  зачастую и партнерский характер.

Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, управляющие  совместно со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в  какой степени служащие выполняют  свои обязанности в соответствии с политикой и процедурами  банка, а также насколько их действия соответствуют законодательству. Системы  контроля могут включать в себя системы  аудита, анализа качества активов, создание и оценку управления финансовыми  рисками.

Исходя из этого, цель данной работы: охарактеризовать особенности аудита банковской деятельности, а также сравнить банковскую деятельность с деятельностью организации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность;
    • ознакомиться с подготовкой документов отчетности в банковской сфере;
    • продемонстрировать на примере банка «МДМ» планирование аудита, порядок его проведения и выводы по результатам проведенного аудита.

Курсовая  работа по данной теме разделена на 2 главы. 
В Главе № 1 мною были представлены правовые и теоретические основы учета банковских операций. Представлена информация по имеющейся законодательной базе,  рассмотрен государственный контроль за банковскими операциями. Дана информации по данным, которые должны быть отражены в учетной политике банка. Рассмотрены особенности  банковской деятельности.

Глава № 2 посвящена рассмотрению проведения аудита банковских операций на примере банка «МДМ». Создан общий план и программа проведения аудита банковских операций.  В конце главы сделаны выводы по результатам аудита.

 

 

 

 

1. Отличительные  особенности банковской деятельности  от деятельности организации

1.1.Нормативные  документы, регламентирующие банковскую  деятельность 

В настоящее время регулирование  банковской деятельности - сфера банковского  законодательства, в структуре которого принято выделять общие и специальные  законы, а также нормативные акты Банка России. Основой банковского  законодательства являются так называемые специальные банковские законы - федеральный  закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон  о Банке России, Закон о Центральном  банке) и федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках), цель которых - установление основных принципов  организации и функционирования банков и банковской системы в  целом, а также совершение различного рода операций, являющихся формой реализации банковских функций.

Действующими законами, регулирующими  банковскую деятельность, предусмотрены  особенности функционирования кредитных  организаций как юридических  лиц, обладающих специальной правоспособностью. Наличие этих особенностей подчеркнуто  и в корпоративном законодательстве (федеральный закон «Об обществах  с ограниченной ответственностью», федеральный закон «Об акционерных  обществах»). В систему банковского  законодательства входит также федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в котором  впервые в законодательной практике определены особенности финансового  оздоровления коммерческих банков. Для  банковской системы это одна из важнейших  проблем. Поскольку в условиях рыночной экономики банковская система становится жизненно важным общественным институтом, любая неудача, пусть даже одного банка, снижает доверие ко всей этой системе, способствует оттоку средств  из банков и, как следствие, может  привести к разрушению денежно-кредитной системы страны. В этом, прежде всего, сказалась специфика правовой природы кредитных организаций. Особо следует отметить федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и «О кредитных историях». Принятие указанных законодательных актов является частью реализуемой государством и банковским сообществом программы в целях поддержания политической, экономической и социальной стабильности общества, внутренней устойчивости банковского сектора, укрепления доверия к банковской системе.

 

1.2.Особенности  организации ведения учета и  составления отчетности у банка

   Учетная политика коммерческого банка – это документ, отражающий наряду с вопросами учета, внутреннего контроля и некоторые аспекты эффективности управления коммерческим банком и требует профессионального подхода к его разработке.

При формировании учетной  политики коммерческого банка по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых  законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной  политики организация разрабатывает  соответствующий способ исходя из положений  по бухгалтерскому учету.

Таким образом, целями разработки учетной политики коммерческого  банка являются:

- конкретизация порядка  использования допустимых нормативными  актами способов ведения бухгалтерского  и налогового учета;

- придание нормативного  статуса самостоятельно разработанным  способам ведения бухгалтерского  и налогового учета;

- установление механизмов  реализации способов бухгалтерского  и налогового учета в соответствии  со структурой и спецификой  деятельности банка.

В силу различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом учетная политика должна стать связующим  звеном между указанными видами учета, дать возможность составлять консолидированную  отчетность в организациях, имеющих  филиалы и дочерние компании, а  также обеспечить однозначное толкование финансовых результатов деятельности как внутренними, так и внешними пользователями отчетности.  

Правила ведения  бухгалтерского учета, представления  финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики.

Согласно Положению о  бухгалтерском учете любая организация (будь то банк или промышленное предприятие) должна выбрать и претворить в  жизнь свою учетную политику. Однако, как показывает практика аудиторских  проверок, многие банки и предприятия  до сих пор не выбрали и не обосновали учетную политику для работы своей  бухгалтерии. Поэтому зачастую в  этих организациях допускаются ошибки и путаница в бухгалтерском учете  имущества, обязательств и хозяйственных  операций из-за необоснованного применения отдельных общепринятых правил.

В бухгалтерском учете  отражается вся информация об имуществе, обязательствах и операциях кредитной  организации, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным.

При формировании учетной  политики по конкретному направлению  ведения и организации бухгалтерского учета, как правило, возникает необходимость выбора одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. Если в законодательстве не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то кредитная организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из основных принципов бухгалтерского учета и требований к составлению финансовой отчетности.

            Что касается активных операций с ценными бумагами, то важным моментом в учетной политике банка является определение методов оценки стоимости ценных бумаг, которые могут быть следующими:

    • по фактическим затратам на приобретение;
    • по покупной стоимости;
    • по номинальной стоимости;
    • по рыночной стоимости.

Наибольшие сложности  возникают у банков при определении  порядка учета и налогообложения  операций по купле-продаже иностранной  валюты - как наличной, так и безналичной. Денежные активы и обязательства в иностранной валюте переводятся в российские рубли по официальному обменному курсу ЦБ РФ на дату составления баланса. Положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, отражаются в Отчете о прибылях и убытках как доходы за вычетом убытков от переоценки иностранной валюты.

Кроме названного выше в  учетной политике кредитной организации  должны быть определены порядок создания и использования фондов,  порядок  взаимоотношений с филиалами, отделениями  и другими структурными подразделениями  банка, порядок и сроки проведения инвентаризации материальных ценностей  и т.д.

Система внутреннего контроля в Банке выстроена как комплекс организационных мер, методик и  процедур, используемых органами управления и сотрудниками Банка всех уровней  в качестве средств для соблюдения порядка осуществления и достижения целей и задач, установленных  законодательством Российской Федерации, учредительными и внутренними документами Банка. При этом внутренний контроль предусматривает постоянно осуществляемую деятельность в рамках системы управления Банком, направленную на повышение эффективности управления посредством своевременного выявления нарушений в деятельности Банка (в том числе отклонений от запланированных результатов) и незамедлительного принятия соответствующих корректирующих действий (мер) по их устранению и недопущению подобных нарушений в дальнейшем.

Ответственность за разработку политики Банка в области внутреннего  контроля и ее реализацию возложена  на Совет директоров и исполнительные органы Банка.

Внутренний аудит  – деятельность в рамках мониторинга  внутреннего контроля по независимой  и объективной оценке систем управления, внутреннего контроля и управления рисками и предоставлению рекомендаций по подтверждению их адекватности Советом  директоров и исполнительным руководством Банка, а также рекомендаций по улучшению  качества и повышению эффективности  функционирования этих систем.

Базельский комитет по банковскому надзору является комитетом  органов банковского надзора, который  был создан управляющими центральных  банков стран "большой десятки" в 1975 году. Он состоит из представителей высших должностных лиц органов  банковского надзора и центральных  банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и  США. Как правило, заседания Комитета проходят в Банке Международных  Расчетов в Базеле.

Базельские принципы эффективного банковского надзора требуют  от органов надзора устанавливать  критерии оценки значительных приобретений или инвестиций, осуществляемых банком. В соответствии с Инструкцией  ЦБ № 110-И «Об обязательных нормативах банков» участие в акционерном  капитале юр. лиц ограничивается 25% собственных средств) банка. В соответствии с Положением ЦБ № 215-П средства, инвестируемые банком в акции дочерних и зависимых предприятий, в том числе других банков, являющихся резидентами Российской Федерации, вычитаются из основного капитала банка. 

Рекомендации Базельского комитета относительно оценки структуры собственности  в ходе лицензирования соблюдается  в России не в полной мере. Это  связано с тем, что структуры  собственности банков недостаточно прозрачны с точки зрения законов и правил, устанавливающих требования, предъявляемые к лицензированию банков.

БР имеет право отказать в  даче согласия на совершение сделки купли-продажи  более 20% акций КО, если им установлено, что финансовое положение покупателя акций является неудовлетворительным, что соответствует рекомендациям  Базельского комитета.

 

           Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

           Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки в банковской сфере