Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях

Автор: Олеся Францкевич, 24 Августа 2010 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем сегодняшних предпринимателей. Объясняется это, прежде всего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономического кризиса.

Содержание

Введение
1.Особенности организации бухгалтерского дела на мылых предприятиях
1.1 Критерии отнесения предприятий к категории малых
1.2. Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях
2 Бухгалтерское дело на всех стадиях функционирования организации
2.1 Порядок учреждения и регистрации организации
2.2 Разработка должностных инструкций работников бухгалтерии
2.3 Критерии выбора и обоснования учетной политики
2.4 Разработка графика документооборота
2.5 Процедура ликвидации организации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерское дело 1.rtf

— 313.83 Кб (Скачать)
fy">      - формы ликвидации (добровольная, принудительная, банкротство);

       - достаточности имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта на покрытие долговых обязательств.

      В зависимости от того, производится ли ликвидация по воле самого юридического лица или его учредителей либо помимо и вопреки ей, различают добровольную и принудительную ликвидацию. В добровольном порядке хозяйствующий субъект может быть ликвидирован по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда. Основания для ликвидации юридического лица представлены в ст. 61 Гражданского кодекса РФ (см. рисунок). Требование о ликвидации организации может быть представлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления. 
 
 

       

                                   ┌──────────────────────────────┐

                                   │ Ликвидация юридического лица │

                                   └──────────────┬───────────────┘

                           ┌──────────────────────┴─────────────────────────────┐

                  ┌────────┴────────┐                              ┌────────────┴───────────┐

                  │ Принудительная  │                              │      Добровольная      │

                  │(по решению суда)│                              │(по решению учредителей)│

                  └────────┬────────┘                              └────────────┬───────────┘

                ┌──────────┴─────────────────────┬──────────┐                   │

   ┌────────────┴─────────────────────────┐      │          │                   │

   │    Осуществление   деятельности      │      │          │                   │

   └───┬─────────┬──────────┬─────────┬───┘      │          │           ┌───────┴──┬──────────┬──────────┐

  ┌────┴───┐┌────┴────┐┌────┴────┐┌───┴────┐┌────┴────┐┌────┴────┐ ┌────┴────┐┌────┴────┐┌────┴────┐┌────┴────┐

  │Без над-││Запрещен-││С неодно-││Неком-  ││Признание││Признание│ │Наличие  ││Наступле-││По  исте-││При  дос-│

  │лежащего││ной  дей-││кратным и││мерчес- ││юридичес-││недейст- │ │конфликта││ние   об-││чении    ││тижении  │

  │разреше-││ствующим ││грубым   ││кой ор- ││кого лица││вительной│ │интересов││стоятель-││срока, на││цели, ра-│

  │ния (ли-││законода-││нарушени-││ганиза- ││несостоя-││регистра-│ │участни- ││ств, вле-││который  ││ди  кото-│

  │цензии  ││тельством││ем  зако-││цией,   ││тельным  ││ции юри- │ │ков,  не-││кущих не-││создано  ││рой  было│

  │        ││         ││нодатель-││противо-││         ││дического│ │возмож-  ││обходи-  ││юридичес-││создано  │

  │        ││         ││ства     ││речащей ││         ││лица     │ │ность    ││мость    ││кое лицо ││юридичес-│

  │        ││         ││         ││его ус- ││         ││         │ │принимать││ликвида- ││         ││кое лицо │

  │        ││         ││         ││тавным  ││         ││         │ │легитим- ││ции юри- ││         ││         │

  │        ││         ││         ││целям   ││         ││         │ │ные ре-  ││дическо- ││         ││         │

  │        ││         ││         ││        ││         ││         │ │шения    ││го лица  ││         ││         │

  └────────┘└─────────┘└─────────┘└────────┘└─────────┘└─────────┘ └─────────┘└─────────┘└─────────┘└─────────┘

        Рис. 1   Основания для ликвидации юридических лиц

      Банкротство юридического лица и ликвидация организации-банкрота - понятия не тождественные. Для многих хозяйствующих субъектов процедуры несостоятельности означают смену собственника имеющегося комплекса недвижимости и оборудования и ликвидацию старого юридического лица. Структура баланса вновь образованного предприятия не обременена просроченной задолженностью, расширены возможности привлечения инвестиций без потери времени на реорганизацию и реструктуризацию. Организация, имеющая стабильные заказы, обеспечивает трудовой коллектив работой и своевременно выплачивает заработную плату. Появление платежеспособного спроса дает толчок к развитию бизнеса. Кредиторы, хотя и теряют часть задолженности, но получают перспективу потенциального долгосрочного сотрудничества с организацией. Проигрывает в этом случае только неэффективный собственник, доведший организацию до банкротства.

      Добровольная ликвидация юридического лица производится по решению его учредителей или органа, уполномоченного учредительными документами. Одним из случаев добровольной ликвидации выступает окончание срока, на который создавалась организация. При наличии неустранимых нарушений закона в процессе регистрации организации, участники также имеют право добровольно ликвидировать предприятие. Согласно ст. 90, 99 части первой ГК РФ учредители АО и ООО обязаны принять решение о ликвидации организации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, установленного на дату ее государственной регистрации.

      Решение о ликвидации организации принимается на общем собрании учредителей (участников), где и утверждаются члены ликвидационной комиссии. Обычно структура ликвидационной комиссии представлена людьми, кто хорошо знаком с состоянием дел на предприятии, а председателем ликвидационной комиссии назначается генеральный директор предприятия, который наделен правом подписи платежных банковских документов.

      С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией. Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации предприятия.

      Перед началом ликвидации комиссия помещает объявление об этом в печатных изданиях, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

      Согласно п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организация в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения обязана уведомить налоговую инспекцию о своей ликвидации. Такое уведомление необходимо составить по форме N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации предприятия или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.

      В срок, который установлен для приема требований от кредиторов, ликвидационная комиссия должна выявить дебиторскую задолженность организации и взыскать ее с должников. Для этого она направляет письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество.

      Для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемой организации комиссия обязана провести инвентаризацию ее имущества и обязательств. При этом проводимая при ликвидации предприятия инвентаризация ничем не отличается от обычной инвентаризации - проверке подлежат все позиции активов и источников образования имущества.

      В соответствии с п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. В случае неисполнения указанной обязанности в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно ст. 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

      Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым работником в последний день его работы либо на следующий день после обращения работника за заработной платой. При увольнении работника в связи с ликвидацией предприятия помимо заработной платы работнику выплачиваются компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

      Как только промежуточный ликвидационный баланс утвержден и согласован с регистрирующим органом, можно приступить к погашению долгов. Созданная ликвидационная комиссия выявляет кредиторов, письменно уведомляет каждого из них о ликвидации предприятия. Ликвидационная комиссия определяет порядок погашения задолженности перед кредиторами.

      После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она должна составить заключительный баланс ликвидации (п. 5 ст. 63 ГК РФ), в котором содержится информация об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

     Заключение

      С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ): потребительские кооперативы и коммерческие организации; индивидуальные предприниматели; и крестьянские (фермерские хозяйства).

      Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

     Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

     Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

     - создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

     - ввести в штат должность бухгалтера;

     - передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

     - вести бухгалтерский учет лично.

     Большое значение для субъектов малого и среднего предпринимательства имеет такая льгота, как возможность вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

     В первую очередь субъектам малого предпринимательства Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предложен упрощенный план счетов бухгалтерского учета.

     Следует отметить, что упрощенные правила учета предполагают отказ от применения некоторых бухгалтерских стандартов, в числе которых ПБУ "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. На сегодняшний день он остается одним из самых сложных в применении бухгалтерских стандартов, обязывающим организации вести на базе бухгалтерского налоговый учет.

     Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главный бухгалтер по согласованию с руководителем малого предприятия в зависимости от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия вычислительных средств и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии. Бухгалтерский учет в малых предприятиях может быть организован по обычной форме учета: журнально-ордерной, журнал-главная, автоматизированной и т.п.

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях