Основные средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается бухгалтерский учет основных средств, который включает в себя весь документооборот и учетную политику.
Целью данной курсовой работы является изучение движения основных средств, документооборота, связанного с ним, учетной политики и учета основных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретический аспект бухгалтерского учета основных средств……4

1.1.Понятие, виды (группы) объектов основных средств………………….….4
1.2. Оценка основных средств…………………………………………………..5
1.3.Задачи бухгалтерского учета основных средств…………………………...7
1.4.Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств…………………..7
1.5. Переоценка основных средств ……………………………………………..9
1.6. Выбытие (списание) основных средств…………………………………..10
1.7. Амортизация основных средств…………………………………………...13
1.8. Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств…………...….15
1.9.Аренда основных средств……………………………………………….….15
1.10. Инвентаризация основных средств …………………………………..….18

Глава 2. Документооборот и учетная политика…………………………...…..20
2.1 Документооборот
(документальное оформление операций по учету ОС)
2.1.1.Поступление и выбытие объектов ОС………………………20
2.1.2.Внутреннее перемещение объектов ОС……………………..21
2.1.3.Ремонт основных средств…………………………………….22
2.1.4.Списание объектов ОС………………………………………..22
2.1.5.Учет оборудования…………………………………………….23
2.1.6.Учет наличия и движения основных средств………………..23
2.1.7.Обязательные реквизиты документа……………………...….24
2.1.8.Сроки и порядок составления документооборота……….….26

2.2.Учетная политика…………………………………………………...….26

Глава 3. Практическая задача……………………………………………………29
3.1. Решение задачи………………………………………………………..30
3.2. Оборотно-сальдовая ведомость………………………………………32
3.3. Бухгалтерский баланс……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

                                       1.5. Переоценка основных средств

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
На практике переоценка основных средств может быть использована :

        для определения реальной рыночной стоимости основного средства;

        привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.);

        при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска ценных бумаг);

        в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.

Проведение переоценки объектов основных средств является правом, а не обязанностью  организаций. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).

Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:

        какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;

        методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,

        лиц, ответственных за проведение переоценки.

Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) илидооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости. 

После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. ДООЦЕНКА: сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации. Если в предыдущие отчетные периоды была проведена уценка этого объекта через счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), то сумма дооценки, равная сумме уценки, сначала зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), разница - на капитал.

 

 

1.1.

 

 

Увеличена первоначальная стоимость основных средств

 

 

01

 

 

83/84

1.2.

Увеличена начисленная амортизация основных средств

83/84

02

3. УЦЕНКА: сумма уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Если в предыдущие отчетные периоды была проведена дооценки этого объекта, то сумма уценки сначала относится в уменьшение добавочного капитала, образованного в предыдущие отчетные периоды, разница - на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

3.1.

Уменьшена первоначальная стоимость основных средств

84/83

01

3.2.

Уменьшена начисленная амортизация основных средств

02

84/83

При выбытии объекта основных средств сумма дооценки переносится из добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации.В целях налогового учета при проведении организацией переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств, положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом),учитываемым для целей налогообложения и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.

Другими словами, результаты переоценки не влияют на налоговую базу по налогу на прибыль, но влияют по налогу на имущество.

 

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

01

83

Увеличена первоначальная стоимость объектов основных средств.

83

02

Увеличена сумма амортизации при переоценке.

01

91-1

Осуществлена дооценка в пределах суммы уценки, проведенной в прошлые отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков.

91-2

02

Увеличена при дооценке сумма амортизации в пределах проделанной ранее уценки, отнесенной на счет прибылей и убытков.

83

01

Уменьшена первоначальная стоимость объектов основных средств в пределах ранее проведенной дооценки.

02

83

Уменьшена сумма амортизации объектов основных средств в пределах проведенной ранее дооценки.

84

01

Уменьшена первоначальная стоимость объектов основных средств сверх сумм проведенной ранее дооценки

02

84

Уменьшена сумма амортизации сверх сумм проведенной ранее дооценки.

                                           

                    1.6. Выбытие (списание) основных средств

Основные средства выбывают из организации в случаях:

1.       списания по причине непригодности к дальнейшему использованию

2.       продажи на сторону

3.       безвозмездной передачи

4.       передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации

5.       сдачи имущества в аренду, лизинг

6.       реализации по договорам мены и т.д.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов. 

Выбытие объекта ОС оформляется актом на списание основных средств (форма ОС-3). Этот документ подписывается специально созданной комиссией и утверждается руководителем.

Если после списания или ликвидации объекта остаются какие-то материальные ценности, то их необходимо оприходовать в бухгалтерском учете по рыночной цене (пункт 9 ПБУ 5/2001.).

Если выбытие ОС связано с их продажей, то в учете следует отразить полученный в результате продажи прочий доход. Продажа ОС оформляется накладной на отгрузку ОС, товарно-транспортной накладной и счетом-фактурой.

По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.

Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".

Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов

Если выбывающий объект ОС ранее переоценивался, то сумма дооценки, отраженная на счете 83 «Добавочный капитал» переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль»: Дебет83 Кредит84.

Продажа ОС

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

62

91-1

Отражена задолженность покупателя за проданный объект основных средств в сумме, указанной в договоре.

01-1 субсчет"Выбытие"

01

Списана первоначальная стоимость объектов основных средств.

02

01-1 субсчет "Выбыт
е"

Спи
ана начисленная амортизация.

91-2

01-1 субсчет "Выбытие"

Списана остаточная стоимость объекта основных средств.

83

84

Списана сумма дооценки по проданному объекту основных средств.

91-2

Разные счета

Списаны расходы на продажу основных средств.

91-2


8

Начислен НДС на стоимость проданного объекта основных средств.

51

62

Поступили денежные средства от покупателя.

 

                                   

Списание ОС(ИЗНОС,ЛИКВИДАЦИЯ)

 

 

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

01-1 субсчет "Выбытие"

01

Списана первоначальная стоимость объектов основных средств.

02

01-1 субсчет "Выбытие"

Списана начисленная амортизация.

91-2

01-1 субсчет "Выбытие"

Списана остаточная стоимость объекта основных средств.

83

84

Списана сумма дооценки по проданному объекту ос
овных средств.

91-2

Разные счета

Списаны расходы по выбытию объекта основных средств.

10

91-1

Оприходованы материалы, полученные от демонтажа оборудования и пригодные для ремонта других объектов основных средств по рыночной стоимости.

23

10,69,70

отражены затраты по демонтажу выбывающего объекта ОС собственными силами

99

91-9

отражен прочий убыток от ликвидации объекта ОС



 

Безвозмездная передача ОС

 

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

01-1 субсчет "Выбытие"

01

Спи
ана первоначальная стоимость объектов основных средств.

02

01-1 субсчет "Выбытие"

Списана начисленная амортизация.

91-2

01-1 субсчет "Выбытие"

Списана остаточная стоимость объекта основных средств.

83

84

Списана сумма дооценки по про
анному объекту основных средств.

91-2

Разные счета

Списаны расходы по выбытию объекта основных средств.

91-2

68

Начислен НДС от стоимости объекта основных средств, определ
нной в соответствии с положениями ст.40 НК РФ

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

4. Передача в счет вклада в уставный капитал

4.1.

Списани
первоначальной стоимости

01-1

01

4.2.

Списание амортизации

02

01-1

4.3.

Передача в счет вклада в уставный капитал

58

01-1

 

Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков). 

Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.

Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов). 

Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а. 

Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б).

 

                      1.7. Амортизация основных средств

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации. 
Амортизация не начисляется по:

        объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др).

        объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода)

        объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства

        продуктивному скоту

        многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста

        объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

 

           Начисление амортизации ОС не приостанавливается в течение всего СПИ за исключением ОС, переведенных на консервацию на срок, более трех месяцев или ОС, ремонт которых длится более 12 месяцев.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету. 

В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается. 

Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта. 

В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относится. Указанная классификация может быть использована также для целей бухгалтерского учета. Если в классификации срок полезного использования объекта не указан, его необходимо установить самостоятельно, исходя из: 

        ожидаемого срока использования объекта с учетом интенсивности его применения

        ожидаемого  физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, проведения всех видов ремонтов

 

Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице:

 

Для целей бухгалтерского учета

1.       линейный способ;

2.       способ уменьшаемого остатка;

3.       способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4.       способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

 

1.       Линейный способ

Месячная сумма аморт. = первоначальная стоимость(ПС) * месс. норм. аморт.

              Норма амортизации определяется путем исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и его СПИ.

              Месячная норма аморт. = ПС / СПИ / 12 мес.

2.       Способ уменьшаемого остатка

Месячная сумма амот. =  остаточная стоимость(ОС) * месс. норм. аморт.

Норма амортизации определяется расчетным путем, исходя из первоначальной стоимости объекта ОС также, как и в линейном способе.  

3.       Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Мес. Сумма аморт. = ПС * месс. норм. аморт.

Норма амортизации определяется расчетным путем, исходя из СПИ. Например, СПИ=5 лет.

    Сумма чисел лет СПИ= 1+2+3+4+5=15.

      Годовая норма амортизации в процентах определяется в следующем порядке:

Первый год: 5/15х100%=33,3%;

Пятый  год:  4/15 х100%=26,6,1%;

………………………………….

Восьмой год:   1/36 х100%=2,7%.

4.      Способ списания стоимости пропорционально объему продукции

Этот способ используется чаще всего на автотранспорте (пропорционально пробегу автомобиля).

Сумма аморт. на ед. прд. = ПС / норм. объем. прод.

Начисление амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3х месяцев, а также в период реконструкции, модернизации и капитального ремонта объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

По объектам основных средств некоммерческих организаций, а также жилищного фонда предприятий жилщно-коммунального хозяйства производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 "Износ основных средств".

Информация о работе Основные средства