Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа
В экономическую жизнь нашей страны управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных этой среде управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его дроблении на множество юридических лиц, в одновременном развитии многих направлений деятельности, в формировании значительного количества структурных подразделений (отделов, служб) как на уровне отдельных юридических лиц, так и на уровне холдингов.
Введение………………………………………………………………………………….3
Обзор экономической литературы……………………………………………………...5
1. Теоретические основы учета и нормативно-правовое регулирование
1.1. Нормативно-правовое регулирование управленческого учета…...……...8
1.2. Назначение управленческого учета………...…………..…………..............9
2 . Основы управленческого учета
2.1. Определение сущности управленческого учета..………………………...14
2.2. Организация управленческого учета……..……………………………….29
Заключение…………………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы………………………………………………......35
Предпосылками выделения управленческого учета в отдельную подсистему на предприятии являются:
-
отсутствие механизма
-
отсутствие «прозрачной»
-
несовершенство системы
- отсутствие механизма оценки рентабельности направлений деятельности и отдельных продуктов;
-
отсутствие процедур
-
недостаточный уровень
- отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия (системы контрольных показателей, регламента их планирования, получения отчетов, анализа и оценки, стимулирования).
Постановку управленческого
-
анализ существующих в
-
анализ учетной политики
-
анализ сложившейся практики
составления и оценки
-
анализ структуры и методов
работы финансово-
-
анализ роли и места этих
служб в общей системе
- анализ системы планирования (бюджетирования);
-
анализ стратегии развития
На основе результатов проведенного анализа создается
организационно-
Методологическая составляющая определяет, «чем» (какими объектами) и «как» (на основании каких принципов) предполагается управлять. Организационная составляющая определяет, «кто» будет управлять, то есть формирует перечень субъектов управления и определяет их роль в системе управленческого учета. Техническая составляющая призвана ответить на вопрос: какие технические средства необходимы для функционирований системы управленческого учета.
На практике рассмотренные составляющие, не всегда существующие в чистом виде, и решение в ходе реорганизации управленческого учета различных вопросов предполагает их сочетание.
Среди мероприятий по формированию
организационно-
1)
формирование системы
2)
переход к финансовой
3)
разработка «учетной политики»
управленческого учета.
4)
формирование механизма
5)
выделение объектов
6)
разработка базовых форм
7) разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета;
8) разработка процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета;
9)
выработка регламентов
Формирование системы
Маржинальный доход может быть рассчитан как по предприятию в целом, так и по отдельным продуктам (работам, услугам), подразделениям (например, заводам, цехам, участкам и даже рабочим местам), географическим сегментам деятельности. В результате появляется возможность сравнивать между собой рентабельность отдельных продуктов,
географических сегментов, эффективность деятельности производственных подразделений до распределения постоянных (косвенных, общих) затрат. Это позволяет более объективно оценивать деятельность, поскольку распределение постоянных (косвенных, общих) затрат искажает реальную картину, содержит в себе элемент субъективности.
На следующем этапе необходимо формировать финансовую структуру предприятия. В результате роста объемов деятельности многие предприятия приходят к децентрализации принятия решений, что достигается путем выделения на предприятии центров ответственности. В результате повышается «управленческая прозрачность» хозяйствующего субъекта – легче планировать и контролировать деятельность отдельных менеджеров и подразделений.
Структура предприятия, таким образом, может рассматриваться как совокупность центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Образуется иерархия центров ответственности во главе с генеральным директором, который несет ответственность перед владельцами (учредителями, вкладчиками) предприятия за прибыльное ведение бизнеса.
Далее следует несколько
Каждый центр ответственности имеет свои «входы» и «выходы». Для центра ответственности по производству или по продаже «выход» может быть оценен по стоимости продукции, для других центров ответственности «выход» может быть измерен стоимостью оказанных услуг, для третьих – качеством.
«Входы» могут быть оценены по произведенным затратам. В этом случае система учета по центрам ответственности должна обеспечить возможность отделения затрат, контролируемых данным центром ответственности, от неконтролируемых им. При этом важным фактором может оказаться метод отнесения затрат на центр ответственности. Например, если затраты на ремонт оборудования распределяются на данный центр ответственности, то возможность контроля этих затрат весьма ограничена, но если они относятся пропорционально часовой ставке за каждый час отработанного времени, и ремонт производится по запросу ответственного исполнителя, то степень их контроля возрастает.
Возможно формирование центров ответственности с разной степенью полномочий и ответственности:
- центр затрат (ответственность за затраты);
-
центр доходов (
-
центр прибыли (
- центр инвестиций (ответственность центра прибыли плюс ответственность за размеры и эффективность капитальных вложений).
Порядок формирования центров ответственности зависит от сферы деятельности предприятия, от его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры, технологического процесса и даже территориальной расположенности, поэтому решается в индивидуальном порядке. Практика выработала лишь некоторые ориентиры при выборе
центра ответственности. Например, центры затрат – это чаще всего производственные подразделения, отдел закупок, отделы административно- управленческого аппарата и т. д. Оценка их деятельности зависит прежде всего от эффективности использования ресурсов – выпуска продукции и связанными с ним затратами. Центры продаж – коммерческие, маркетинговые, сбытовые подразделения, ответственные за реализацию. Основной показатель их деятельности – объем продаж, выручка от реализации. Центры прибыли – относительно самостоятельные подразделения, руководители которых ответственны и за затраты, и за продажи, а следовательно, и за размер получаемой прибыли.
По итогам этапа формирования центров
ответственности разрабатывается «Классификатор
центров ответственности», в котором закрепляются
принципы их выделения, классификации
и кодирования, а также «Справочник центров
ответственности», содержащий перечень
центров ответственности предприятия.
Формирование и механизма взаимодействия
управленческого и финансового учета
– одна из сложнейших проблем, решаемых
при создании организационно-
В практике западного учета применяются два варианта взаимосвязи управленческой и финансовой бухгалтерий с помощью контрольных счетов расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной системе учета на предприятии. Во втором варианте (вариант автономии) используются парные контрольные счета одного и того же наименования («счета-экраны»).
Планом счетов бухгалтерского учета, действующим с 2002 г., также предусмотрена возможность параллельного ведения учета затрат в системах собственно бухгалтерского учета и управленческого (производственного) учета с использованием счетов-экранов 30 – 39 Плана счетов. Однако оба варианта, хотя они и представляют собой разновидности автономии и интеграции, фактически реализованы в единой системе счетов. Они могут быть организованы при условии, что принципы, принятые в управленческом и финансовом учете, совпадают, чего на практике может и не быть. Исходя из этого, следует рассматривать и возможность использования третьего варианта – самостоятельной системы управленческого учета со своей системой регистров.
Целесообразность применения того или иного варианта определяется даже не размерами предприятия и объемами осуществляемых хозяйственных операций, а степенью отличий методологий управленческого и финансового учета. В результате организация финансового и управленческого учета в единой системе счетов не всегда позволяет учесть специфику принципов управленческого учета, а наличие автономных систем финансового и управленческого учета ведет к повышению трудоемкости работ,
дублированию информации, появлению расхождений.
Однако возможен и некий «промежуточный» вариант, например, ведение финансового и управленческого учета в разных планах счетов, но в рамках единой автоматизированной информационной системы. Подобные возможности реализуются в настоящее время большинством программ автоматизации деятельности предприятия. Естественно, что любой факт хозяйственной деятельности должен быть отражен в обеих подсистемах учета.
Но при этом алгоритм учета для каждой подсистемы будет свой, поскольку в управленческом учете заложены свои учетные принципы, а, кроме того, должна получить отражение расширенная информация, которая в финансовой бухгалтерии не учитывается. Это позволит устранить дублирование ввода информации и использовать принцип построения информационных систем: однократного ввода документа в систему и многократного использования.
Поскольку одна из главных задач постановки управленческого учета – удовлетворение информационных потребностей менеджеров различных уровней управления, весьма важным является перечень и содержание разработанных форм управленческой (внутренней) отчетности.
Существует ряд принципов, в соответствии с которыми формируются и предоставляются внутренние отчеты:
- отчет должен быть адресным и конкретным;
-
отчет должен содержать
-
при составлении отчета
-
отчет не должен быть
-
затраты на подготовку
-
отчет должен быть «