Особенности бухгалтерского учета нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить организацию бухгалтерского учета нематериальных активов.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность нематериальных активов их классификацию принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов;
- изучить учет поступления, амортизации и выбытия нематериальных активов;

Содержание

I. Теоретическая часть. Организация бухгалтерского учета нематериальных активов……………………………………………………………………………..5
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и классификация нематериальных активов…….5
2. Цели, задачи и методические основы учета нематериальных активов……..7
3. Учет поступления нематериальных активов…………………………..........10
4. Учет амортизации нематериальных активов…………………………..........12
5. Учет выбытия нематериальных активов…………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….17
II. Практическая часть. Вариант 0……………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………………...43
Приложение 1………………………………………………………………….....44

Работа содержит 1 файл

Курсовая бух. учет.docx

— 102.53 Кб (Скачать)

      Нематериальные  активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические  выгоды, т. е. доход.

      В результате проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

      1) для учета нематериальных активов  вследствие их разнообразия по  составу и назначению имеет  место их классификация, исходя  из которой, и составляется  отчетность о наличии и движении  нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств  организуется в бухгалтерии по  их видам, независимо от организационно-правовой  формы собственности предприятия;

      2) аналитический учет, организованный  с применением вычислительной  техники, позволяет сократить  трудоемкость, затраты времени, повысить  качество контроля, обеспечивает  быстрый доступ к информации;

      3) особенностью учета нематериальных  активов, в частности выбытия,  является определение финансового  результата по данной операции  с последующим его отнесением  либо на прибыль, либо на  убытки.

      Все предприятия при учете нематериальных активов должны руководствоваться  соответствующими законодательными и  нормативными документами.

      В настоящее время отражению в  учете нематериальных активов уделено  довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему учета нематериальных активов. В связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации  при организации и определении  порядка и степени использования  данных бухгалтерского учета для  учета амортизируемых активов необходимо определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.

      Организация устанавливает срок полезного использования  по каждому виду амортизируемых нематериальных активов при их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте  или ином аналогичном документе: в бухгалтерском учете - в расчете  на 20 лет; в налоговом учете - в  расчете на 10 лет.

      В отличие от правил бухгалтерского учета  в составе нематериальных активов  учитываются: права владения на “ноу-хау”, секретную формулу или процесс, лицензии на право пользования недрами, а также право на фирменное  наименование и не учитываются организационные  расходы и положительная деловая  репутация.

      К методам, минимизирующим различия, могут  быть отнесены процедуры, которые касаются изменения: типовых форм первичной  учетной документации; положений  учетной политики по бухгалтерскому учету данных активов.

      Исходя  из различий, приведенных выше, организация  может предусмотреть следующие  дополнительные показатели в типовых  формах первичной учетной документации:

      - установление кодов отнесения  объектов по составу - к объектам, принимаемым и не принимаемым  в состав амортизируемого имущества  в налоговом учете. Это касается  включения в состав амортизируемого  имущества объектов жилого фонда  и не включения безвозмездно  полученных объектов; деловой репутации  и организационных расходов и  т. п.; по стоимости - объекты  со стоимостью до 10000 руб. не  принимаются к учету (их стоимость  списывается при вводе в эксплуатацию);

      - выделение двух видов стоимости  вводимых в эксплуатацию объектов  для бухгалтерского учета - первоначальная  стоимость; для налогового учета  - амортизируемая стоимость (первоначальная  стоимость, уменьшенная на сумму  не принимаемых при налогообложении  расходов).

      Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут  формироваться в регистрах на основании показателей одних  и тех же форм первичной учетной  документации, составленных в установленном  законодательством порядке. Используются акт (накладная) приемки - передачи основных средств (ф. № ОС-1) и карточка учета  нематериальных активов (ф. № НМА-1). В зависимости от характера операции и требований нормативных актов  в первичные документы могут  быть включены дополнительные реквизиты.

      В учетную политику предприятия по бухгалтерскому учету в целях  минимизации различий рекомендуется  внести изменения.

      Для унификации отдельных способов учета  и оценки объектов следует предусмотреть  в части нематериальных активов: в состав нематериальных активов  в бухгалтерском учете включаются права владения “ноу-хау”, лицензии на право пользование недрами, фирменное  наименование.

 

II. Практическая часть. Сквозная задача. Вариант 0

 

      На  основании материала:

    1. Открыть бухгалтерские счета, указанные в условие задачи;
    2. Составить журнал регистрации хозяйственных операций за отчетный период;
    3. Разнести хозяйственные операции на бухгалтерские счета. Подсчитать обороты и конечные сальдо;
    4. Составить оборотную ведомость за отчетный период;
    5. Заполнить форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

      6) Заполнить форму № 2 «Отчет  о прибылях и убытках».

 

      Материал  для выполнения практического  задания

 

      ООО «Гермес» осуществляет оптовую торговлю товарами, является плательщиком всех основных видов налогов (НДС, налог  на имущество, налог на прибыль, платежи  в социальные внебюджетные фонды).

      Реквизиты ООО «Гермес» следующие:

      ИНН (индивидуальный идентификационный  номер): 6165085132

      КПП (код причины постановки на учет): 616501001

      ОКПО (общероссийский классификатор предприятий  и организаций): 60572049

      ОКВЭД (общероссийский классификатор видов  экономической деятельности) 51.33 –  оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделиями

      ОКОПФ (общероссийский классификатор организационно-правовых форм): 65 – общество с ограниченной ответственностью

      ОКФС (общероссийский классификатор форм собственности): 16 – частная собственность

      Местонахождения: 344079, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Нансена, 79.

      В соответствии с учетной политикой  организации товары учитываются  на счете 41 «Товары» по фактической  себестоимости, без учета НДС. Для  того чтобы из стоимости товаров  и других ценностей выделить сумму  без учета НДС (18%), необходимо их покупную стоимость разделить на 118 и умножить на 100.

      При исчислении НДС (18 %) с суммы реализации необходимо исходить из того, что продажная  цена товара уже включает в себя НДС. Поэтому для начисления НДС  с реализации необходимо сумму продаж товаров разделить на 118 и умножить на 18.

      При реализации товаров, их оценка производится методом средней себестоимости.

      Начальное сальдо  ООО «Гермес» на 01 января финансового года представлено в  таблице 1. Финансовый год ООО «Гермес» соответствует календарному году.

       

      Таблица 1.

      Начальное сальдо по счетам ООО  «Гермес» на 01 января

№ счета Наименование  счета Сумма
А Б 1
01 Основные средства 140 000
02 Амортизация основных средств 40 000
41 Товары (94 единицы) 108700
50 Касса 10 000
51 Расчетные счета 398700
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредиторская задолженность) 30 000
68 Расчеты по налогам  и сборам (кредиторская задолженность) 16 100
69/1 Расчеты по социальному  страхованию (ФСС) 100
69/2 Расчеты по пенсионному  обеспечению (кредиторская задолженность) 5 600
70 Расчеты с персоналом по оплате труда (кредиторская задолженность) 35 000
71 Расчеты с подотчетными лицами 2100
76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами (дебиторская  задолженность) 5 300
80 Уставный капитал 50000
84 Нераспределенная  прибыль 488 000

       

      Хозяйственные  операции  ООО «Гермес» за финансовый год представлены в таблице 2. 

Таблица 2.

Хозяйственные операции ООО «Гермес»

    № п/п Содержание  хозяйственных операций Суммы по вариантам 
    А Б 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    1 Оприходованы 100 единиц товары, поступившие в поставщика, в том числе НДС 18%: 115640                  
    а) оприходована покупная стоимость товаров  без  НДС  ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    б) отражен НДС 18 % по оприходованным товарам ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    2 Погашена задолженность  перед поставщиком (с учетом текущей  поставки и ранее образовавшейся задолженности) ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    3 Поступила в  кассу выручка от продажи122 единиц товара 122475 123220 123464 123830 124074 124440 124806 125050 125294 126148
    4 Списана на реализацию стоимость реализованных товаров (122 единиц) ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    5 Подотчетное лицо возместило в кассу в полном объеме задолженность по подотчетным суммам ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    6 Денежные средства из кассы сданы в банк и зачислены  на расчетный счет 125000 125500 126000 126500 127000 127500 128000 128500 129000 129500
    7 Перечислена в  бюджет в полном объеме задолженность  по налогам ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    8 Перечислена в  бюджет в полном объеме задолженность  в ПФР ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    9 Перечислена в  бюджет в полном объеме задолженность  перед ФСС ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    10 Акцептован  счет автобазы  за оказание транспортных услуг, в т. ч. НДС 18 %: 19400 18600 19100 19600 19700 18700 19400 19700 18700 19200
    а) отражена стоимость услуг без  НДС  ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    б) отражен НДС 18 % по полученным услугам ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    11 Оплачен счет автобазы за транспортные услуги перечислением  с расчетного счета ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    12 Получены денежные средства из банка по чеку в кассу  предприятия для выплаты зарплаты и хозяйственные расходы  40000 39500 39000 38500 38000 37500 37000 36500 36000 35500
    13 Выплачена из кассы  задолженность по оплате труда за предшествующий период ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    14 Выданы денежные средства из кассы подотчетному лицу на хозяйственные расходы 5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 2500 3000 3500
    15 Приняты к учету  расходы подотчетного лица на канцелярские товары и принадлежности 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950
    16 Неизрасходованная подотчетная сумма возвращена в  кассу предприятия ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    17 Поступило от поставщика оборудование, срок службы которого 5 лет. Стоимость оборудования с учетом НДС составляет: 66000 61000 64000 68000 60000 63000 67000 69000 62000 65000
      а) отражена стоимость  оборудования без НДС ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    б) отражен НДС (18 %) по полученному оборудованию ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    18 Отражены услуги сторонней организации по установке  оборудования (без НДС) 3700 3700 3700 3700 3700 3700 3700 3700 3700 3700
    19 Оборудование  введено в эксплуатацию ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    20 Оплачен с расчетного счета счет поставщика за оборудование ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    21 Акцептован  счет за аренду торгового оборудования 25000 25500 26000 26500 27000 27500 28000 28500 29000 29500
    а) сумма арендной платы без НДС ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    б) НДС 18 % ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    22 Начислена амортизация  основных средств 5500 5000 5000 5500 5500 5000 5500 5500 5000 5000
    23 Начислена заработная плата 44000 39000 42000 46000 48000 41000 45000 47000 40000 43000
    24 Из зарплаты удержан налог на доходы физических лиц 4750 4770 4500 4700 3550 4560 4780 4900 4550 4720
    25 Начислены от фонда  оплаты труда в соответствии с  тарифами (см. прил. 4) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    26 Начислены взносы в Фонда социального страхования  РФ  в соответствии с тарифами (см. прил. 4) от фонда начисленной  зарплаты   ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    27 Начислены взносы   в Фонда социального  страхования  РФ  на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2 % от начисленной зарплаты  ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    28 Начислено  в  Фонда социального медицинского страхования РФ  в соответствии с тарифами (см. прил. 4)   ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    29 Начислен НДС (18 %) с суммы реализованной продукции ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    30 На основании  полученных счет-фактур принят к зачету НДС по оприходованным товаро-материальным ценностям и услугам                     
    31 На расчетный  счет зачислен краткосрочный кредит банка  110000 100000 130000 110000 110000 120000 12000 100000 110000 100000
    32 Списаны расходы  на продажу ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    33 Определен финансовый результата от продажи товаров ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    34 Начислен налог  на прибыль (20 %) ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
    35 Произведена реформация баланса ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

 

Таблица 3.

  • Журнал  регистрации хозяйственных  операций
  • № п/п Содержание  хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма
    Дт Кт
    1 Оприходованы 100 единиц товары, поступившие в поставщика, в том числе НДС 18%:     115640
    а) оприходована покупная стоимость товаров  без  НДС  41 60 98000
    б) отражен НДС 18 % по оприходованным товарам 19 60 17640
    2 Погашена задолженность  перед поставщиком (с учетом текущей  поставки и ранее образовавшейся задолженности) 60 51 145640
    3 Поступила в  кассу выручка от продажи122 единиц товара 50 90/1 322475
    4 Списана на реализацию стоимость реализованных товаров (122 единиц) 90/2 41 129986
    5 Подотчетное лицо возместило в кассу в полном объеме задолженность по подотчетным суммам 50 71 2100
    6 Денежные средства из кассы сданы в банк и зачислены  на расчетный счет 51 50 325000
    7 Перечислена в  бюджет в полном объеме задолженность  по налогам 68 51 16100
    8 Перечислена в  бюджет в полном объеме задолженность  в ПФР 69/2 51 5600
    9 Перечислена в  бюджет в полном объеме задолженность  перед ФСС 69/1 51 100
    10 Акцептован  счет автобазы  за оказание транспортных услуг, в т. ч. НДС 18 %:     19400
    а) отражена стоимость услуг без  НДС  41 60 16441
    б) отражен НДС 18 % по полученным услугам 19 60 2959
    11 Оплачен счет автобазы за транспортные услуги перечислением  с расчетного счета 60 51 19400
    12 Получены денежные средства из банка по чеку в кассу  предприятия для выплаты зарплаты и хозяйственные расходы  50 51 40000
    13 Выплачена из кассы  задолженность по оплате труда за предшествующий период 70 50 35000
    14 Выданы денежные средства из кассы подотчетному лицу на хозяйственные расходы 71 50 5000
    15 Приняты к учету  расходы подотчетного лица на канцелярские товары и принадлежности 44 71 1950
    16 Неизрасходованная подотчетная сумма возвращена в  кассу предприятия 50 71 3050
    17 Поступило от поставщика оборудование, срок службы которого 5 лет. Стоимость оборудования с учетом НДС составляет:     66000
      а) отражена стоимость  оборудования без НДС 08 60 55932,2
    б) отражен НДС (18 %) по полученному оборудованию 19 60 10067,8
    18 Отражены услуги сторонней организации по установке  оборудования (без НДС) 44 60 3700
    19 Оборудование  введено в эксплуатацию 01 08 55932,2
    20 Оплачен с расчетного счета счет поставщика за оборудование 60 51 66000
    21 Акцептован  счет за аренду торгового оборудования     25000
    а) сумма арендной платы без НДС 44 60 21186,4
    б) НДС 18 % 19 60 3813,6
    22 Начислена амортизация  основных средств 44 02 5500
    23 Начислена заработная плата 44 70 44000
    24 Из зарплаты удержан налог на доходы физических лиц 70 68 4750
    25 Начислены от фонда  оплаты труда в соответствии с  тарифами страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 44 69/2 11440
    26 Начислены взносы в Фонда социального страхования  РФ  в соответствии с тарифами) от фонда начисленной зарплаты   44 69/1 1276
    27 Начислены взносы   в Фонда социального  страхования  РФ  на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2 % от начисленной зарплаты  44 69/3 88
    28 Начислено  в  Фонда социального медицинского страхования РФ  в соответствии с тарифами 44 69/3 2244
    29 Начислен НДС (18 %) с суммы реализованной продукции 90/3 68 49191
    30 На основании  полученных счет-фактур принят к зачету НДС по оприходованным товаро-материальным ценностям и услугам  68 19 34480,4
    31 На расчетный  счет зачислен краткосрочный кредит банка  51 66 110000
    32 Списаны расходы  на продажу 90/2 44 91384,4
    33 Определен финансовый результата от продажи товаров 90/9 99 51913,6
    34 Начислен налог  на прибыль (20 %) 99 68 10382,7
    35 Произведена реформация баланса 99 84 41530,9

    Информация о работе Особенности бухгалтерского учета нематериальных активов