Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:52, курсовая работа
Процедуры составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации по существу не отличаются от подготовки бухгалтерской отчетности обычной организации. В то же время, оценка и содержание статей Бухгалтерского баланса, а также состав раскрываемой в Пояснительной записке информации имеют выраженные особенности. В отношении отчетности реорганизуемых организаций особенности проявляются не в оценке показателей отчетности, а в раскрытии данных о проводимой реорганизации в Пояснительной записке. Для отчетности ликвидируемой организации на первый план выходит достоверность представления финансового положения в Бухгалтерском балансе путем уточнения оценок статей отчетности. Информация о реорганизации должна обеспечить пользователей отчетности данными о проведенных в отчетном году измерениях в структуре юридического лица или изменениях его организационно-правовой формы.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности.
Введение 3
1. Составление бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме присоединения и слияния 4
2. Составление бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения 10
3. Ликвидационный баланс организации и порядок его составления 14
4. Практическая часть 29
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения
Порядок ликвидации юридических лиц в общем случае зависит от двух факторов: оснований, по которым производятся эти процедуры, и организационно-правовой формы экономического субъекта. Общие правовые нормы, устанавливающие механизм прекращения деятельности, изложены в статьях 57-65 Гражданского кодекса РФ, а конкретные правила, относящиеся к той или иной организационно-правовой форме, - в соответствующих законах. Так, ликвидация акционерных обществ регулируется главой II Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; обществ с ограниченной ответственностью – главой V Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; производственных кооперативов – главой VIII Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Нормами Гражданского кодекса РФ предусмотрены два вида ликвидации: по решению участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (добровольная ликвидация), и по решению суда (принудительная ликвидация).
Основаниями для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть:
Кроме того, решение о ликвидации может быть продиктовано экономическими причинами (наличие или ожидание убытков от основной деятельности, утрата значительной части активов в результате чрезвычайных событий и др.) или психологическими факторами (нежелание участников организации вести совместный бизнес).
Перечень оснований для принятия судом решения о принудительной ликвидации приведен в статьях 61 и 65 Гражданского кодекса РФ. Он включает:
В случае принятия решения о ликвидации юридического лица участники или орган, принявшие такое решение, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). Полномочия по управлению делами юридического лица переходят к комиссии. На принявших решение о ликвидации лежит также обязанность в трехдневный срок письменно сообщить об этом решении и о назначении ликвидационной комиссии в налоговый орган, осуществляющий внесение записи Единый государственный реестр юридических лиц о том, что организация находится в процессе ликвидации.
В ходе ликвидации предусмотрен особый порядок удовлетворения требований кредиторов юридического лица, установленный статьей 64 Гражданского кодекса РФ:
Требования
кредиторов, выявленные после истечения
срока, установленного ликвидационной
комиссией, удовлетворяются из имущества,
оставшегося после
Очевидно, что данный порядок отличается от порядка расчетов по обязательствам организации, осуществляющей свою деятельность непрерывно, без намерения провести реорганизацию или ликвидацию. Поэтому изменение сроков и очередности расчетов с кредиторами должно найти отражение в бухгалтерском учете и отчетности ликвидируемого юридического лица.
Важно отметить, что переход организации от обычной деятельности к ликвидации может привести к изменению механизма управления и контроля в организации. Если в состав ликвидационной комиссии входят представители участников организации, то можно говорить о сохранении форм и методов защиты интересов владельцев капитала, существовавших в период до принятия решения о ликвидации. В случаях, когда ликвидационная комиссия сформирована судом без учета мнения участников или организация признана несостоятельной и ведение дел поручено конкурсному управляющему, участники, как правило, лишаются возможности эффективно контролировать деятельность организации и оказывать на нее существенное влияние.
Итак, исходя из возможного варианта осуществления контроля и управления ликвидируемой организацией, выделяются два случая ликвидации.
Первый – ликвидация под контролем участников юридического лица. Его применение на практике возможно при условии, когда кредиторы не сомневаются в платежеспособности организации.
Второй случай – ликвидация под контролем третьих лиц (кредиторов, государственных органов и др.), в чьих интересах она проводится. Это случай обычно имеет место, когда имущества организации явно недостаточно для расчетов с кредиторами и участниками. Таким образом, ликвидация под контролем участников направлена на максимальное удовлетворение требований держателей акций (долей, паев), ликвидация под контролем третьих лиц – на наиболее полное удовлетворение требований кредиторов.
В
России законом установлена
Для ответа на первый вопрос необходимо учитывать, сто в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Тем самым установлена единственность баланса юридического лица как формы бухгалтерской отчетности. Кроме того, Законом «О бухгалтерском учете» (пункт 3 статьи 8) предусмотрено, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации, и бухгалтерская отчетность, которая составляется на основе показателей синтетического и аналитического учета, является единой системой данных об организации. Следовательно, от создания до прекращения существования организации в ней не могут составляться параллельные бухгалтерские отчеты. Хозяйственные операции, связанные с ликвидацией, должны в полном объеме отражаться в бухгалтерском учете, данные которого являются основой формирования ликвидационных балансов и других отчетных форм.
В сказанном содержится ответ и на второй вопрос: ликвидируемая организация обязана соблюдать общий порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности, установленные Законом «О бухгалтерском учете». Поэтому если процесс ликвидации продолжается более одного отчетного периода, то по окончании каждого из них необходимо формировать бухгалтерскую отчетность, причем входящие в ее состав бухгалтерские балансы, по сути, будут промежуточными ликвидационными балансами.
На ликвидационную комиссию, а в случае банкротства – на конкурсного управляющего, возлагается ответственность за формирование и представление ликвидационных балансов, которые подлежат утверждению участниками или органом, принявшим решение о ликвидации. В установленных законом случаях балансы должны быть согласованы с уполномоченным государственным органом, например, ликвидационные балансы кредитной организации подлежат согласованию с территориальными органами ЦБ РФ. О составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо уведомить налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию юридических лиц.
Ликвидационная комиссия через специальный печатный орган, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, обязана уведомить о ликвидации организации, а также о порядке и сроке заявлений требований ее кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования объявления о ликвидации. Ликвидационная комиссия обязана также письменно уведомить кредиторов о том, что организация ликвидируется. Для этого используются учетные данные, информация из хозяйственных, трудовых и иных договоров, а также результаты инвентаризации имущества и обязательств организации, обязательность проведения которой в случае ликвидации прямо предусмотрена статьей 12 Закона «О бухгалтерском учете». Инвентаризация проводится в период до даты составления промежуточного ликвидационного баланса и служит основой для отражения в нем отчетных данных.
Выделим особенности содержания и формы ликвидационных балансов по сравнению с операционными бухгалтерскими балансами.
Указанные
особенности, отражающие существенное
изменение условий
Рассмотрим ликвидацию под контролем третьих лиц на примере организации-банкрота.
Дела о банкротстве рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника. В случае принятия судом решения о признании организации банкротом в отношении несостоятельного юридического лица открывается конкурсное производство – процедура, направленная на соразмерное удовлетворение требований кредиторов в процессе ликвидации. Порядок ликвидации в данном случае регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Открытие конкурсного производства влечет следующие последствия для организации-должника:
Конкурсный управляющий помещает в официальном издании сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Кредиторы вправе предъявлять требования к организации в течение двух месяцев с даты опубликования указанных сведений. Если банкротом признается ликвидируемая организация, то этот срок сокращается до одного месяца, поскольку ликвидационная комиссия обязана, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, уведомить кредиторов до обращения в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом.
Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя и иных органов управления должника до момента завершения конкурсного производства. В своей деятельности он подотчетен собранию кредиторов и избранному собранием комитету кредиторов. Тем самым, контроль за деятельностью организации в процессе банкротства переходит от участников к кредиторам, которые в своем заявлении, направляемом в арбитражный суд, определяют требования к кандидатуре конкурсного управляющего и выбирают саморегулируемую организацию, членом которой он является. Управляющий принимает в ведение имущество организации, проводит его инвентаризацию, оценку и продажу.