Основные средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается бухгалтерский учет основных средств, который включает в себя весь документооборот и учетную политику.
Целью данной курсовой работы является изучение движения основных средств, документооборота, связанного с ним, учетной политики и учета основных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретический аспект бухгалтерского учета основных средств……4

1.1.Понятие, виды (группы) объектов основных средств………………….….4
1.2. Оценка основных средств…………………………………………………..5
1.3.Задачи бухгалтерского учета основных средств…………………………...7
1.4.Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств…………………..7
1.5. Переоценка основных средств ……………………………………………..9
1.6. Выбытие (списание) основных средств…………………………………..10
1.7. Амортизация основных средств…………………………………………...13
1.8. Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств…………...….15
1.9.Аренда основных средств……………………………………………….….15
1.10. Инвентаризация основных средств …………………………………..….18

Глава 2. Документооборот и учетная политика…………………………...…..20
2.1 Документооборот
(документальное оформление операций по учету ОС)
2.1.1.Поступление и выбытие объектов ОС………………………20
2.1.2.Внутреннее перемещение объектов ОС……………………..21
2.1.3.Ремонт основных средств…………………………………….22
2.1.4.Списание объектов ОС………………………………………..22
2.1.5.Учет оборудования…………………………………………….23
2.1.6.Учет наличия и движения основных средств………………..23
2.1.7.Обязательные реквизиты документа……………………...….24
2.1.8.Сроки и порядок составления документооборота……….….26

2.2.Учетная политика…………………………………………………...….26

Глава 3. Практическая задача……………………………………………………29
3.1. Решение задачи………………………………………………………..30
3.2. Оборотно-сальдовая ведомость………………………………………32
3.3. Бухгалтерский баланс……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации ведется на счете 02 "Амортизация основных средств".

Корреспонденция счетов по учету амортизации:

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

20

02

Начислена амортизация основных средств в основном производстве.

23

02

Начислена амортизация основных средств во вспомогательном п
оизводстве.

25

02

Начислена амортизация основных средств общепр
изводственного назначения.

26

02

Начислена амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения.

29

02

Начислена амортизация основных средств в обслуживающих производ
твах и хозяйствах.

44

02

Начислена амортизация для торговых организаций

97

02

Начислена амортизация основных средств при осуществлении расходов будущих пер
одов.

91-2

02

Начислена амортизация основных средств, сданных в аренду.

 

      1.8. Ремонт основных средств

По учету основных средств предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств:

1.       единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации;

2.       равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем:

o         создания резерва на ремонт основных средств;

o         использования счета учета расходов будущих периодов.

  Порядок формирования и использования резерва сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва.

Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнируются. 

Ремонт основных средств(при наличие цеха осуествляющ. ремонт)

 

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

23

70

Начислена заработная плата работникам ремонтных служб

23

69

Начислен единый социальный налог на выплаты работникам ремонтных служб.

23

10

Отражено использование материалов и комплектующих для ремонта основных средств.

23

23

Отражено использование услуг других вспомогательных производств ремонтными службами.

23

60

Отражены услуги сторонних организаций по ремонту основных средств.

19

60

Выделен НДС в соответствии со счетами-фактурами сторонних организаций.

20

23

Списаны расходы на ремонт основных средств, используемых в основном производстве.

25

23

Списаны расходы на ремонт основных средств общепроизводственного назначения.

26

23

Списаны расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения.

29

23

Списаны расходы на ремонт основных средств обслуживающих производств и хозяйств.

23

68

Начислен НДС на расходы по ремонту основных средств, не принимаемые для целей налогообложения по налогу на прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

1.9.Аренда основных средств

Согласно гражданскому законодательству в аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Существует несколько вариантов классификации видов аренды. По экономическому смыслу рассматривают два типа аренды:

1.       Текущая аренда

2.       Финансовая аренда (лизинг)


Текущая аренда

Имущество передается в аренду по соответствующему договору, согласно которому арендодатель передает в пользование арендатору имущество и начисляет арендную плату, при этом право собственности остается у арендодателя.

Арендодатель начисляет амортизацию, по переданному имуществу, и производит его ремонт на условиях, прописанных в договоре. 

Учет объектов основных средств, переданных в аренду ведется у арендодателя на субсчете "Основные средства, переданные в аренду" к счету 01 "Основные средства". 
Арендатор учитывает принятые основные средства на забалансовом счете 001
Ежемесячно арендатор начисляет (субсчет "Расчеты за арендованное имущество" к счету 76) и уплачивает арендную плату. 

Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными доходами (либо доходами от основной деятельности, если таковая прописана в уставе), для арендатора - расходами по обычным видам деятельности.

По окончании договора аренды имущество возвращается арендодателю. 

Учет текущей аренды у арендодателя:

Содержание операции

Дебет

Кре
ит

1

Переданы в аренду собственные основные средства

01-2

01

2

Начислена задолженность по арендной плате

76А

90,91,98

3

Начислена амортизация, переданного в аренду имущества

20,91

02

4

Начислен НДС

90,91

68

5

Получена арендная плата от арендатора

5

76А

6

Учтены затраты на капитальный ремонт переданного имущества, произведенные:

 

 

a)

Арендодателем

20,91

10, 70, 69, 23, 60

б)

Арендатором

20,26

76А

7

Возвращено ранее переданное в аренду имущество

01

01А


 

 


Учет текущей аренды у арендатора:

Содержание
перации

Дебет

Кредит

1

Получено арендованное имущество

001

-

2

Начислена арендная плата (ежемесячно / за неск-ко месяцев)

20/97

76А

3

Перечислена арендная плата арендодателю

76А

51

4

Учтены расходы на ремонт арендованного имущества, произведенные

 

 

a)

Арендатором

20,26,97

76А

б)

Арендодателем

76

23, 60,97

5

Возвращено арендованное ранее имущество

-

001

 


Финансовая аренда (лизинг)

Согласно закону N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование. 
Лизинг бывает: финансовым (прямой) и операционным.
Финансовый лизинг предусматривает погашение договорной стоимости имущества в течение срока действия договора, а также уплату процентов за пользование имуществом. В зависимости от характера операций финансовый лизинг подразделяется на:

1.       Прямой - после окончания договора, объект лизинга переходит в собственность к лизингополучателю

2.       Возвратный - организация продает свое имущество лизингодателю и сразу же как лизингополучатель берет его обратно в долгосрочную аренду (удобен в случае, когда необходимо получить свободные денежные средства)

3.       Смешанный - основан на долевом участии лизингодателя и лизингополучателя при приобретении объекта лизинга.

Операционный лизинг подразумевает, что после окончания договора, имущество возвращается лизингодателю. 

В обмен на право владения и пользования лизингополучатель уплачивает в пользу лизингодателя лизинговые платежи. 
Лизинговые платежи - общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:

        возмещение затрат лизингодателя по приобретению и передаче предмета лизинга лизингополучателю,

        возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг,

        доход лизингодателя.

В общую сумму может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю.

В учете лизингодателя сначала отражается приобретение имущества, предназначенного для передачи в лизинг. Дальнейшие операции зависят от того, будет ли объект лизинга учтен на балансе лизингодателя.

По соглашению сторон предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

Амортизационные отчисления производит тот, у кого на балансе находится предмет лизинга, при этом возможно применение ускоренной амортизации предмета лизинга.


 

 

 

                  

 

 

1.10. Инвентаризация основных средств

Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22). Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности.

До начала инвентаризации проводится проверка:

1.       инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

2.       технических паспортов или другой технической документации;

3.       документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

        основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на  счетe 91;

        недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

 

 

 

 

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Учтены выявленные излишки основных средств

01

91

2. Учет недостачи основных средств

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

2.2.

Списание амортизации по основному средству

02

01-B

2.3.

Учет недостачи по остаточной стоимости

94

01-B

3. Списание недостачи за счет виновных лиц

3.1.

Остаточная стоимость

73-2

94

3.2.

Превышение рыночной стоимости

73-2

98

3.3.

Получена сумма в счет погашения недостачи

50,51

73-2

3.4.

Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью

98

91

4.

Списание недостачи за счет организации

91

01

 


Глава 2. Документооборот и учетная политика.

2.1 Документооборот (документальное оформление операций по учету ОС)

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах», должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы.

Постановлением от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения.

 

Итак, в настоящее время действуют следующие формы по учету основных средств:

 

Номер формы

Наименование формы

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

ОС-1б

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

ОС-4б

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования

Информация о работе Основные средства